Для того чтобы критиковать, не обязательно становиться депутатом Госдумы

До выборов в Государственную Думу осталось чуть менее двух недель, однако агитационную кампанию вряд ли можно назвать активной

Возможно, партии и их кандидаты экономят силы для последней недели, избрав тактику финального штурма, или, как говорят политтехнологи, «последней волны». Выборы в этом году по форме мало чем напоминают думскую кампанию 2011 года. Тогда не было ни одномандатников, ни лепестковой нарезки. Тогда, в 2011-м, точно никому не проходило в голову строить кампанию с опорой на социальные сети, которые, впрочем, и не были так распространены. 

До выборов в Государственную Думу осталось чуть менее двух недель, однако агитационную кампанию вряд ли можно назвать активной
Фото: архив МК

Более того, в 2011 году экономическая и внешнеполитическая ситуации кардинально отличались от текущей повестки. Это определяло как цели, так и предвыборную тактику политических конкурентов. Сегодня ситуация изменилась: возврат к смешанной системе подстегивает предвыборную конкуренцию, в которой главную роль играют уже не партии, а их кандидаты-одномандатники. Экономический кризис вкупе с внешнеполитическим давлением, с одной стороны усиливают претензии избирателей к «Единой России», а с другой - приводят к сплочению населения вокруг фигуры президента, открыто симпатизирующего партии власти.

Наконец, сегодня отчетливо оформилась нишевая конкуренция, когда политические партии, занимая определенную нишу, заботятся, прежде всего о сохранении собственного электората, не покушаясь на «чужого» избирателя. Очевидно, что именно этим определялись задачи партий на избирательную кампанию. К слову, уникальность этих выборов в том, что, как минимум для трех парламентских партий думская кампания – проверка на прочность.

Для «Единой России» выборы-2016 – серьезный вызов. Партия должна не просто выиграть выборы, а подтвердить свое лидерство в партийной системе страны, поэтому разрыв между первым и вторым местами должен быть не менее 30 процентов. КПРФ придется в очередной раз доказывать свое право быть второй партией в России и главной оппозиционной силой. Однако сегодня этот статус КПРФ все больше оспаривается идущей следом ЛДПР. В отличие от КПРФ, либерал-демократы свободны в своей политической риторике, им не обязательно придерживаться какой-либо идеологии, кроме той, которая позволит мобилизовать электорат. Пожалуй, ЛДПР – единственная из парламентских партий, которая просто наслаждается избирательной кампанией, понимая, что более 15 процентов ей вряд ли удастся набрать, но в Думу она пройдет в любом случае.

Наиболее сложная ситуация у «Справедливой России». Если в 2011 году это была новая сила, способная аккумулировать протестный электорат, то сегодня «эсеры» хорошо знакомы избирателю скандалами, мнимой оппозиционностью и низкой активностью. Поэтому еще в июне эксперты давали крайне осторожные прогнозы о способности или неспособности «Справедливой России» преодолеть пятипроцентный барьер и закрепиться в парламентской группе. Хотя ближе к концу лета положение «эсеров» улучшилось, партии вряд ли можно расслабиться.

Под поставленные партиями задачи были определены соответствующие предвыборные тактики. «Единороссы» с самого начала сделали ставку на тщательный отбор кандидатов, позиционировании себя как партии президента и пиаре уже работающих партийный проектов. Так, в Башкортостане «единороссы» достаточно качественно провели праймериз, отобрав лидеров общественного мнения, и отсеяв непопулярных и сомнительных кандидатов. Согласие Рустэма Хамитова возглавить региональный список партии значительно укрепило ее позиции. Наконец, дополнив «Реальные дела» еще несколькими социальными проектами, «единороссы» выбрали консервативный формат политической рекламы, ведя, по словам политтехнологов партии, «классическую кампанию лидера» с большим количеством встреч, коммуникаций и ненавязчивым характером наружной агитации. В итоге, присутствие «Единой России» ощущается везде, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.

Поскольку главной угрозой КПРФ стало естественное сокращение электоральной ниши, предвыборная тактика коммунистов включила не только распространение традиционного набора агитационной продукции, рассчитанной на людей старшего поколения, но и создание новых роликов, которые должны привлечь к партии внимание молодежи. Однако в Башкортостане коммунисты не отличаются выдумкой. Региональное отделение вновь строит кампанию на критике капитализма, ностальгии по советскому прошлому, ориентируясь на пенсионеров. Кандидаты партии активны, встречаются с избирателями, но встречи в большинстве своем напоминают либо плач в жилетку, либо демагогические собрания и кружки психологической помощи.

Умеренные амбиции ЛДПР и проверенная годами провокационная агитационная стратегия по-прежнему работают. Ориентирующаяся на городскую протестную молодежь, ЛДПР сосредоточилась на работе в городах республики. Помимо активной наружной рекламы, партия работает «в поле». В то же время тактика ЛДПР отличается откровенным энергосбережением. Партия предвыборная намеренно не «рвет жилы», понимая, что улучшить прежний результат ей вряд ли удастся.

Потеряв много времени, «Справедливая Россия» оказалась в критическом цейтноте. Республиканское отделение партии явно не доработало в предэлекторальный период: к весне 2016 года в Башкирии не было ни одного сколько-нибудь известного «эсера», проектная активность партии была на нуле. Именно это определило предвыборную тактику. Спасать ситуацию был призван экс-председатель отделения партии в Дагестане Гаджимурад Омаров со своей командой. «Справедливая Россия» стала наиболее активно использовать в своей кампании социальные сети. Однако интернет ими используется в основном для нападок на конкурентов и прежде всего на лидера списка «Единой России» - Рустэма Хамитова.

Очевидно, что политтехнологам «эсеров» не хватило опыта создать позитивный опыт своей партии в сети, поэтому они пошли от обратного. С самого начала предвыборная тактика «эсеров» дала сбой. Слишком диссонировала конструктивная позиция г-на Омарова, лидера списка «Справедливой России», с огульной критикой республиканских властей, на которой строилась предвыборная агитация также выдвинутого от «СР» кандидата-одномандатника Раиля Сарбаева. Уже в мае Гаджмурад Омаров открыл в Уфе Центр защиты прав граждан, планируя создать сеть подобных центров в республике. Плохо знакомый жителям региона, г-н Омаров активно шел в народ, пытался завоевать симпатии башкирских избирателей. Давал предвыборные обещания и делал конкретные предложения. А команда г-на Сарбаева сосредоточилась исключительно на создании критических или скандальных инфоповодов, игнорируя другие способы агитации. Видимо, накопившиеся обиды пребывавшего в политическом небытии экс-чиновника взяли верх над кандидатом, борющимся за депутатское кресло не ради самоудовлетворения, а ради работы на благо республики и ее народа. Как итог, призванный усилить позиции «эсеров» в предвыборной гонке, Раиль Сарбаев перечеркнул все старания Гаджимурада Омарова.

Тогда как анализ экспертов показывает, что избиратели больше ждут не критики, пусть и красивой и справедливой, а реальных дел и предложений по улучшению ситуации. Ведь вряд ли нужно идти в депутаты ради критики. Для этого просто можно быть аналитиком или политологом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру