Гастроли театра Вахтангова в Уфе прошли с впечатляющими аншлагами

На минувшей неделе театр имени Вахтангова завершил в Уфе «Большие гастроли»

Проект получился действительно масштабный: за девять дней труппа показала восемь спектаклей. В столицы Башкирии приехало 140 человек, пять огромных автофур декораций и аппаратуры. А уфимские зрители встречали актеров полными залами. Директор театра Кирилл Крок рассказал, что «театр не оторван от тех экономических процессов, которые происходят в стране».

На минувшей неделе театр имени Вахтангова завершил в Уфе «Большие гастроли»
Фото: архив МК

Кирилл Крок: «На бюджетный рубль театр зарабатывает 2,5 рубля»

- До начала кризиса самый дорогой билет на наш спектакль стоил 10 тысяч рублей, - рассказал он. - И эти билеты раскупались мгновенно. Наступил сентябрь 2015 года, и мы увидели, что эти билеты лежат мертвым грузом. Другими словами, для москвичей пойти вдвоем в театр за 20 тысяч рублей стало непозволительной роскошью. И мы были вынуждены опустить самую верхнюю планку до 8 тысяч. При этом я всегда подчеркиваю, что театр Вахтангова – это государственный театр. На каждый спектакль продаются 50 мест по 100 рублей. Самая нижняя ценовая планка – 300 рублей на балконе и последнем ряду бельэтажа. Мы имеем государственное финансирование, но статистика вещь упрямая – на один бюджетный рубль театр Вахтангова зарабатывает 2,5 рубля.

Один из старейших актеров театра Алексей Кузнецов в шутку заметил, что фамилия директора – «это еще и звук, с которым открывается дверь в театр Вахтангова».

- А если в двух словах говорить о настоящем вахтанговце, то это очень яркая форма, которая соответствует содержанию, - говорит Алексей Глебович. - Так, сочетание глубины идеи и великолепного текста Пушкина в «Евгении Онегине» с тем, что нафантазировано режиссером Римасом Туминасом, - это и есть истинно вахтанговское понимание театра на сегодняшний день. Что касается актеров, то до последнего времени к нам приходили только выпускники Щукинского института. Их пребывание в стенах театра уже закладывает основы того понимания театральной жизни, как ее мы себе представляем. Сейчас появилось трехступенчатая система - училище, студия, театр. Теперь студенты имеют возможность попасть в студию при театре, начинают там работать, ставят свои спектакли, по мере успеха переводятся в основную труппу. Такая вот эскалация с единым пониманием творческих задач.

Маковецкий: «Туминас как никто любит Россию и понимает ее»

Сергей Маковецкий отметил, что худрук театра Вахтангова Римас Туминас – «огромный художник, который находится вне национальности и вне политики».

- Он настолько эмоционален, в нем столько любви и боли, что это не может не быть на сцене. Ведь дело не в старых и новых формах, а в том, что это идет из души. А душа уже есть любовь, а если есть любовь, значит есть и боль, и все остальное. Римасу иногда хочется сказать, где ему жить. Скорее всего – между. Когда он открывает свой театр в Литве и ставит «Три сестры», ему говорят: «У вас что, нет литовского эпоса?» Когда он ставит здесь «Дядю Ваню», «Онегина», ему говорят: «Ну как этот литовец может любить Россию?» На мой взгляд, он как никто любит Россию и понимает ее. Да, в понимании есть много отрицательного к тому, что творится в мире. Мы не можем быть в изоляции, но нам не нужно этим заниматься тем, что происходит вокруг. Потому что наше дело – сохранить свою душу и постараться сохранить вашу.

«Дядю Ваню» Туминаса Маковецкий считает «блестящим прочтением Чехова».

- Именно не трактовкой, а прочтением пьесы, - уточняет актер. - В этом спектакле для меня больше Чехова. Нянька, с которой начинается спектакль, потрясывала бы головой и говорила: «Чайку выпьем?» - и что, старая женщина играет старую женщину. Это, наверное, пикантно, но ничего более. А то, что у нас нянька в мольеровском парике – уже вызывает вопрос, как у Хамдамова, когда он увидел замечательную Галину Коновалову, игравшую в потрясающем белом мольеровском парике. Она спрашивала у Астрова «Может тебе водочки выпить?», и Римас еще предложил ей рассмеяться. Скажете – глупость какая-то, но нет. Хозяев нет, все ушли на прогулку. Кто самая главная хозяйка? Нянька. Когда Хамдамов узнал, сколько лет Коноваловой, а тогда ей было далеко за 95, он сказал, что так подать взрослую актрису может только умный, тонкий и талантливый режиссер. И в этом мольеровском парике, в этой интонации Коноваловой, которая припудривалась, глядела в зеркало и играла своими замечательными бусами – больше Чехова, чем если бы она подошла и сказала «Выпьем чаю», и у нее из рук падали бы чашки.

Купченко: «Если бы мы могли рассказывать о ролях, мы бы не играли»

Людмила Максакова считает, что единственный путь постановки спектакля – это «прочесть автора иначе, чем до этого».

- Трактовок быть не может, - уверена актриса. - То есть когда автор, с точки зрения Римаса Туминаса, не исчерпан. Нужно найти тот поворот, который был упущен, прошел мимо и открыть автора с этой стороны – в этом настоящая задача режиссера.

Ирина Купченко затруднилась назвать свой любимый спектакль театра.

- У нас всегда визитной карточкой была «Принцесса Турандот», она шла очень много лет. Сейчас назвать один спектакль очень сложно, говорит актриса. - Мои любимые – «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня». «Маскарад» я любила, когда он шел на литовском языке, потому что там был только образ. А когда он оказался соединен с лермонтовским текстом, у меня сформировалось уже другое отношение, потому что я стала понимать, что говорят в каждой конкретной сцене.

Актриса бывает озадачена, когда ее спрашивают о созданных ею образах.

- Ты танцуешь на сцене, а потом тебе говорят – теперь спой. Вот так приблизительно выглядят просьбы рассказать, что же мы все-таки сыграли и что означает тот или иной эпизод. Если бы мы могли рассказывать - мы бы не играли. А мы умеем только играть. И потом, знаете, скучно. Когда отвечаешь на подобные вопросы, после - совершенно не хочется играть. А я не могу, я все высказала, зачем мне играть? Суть нашей профессии выражается в игре, а не в рассказе об этой игре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 14 сентября 2016

Заголовок в газете: Девять дней одного года

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру