Проехался по ушам
Перед концертом фойе Дворца молодежи традиционно забито предвкушающей яркое зрелище публикой. Любопытные толпились вокруг небольших столиков, где лаконичными стопками лежали диски с альбомами и концертами Лепса. Несмотря на то, что в сети можно найти большинство представленной продукции, народ брал – скорее, на память, чем по прямому назначению. Большой интерес вызвали очки от Григория Лепса – фирменный элемент его имиджа. Стоимость (в среднем около 10 тысяч рублей) все еще отпугивает, но подержать в руках и примерить было приятно многим.
Ровно в семь вечера зазвучала музыка, сцену ДК осветили: относительно молодые парни с видимым удовольствием воскрешали олдскульный гитарно-барабанный драйв - нечто среднее между классикой хард-рока и металом эпохи расцвета Rammstein. Небольшое инструментальное вступление стремительно вызвало Григория Лепса на сцену. «Песня императора» символично открыла концерт: на следующие два часа артист приковал внимание публики, которая в разной степени (бурно и очень бурно) реагировала на каждую из песен, неизменно подпевая – слова-то давно выучены.
В отличие от многих своих коллег по цеху, зачастую без особых изысков стригущих с дальнемосковских провинций возможность посмотреть на кумиров, Лепс отработал в полную силу. Певец порадовал своим характерным исполнением, неизменно напоминая о страсти к классике хард-рока 80-х, харизматично двигался по сцене, элегантно вертя микрофон, как в вестернах герои крутят пистолеты. Он не тянул время пустыми разговорами и не заигрывал с публикой, лишь вначале коротко намекнул первым рядам, что рад видеть на своем концерте знакомые лица. Лепс практически без пауз дарил публике именно то, что она хотела: любимые хиты и искренние эмоции, отчего кресла в зале с первых минут ходили ходуном от сидячих пританцовываний. С одной стороны, такое бесперебойное выступление, безусловно, приятно. С другой – создавалось впечатление, скорее, методичной работы, эдакой обоймы, которую нужно расстрелять всю до конца, иначе уйти не получится. Возможно, поэтому Григорий стал общаться с аудиторией только ближе к концу выступления, когда можно было расслабиться. Апофеоз концерта пришелся на заключительную часть, когда подряд пошли те хиты Лепса, которые и по сей день можно застать на радио и по телевизору. «Самый лучший день», «Лондон» и «Рюмка водки на столе» вызвали такой фурор, что люди не могли усидеть на местах. Кажется, именно после этих песен к сцене, наконец, двинулся настоящий караван из букетов, который лишь изредка давал о себе знать в течение всего концерта.
Самое большое разочарование – это качество звука: эпические гитарные запилы, соло на басу и яростные барабанные каскады звучали гулко и скомканно и в итоге лишь долбили по ушам, не слишком отличаясь от любого музыкального коллектива средненького качества. К сожалению, это уже не первый промах Дворца молодежи, где, судя по всему, звук попросту невозможно исправить, а разножанровые коллективы с живыми инструментами который год звучат одинаково плохо. Неожиданно в унисон дурному звуку сработал и безграмотный видеоряд, сопровождавший выступление. Если на некоторые песни включали давно известные клипы, то большая часть фонового видео напоминала грубо слепленные компьютерные заставки 20-летней давности и больше отвлекала, чем дополняла концерт. Цена за билет явно обязывает к более качественному оформлению, но, кажется, аудитория этого не замечала – она пришла не на концерт, а на самого Лепса. Да и к подобным огрехам местная публика уже как будто бы и привыкла – не в первый раз.
Кабацкое отчаяние
Несмотря на множество заблаговременных предупреждений о запрете на фото- и видеосъемку, зрители все равно пытались забрать на память фрагмент выступления, пусть и в непотребном качестве. Поскольку охранники не могли лично добраться до всех сидящих в зале с просьбой убрать телефоны, во время концерта они светили лазерными указками в лица зрителей, увлеченно нарушавших запрет. Если это не помогало даже на вторую минуту усиленного внимания к «пирату», то светить начинали на соседей, чтобы те напомнили о правилах поведения. В итоге дискомофорт ощутили даже «законопослушные» зрители.
Вообще, любовь к песням Лепса, из-за которой он в последние несколько лет регулярно собирает полные залы по всей стране, сама по себе очень интересна. Это удивительный феномен постшансона - жанра, в пределах которого работает Лепс и из которого вряд ли когда-нибудь выйдет. Это уже не блатная песня, поскольку все криминальные соки оттуда выведены, хотя лирика все такая же простая и плоская. Это своего рода эволюционный виток советского и российского эстрадного творчества, чьи адепты успели попробовать на вкус современные поп-хиты. Лепс не единственный, кто плывет на корабле постшансона в светлое будущее – рядом с ним Елена Ваенга и Стас Михайлов, но, возможно, он наиболее харизматичен на их фоне. Несколько лет назад, рассказывая о своем отношении к этой безумно популярной плеяде, Евгений Гришковец подчеркнул, что в Лепсе «есть какая-то лихость, драйв, кабацкое отчаяние, которого людям, любящим этого артиста, не хватает в повседневной жизни». Удивительно точное определение, говорящее о том, кто и зачем пришел в этот день в уфимский Дворец молодежи. Действительно, взрослые люди с сединой волосах и жизненным опытом в глазах, а также пребывающие в трогательном восторге дамы, чей возраст окончательно перевалил за 40, - это, пожалуй, и была основная аудитория, которая по-настоящему ждала это выступление. Поэтому, да, солянка из протяжных рок-боевиков и баллад о талой любви оказалась невероятно аппетитным блюдом. Причем в качестве приятной перчинки к этому хорошо идут крепкие, но не самые интересные каверы на Гребенщикова («Стаканы») и «Машину Времени» («Он был старше ее»), а также собственные композиции с музыкой, взятой из песен Queen и Coldplay. То, что главным и единственным склеивающим элементом является сам Лепс – очевидно, поскольку при более пристальном анализе текста и музыки эти песни быстро разлетаются на совершенно безжизненные части. Как очевидно и то, что еще через несколько лет Уфа снова очень тепло примет Лепса в полном зале, а публика, вкусив лихости своего кумира, будет не слишком таясь фотографировать его на любимый и слегка поцарапанный, как сама жизнь, смартфон.