Создатель «Мухи» Виталий Мухаметзянов в любом жанре всегда опережал время

Простой парень из Уфы, как он сам себя любил позиционировать, для многих стал легендой еще при жизни

Неделю назал у себя дома скончался легендарный уфимец Виталий Мухаметзянов, создавший знаменитый бренд «Муха» и прославивший столицу Башкирии в фильмах и клипах. Он всегда был первым: после того, как журнал «Муха» перестал выходить, высокохудожественных комиксов в стране так и не появилось, а клипы, который Мухаметзянов снимал для Сергея Галанина и группы «Чайф», стали классикой рок-жанра - на них до сих пор ориентируется рокерское сообщество.

Простой парень из Уфы, как он сам себя любил позиционировать, для многих стал легендой еще при жизни
Фото: архив МК

«Мне говорили: «Какие комиксы? Жрать нечего!»

Простой парень из Уфы, как он сам себя любил позиционировать, для многих стал легендой еще при жизни.

По словам близких, смерть наступила неожиданно - до трагического дня ничего не предвещало беды. На здоровье 51-летний Виталий не жаловался. Он хотел похудеть и держал строгую диету, последние 10 дней практически не принимал пищу. Эксперты полагают, что жесткая голодовка могла ослабить сердце мужчины. По словам родственников, телефон Виталия Мухаметзянова не прекращает звонить – у знаменитого клипмейкера, снимавшего ролики для многих российских рок-звезд и эстрадных исполнителей, были друзья не только в России, но и за рубежом.

Для Башкортостана Виталий – легендарная личность. Он намного опередил свое время, открыв в начале 90-х в Уфе комикс-студию «Муха», когда уфимцы еще не видели цветных журналов, не говоря уже о рисованных героических историях. Умеющий зажигать других своей идеей, Виталик сколотил группу талантливых художников, которые и начали выпускать комиксы под брендом «Муха».

По словам Виталия, рисовать комиксы он начал уже во втором классе, а вот первый раз попробовал напечатать свои творения только в конце 80-х.

- Это сейчас все магазины заполнены человекопауками, а тогда о существовании комиксов никто и не подозревал, - вспоминал Мухаметзянов в интервью нашему изданию. - В качестве резюме я подготовил журнал с огромными рисунками. Не знал технологии печати, думал, что рисунки фотографируют, поэтому в оригинале они должны быть очень большими. Начал в разные издательства ходить, где мне говорили: «Ты что, какие комиксы? Жрать нечего!». В издательство, которое сейчас называется «Башкортостан», тоже зашел. Через несколько дней оттуда позвонили. Я вообразил, что комиксы, наконец, будут печатать, а мне предложили нарисовать детскую книжку-раскраску с иллюстрациями к сказке Редьярда Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Я в то время ходил в рваных джинсах, а это была работа, какие-то деньги. Принес рисунки, издателям понравилось. Так появилась книжка под названием «Рипли» про приключения собачки-дворняжки, издали даже несколько серий. Спустя много лет в бухгалтерии Дома печати я увидел тираж этой книжки, сравнимый с тиражом китайской газеты «Жэньминь жибао», которую по приказу Мао Цзэдуна выписывала каждая семья. Эта цифра была больше, чем все население Уфы – 1 миллион 500 экземпляров. Будь у нас в то время капитализм, сейчас миллионером был бы!

«Нашим детям не нужны иностранные герои»

Мухаметзянов нашел средства и на свой журнал комиксов: первую книжку «Муха» выпустила в 91-м, издав до 95-го 20 номеров. В те времена первые в России журналы комиксов стали сенсацией.

- В 90-х мы одними из первых попытались раскачать в стране тему комиксов, - пояснял Виталий Мухаметзянов. – Конечно, в полной мере у нас это не получилось, но шуму понаделали.

Подростки, открывшие для себя жанр рисованных картинок и неизбалованные качественной графикой, штурмовали газетные киоски, чтобы получить заветный журнал. «Муху» читали под партами все школьники, письма Виталию Мухаметзянову от благодарных школяров приходили мешками, причем из разных регионов страны. А недобрые учителя даже приказы издавали об изъятии «вредной печатной продукции». По мнению педагогов, комиксы, повествующие о сказочных приключениях суперменов, побеждающих чуждых советскому духа троллей, гоблинов и вурдалаков, растлевают молодое поколение.

- Сейчас я тоже так считаю, - признавался в середине 2000-х Мухаметзянов. – Детям не нужны иностранные персонажи, они нам не близки. Воспитывать новое поколение следует на героях родной страны. Тем более что американские герои не слишком умны и недобры.

Инфляция сожрала благое начинание: подорожала бумага, и выпуск комиксов прекратился.

- Дело в том, что у комиксов любителей нет, а есть либо фанаты, либо люди, которые вообще не врубаются в них, - рассказывал Виталий. - И хотя один фанат равен сотне неврубающихся, в нашей подпорченной тогда железным занавесом стране фэнов не хватило, чтобы наши комиксы смогли подняться.

Поэтому студия стала потихоньку мутировать в TV-«Муху», начав работать с ожившими картинками — мультиками, кино, клипами. Уже в 94-м Мухаметзянов снимает первый клип группе «Алиса», отойдя от серийного производства комиксов. Именно после проката «Знай, паскуда, вольных» на федеральных каналах в Уфу потянулись рокеры, надеясь получить качественный ролик. Кинчев открыл столицу Башкирии для Сергея Галанина, Владимира Шахрина, «Запрещенных барабанщиков», а также звезд, к року не имеющих отношения. С тех пор было произведено более трёхсот музыкальных видеоклипов для самых разных исполнителей. Уфимские кудесники снимали ролики для признанных эстрадных и рок-звезд – «Аквариума» и Кипелова, Киркорова и Баскова, Алсу и Гурцкой, Успенской и Ваенги, Елки и Глюкозы, «Рефлекса» и «Серебра», не отказывая и местным звездам - «Нечто» и «Люмен», Хание Фархи и Айдару Галимову.

- Мы себя 15 лет рекомендовали, рекомендовали и зарекомендовали, - объяснял Мухаметзянов популярность своей студии. - Теперь достаточно в интернете в любом поисковике набрать «студия муха», и вывалится вагон, а следом еще тележка информации, по которой можно примерно прикинуть, чем мы занимаемся.

«За «День хомячка» меня ругали, а я не переживал»

Впрочем, тот, кто видел трехмерный клип Глюкозы, не усомнится в известности студии «Муха». Это был первый музыкальный ролик российской исполнительницы, созданный в 3D графике. И сделали его в Уфе! Появилось и собственное кино. Правда, режиссерский дебют Виталия «День хомячка» и зрители, и критики восприняли скептически.

- Меня ругали, а я не особенно переживал, - признавался режиссер. – Я ведь добился своего - сделал настоящий фильм!

Следующей серьезной работой стала компьютерная графика к фильму «Первый после Бога», а потом и к нашумевшей экранизации «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко. Понятно, что режиссерские способности Мухаметзянова оценили в столицах.

В «Мухе» создали и собственного мультяшного героя – Буратилло, который засветился не только в социальной рекламе, но и в клипе группы «Рефлекс». После этого Мухаметзянов взял на себя амбициозную роль по созданию полнометражных мультфильмов. По мнению Виталия, ни одному из современных мультипликационных творений не удалось переплюнуть российский мультик «Бременские музыканты».

- У нас в стране не было джаза, - рассуждал Виталий. - Во всем мире он был, а у нас не было! Блатняк, ласковые и нежные песни про синий платочек, а потом сразу же хэви-мэтал. Поэтому люди до сих пор слушают Сердючку. Переодевшийся мужик, который косит под проводницу – ни в одной стране мира не могло случиться, чтобы он стал звездой. Это бред и отсутствие вкуса! Тем не менее ему пишут песни, он поет с большого экрана, и он популярен. После того, как школа мультипликации умерла вместе с перестройкой, долгое время до мультиков никому не было дела. Образовался провал в этой индустрии, потому что все покупали машины, квартиры, занимались строительством и торговали нефтью. А теперь все ниши заполнились и разрабатывают то, что осталось незанятым: киноиндустрия, например. Только сейчас создали три двухмерных мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Князь Владимир».

Развивать отечественную мультипликацию Виталия подвигли и обстоятельства личного характера. Мухаметзянов растил сына и дочку и очень хотел, чтобы они воспитывались на российских образцах.  

- Сейчас идет настоящая американизация нового поколения, скоро во всем мире все дети будут вырастать на одних и тех же героях, - был уверен он. – Может, это и хорошо. В Америке, например, полицейский – это уважаемый человек, а у нас – так, менты. Это пренебрежительное отношение переходит в большую политику и другие сферы жизни. Какие нормы в детстве заложили, таким человек, повзрослев, и становится. Поэтому наша задача снова начать делать добрые мультики, которые закладывали бы в наших детях хорошую нравственную основу.

«Было бы здорово не ассоциироваться только с Шевчуком и Земфирой»

В 2000-м студия решила тряхнуть стариной, и свет увидел двадцатый выпуск комиксов. А в 2009-м вышел очередной журнал, который за эти годы приобрел статус культового. Узнаваемые персонажи стали объемными – при их возрождении художники использовали прогрессивный 3D-формат.

- Вот уже почти двадцать лет наблюдая за развитием комикс-индустрии в нашей могучей и необъятной, я убеждаюсь, что русский комикс так и не встал на ноги, - печалился Виталий. - И, к сожалению, в этой пустоте, словно вирусы, начали плодиться и размножаться комиксы заокеанские. И начали сносить нашим читателям башню. Не пресловутой «пропагандой насилия и секса», а хуже — «великой западной мечтой» — разбогатеть на халяву. То есть, когда всем и так плохо, а ты сумел отжать где-то кучу бабла, и всем стало от этого еще хуже. Нет, не по-нашему это как-то. По-нашему — это когда тебе хорошо, всем вокруг тоже хорошо, а деньги при этом не цель, а всего лишь средство, чтобы было хорошо.

Поэтому «Муха» решила возродить свои знаменитые комиксы не в привычной бумажной версии, а в продвинутой – для пользователей модных гаджетов. С 2012-го новые истории уфимских художников под вывеской «Мухарт» можно найти в приложении для iPad и iPhone.

- Хватит ныть, что русского комикса не существует, так даже и думать не стоит, - оптимистично уверял Виталий Мухаметзянов. - Вот поэтому наш бренд и вернулся!

Виталик и сам стал брендом: и когда комиксы расходились по всей стране, и когда он взялся снимать музыкальные клипы, и когда он замахнулся на художественные фильмы.

Сам себя Муха называл Микки Маусом – всегда улыбчивый, смешливый и умеющий очаровывать окружающих. Именно поэтому у «простого» парня так легко получалось реализовывать самые сложные проекты, находить деньги в трудные времена и открывать новые жанры. Мухаметзянов уже давно считался мэтром, человеком, который не только сам себя сделал, но и многого добился в жизни. Однако советов как прославиться, Виталий не давал: «Я же не оракул».

- В Башкирии много талантливых рисующих ребят, пусть они не боятся проявлять себя, - советовал он. - Положение Уфы было бы просто замечательным, если бы в прессе не ассоциировали наш город исключительно с Шевчуком и Земфирой. Все думают, что у нас только два человека толковых и было. А главный показатель уникальности нашего города - то, что мы все здесь живем.

Со смертью Виталия Мухаметзянова творческая Уфа осиротела. И пусть кто-то скажет, что Виталик занимался не высоким искусством, а развлекал публику, однако на комиксах «Мухи» выросло целое поколение. И это поколение его не забудет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Игра в классика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру