Башкирская этнократия использовала нацвопрос при выстраивании диалога с центром

Чем отличается многонациональный народ Российской Федерации от многонационального народа Республики Башкортостан?

Казалось бы, ничем. В обоих случаях многонациональность. В обоих случаях имманентное равноправие. Однако, это не совсем так. В трактовке «видных» башкирских республиканских деятелей главным в «многонациональном народе РБ» должен быть все-таки башкирский народ, тогда как на федеральном уровне государствообразующим народом является русский. В итоге возникает когнитивный диссонанс, когда условно главный русский народ в национальных республиках – подчиненный.

Чем отличается многонациональный народ Российской Федерации от многонационального народа Республики Башкортостан?
Фото: Азат Вахитов

В действительности же, в России нет главных и подчиненных, поскольку все соединены «общей судьбой на своей земле».

1 ноября 2016 года в Астрахани состоялось заседание совета по вопросам национальной политики, на котором президент страны заговорил о необходимости разработать закон о российской нации. Так уж в нашей стране повелось, что власти предержащие что-нибудь скажут, но пояснениями себя не утруждают. В итоге, все кому не лень начинают не только обсуждать, что же все-таки имел в виду глава государства, или иной большой чиновник, но и критиковать, либо защищать сказанное.

Не стал исключением концепт «российская нация». Одни «эксперты» сразу вспомнили о «советском народе» и заговорили о неизбежной ассимиляции русскими оставшихся 20 процентов нерусского населения страны. Другие одобрительно поддакивали, напоминая о наличии внешних врагов, необходимости консолидации в единую нацию. Главным же здесь стало – «вспомнили». Очевидная исчерпанность «посткрымского консенсуса» заставила власти вернуться к работе с обществом, с народом, с нацией. Но чтобы работать, нужно знать ее, нацию. Вот и заговорили.

В Башкортостане вопросы подобного рода периодически всплывают в общественном дискурсе, но не так, чтобы часто. Башкирия – многонациональная республика, в которой проживают более 160 национальностей - читай народов. Общая история способствовала складыванию в регионе комфортных условий для совместного проживания и сохранения культурной самобытности многочисленных наций. И сегодня еще можно свободно поговорить по-немецки в Пришибе Благоварского района, или «мовить по-белорусски» в селе Балтика Уфимского района.

Гармоничные отношения между народами, оформившиеся в Башкортостане, были деформированы в 1990-х годах, когда федеральная власть фактически отказалась от вмешательства в национальный вопрос в обмен на лояльность региона к центру.

Наличие значительных экономических ресурсов в руках республиканской элиты позволило ей обеспечить относительное спокойствие в регионе, гарантировать себе монопольное положение в политической системе Башкортостана, а национальная/националистическая риторика вкупе с финансовыми дотациями способствовали созданию мощной этнической поддержки. Сформировавшаяся таким образом республиканская этнократия стала использовать национальный вопрос в качестве козыря при выстраивании диалога с центром. Кульминацией такой политики, обладающей признаками сепаратизма, стало формирование концепции «титульной нации». Именно в этот период всех несогласных с концепцией «многонациональный народ Башкортостана», понимаемой как «башкирский и все остальные народы» представляли, как колонизаторов, противников национального самоопределения и башкирского суверенитета.

После отставки Муртазы Рахимова лишенные политической поддержки башкирские общественные организации маргинализировались, однако инерция периода 1990-х – начала 2000-х годов не позволяет говорить о восстановлении гармоничных межнациональных отношений в республике.

В настоящее время очевидна ограниченность проводимой прежде национальной политики, которая в действительности не способствовала ни сохранению культурной самобытности народов Республики Башкортостан, ни формированию единой российской нации. Башкирский язык, изучаемый в обязательном порядке в школах республики, как государственный, вызывает у многих несправедливое отторжение, но не сам язык виноват в этом. Даже башкиры, свободно говорящие на своем родном языке, не умеют на нем писать, да и читают с трудом. Язык – это культура, а вот с культурой у нас все плохо, в том числе с культурой межэтнических взаимоотношений.

Несмотря на относительную стабильность межнациональных отношений для их гармонизации необходимо приложить немало усилий. И прежде всего нужно открыто и четко сформулировать понятие «российская нация» и обсудить его со всей страной. Для Башкортостана понятие «российская нация» – не более, чем иное наименование «многонационального народа». Разве это плохо? И надо ли сразу отрицать его, стоя на националистических позициях, непонятно. В том-то и уникальность русского языка, что в нем этнос, народ и нация могут иметь разные определения. Нация может быть одновременно и народом, и этносом, но также может и не быть. А вот нам, многочисленным и разным народам непременно нужно быть единой нацией. Только в таком случае народный суверенитет, в том числе и суверенитет Башкортостана, будет именно народным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру