Наталья Бондарчук: «Немногие российские фильмы доходят до зрителя»

Режиссер из знаменитой династии ностальгирует по советскому кинопрокату

Наталья Бондарчук прибыла в Уфу, чтобы презентовать свой фильм «Тайна Снежной королевы». Детское кино, которое пыталось выйти на экраны несколько лет, показали в «Родине» бесплатно. Как выразилась сама Наталья Сергеевна, «на радость детям и бабушкам». Известная актриса и режиссер рассказала, почему после долгого перерыва снова взялась за детское кино, через что пришлось пройти ее театру «Бемби» и какое важное пророчество она получила от Святослава Рериха в Бангалоре.

Режиссер из знаменитой династии ностальгирует по советскому кинопрокату
Фото: архив МК

«Ресторанов не держу – только двух собак»

- Трейлер «Тайны Снежной королевы» обещал премьеру еще в 2013 году. Почему фильм выходит только сейчас?

- Картина очень сложно давалась. Снимали мы ее достаточно быстро, но потом 4 года ждали финансирования, чтобы закончить производство. В итоге мы закончили, но не в 3D, как она снималась изначально, а в 2D. Сейчас вообще немногие фильмы до зрителя доходят. У нас великий и непобедимый американский кинематограф на первых строках, на вторых, на третьих... И где-то в конце какая-то российская комедия пробивается. «Самый лучший фильм» или что-то такое, одним словом - «камеди клаб». Когда-то мой фильм «Детство Бемби» посмотрели сразу 7 миллионов детей. И это в первые две недели проката! Сейчас такого быть не может, даже если я сниму суперфильм.

- Правда, что вы даже заложили квартиру, чтобы доснять фильм «Гоголь. Ближайший»?

- Была угроза, что мне нужно выплачивать те кредиты, которые взяла на себя. У меня же ничего нет – ресторанов не держу, кроме двух собак. Эта история закончилась более-менее благополучно. Мы сделали одну копию фильма «Гоголь. Ближайший». Люди смотрят этот фильм, но в основном на фестивалях. Я пока единственный режиссер, который снял биографии наших великих писателей – Пушкина, Гоголя. «Пушкин. Последняя дуэль» до сих пор можно увидеть по телевидению, фильм даже неплохо продается. Но сейчас заниматься кинематографом и продюсировать его – опасное мероприятие.

- А Анастасия Заворотнюк действительно отказалась от гонорара за роль в «Гоголе»?

- Настя была очень благодарна, когда я дала ей эту роль. Потому что по сравнению с «Моей прекрасной няней» я дала ей серьезную работу. Она подарила мне гигантский букет роз и сказала, что я ничего ей не должна, хотя я немножко задолжала ей на этот период.

- А гонорары звездам первой величины?

- Эти средства отличаются от обычных, если брать того же Сережу Безрукова. Но они не завышают, потому что им очень нравятся роли. Сейчас я только что со съемок своей новой картины «Красная шапочка». Там работают прекрасные комедийные артисты, они все бесплатно снимаются – но один-два дня. Они прекрасно понимают, в какое положение попадает продюсер и режиссер, которые пытаются хоть что-то сделать для детей.

«Рада, что сын поработает с Федей Бондарчуком»

- В «Тайне Снежной королевы» снималась ваша мама, дочь. Каково это, когда родные на съемочной площадке?

- Это очень удобно. Потому что они перенесут больше, чем обычные актеры. И не будут высказывать претензии. И если ты селишь их в не самую лучшую гостиницу, они скажут: перетерпим, лишь бы она была в принципе. Маша Бурляева сейчас - профессиональная актриса. Ваня – композитор. К счастью моему, он работает с Федей. В следующей картине Федора «Притяжение» будет его музыка. Я очень рада, что они, наконец, вместе работают.

- Как отец оценивал ваши первые фильмы?

- Очень хорошо, причем он не только оценивал. Когда меня спрашивают, снималась ли я у отца, я отвечаю, что нет, но я с ним работала как режиссер с актером. Начиная с «Пошехонской старины», где я, Николай Бурляев и Игорь Хуциев сделали новеллы. В этом фильме от лица Салтыкова-Щедрина текст читал мой отец. «Бемби» ему очень понравился, он от лица сказочника читал стихи Николая Бурляева. И, кстати, в новой постановке спектакля «Бемби» в моем театре звучит голос отца - там есть маленький фрагмент из одноименного фильма. Мне было принципиально сохранить голос отца в этой постановке.

- Вашему театру «Бемби» в этом году исполняется 30 лет. Как удалось удержать его на плаву?

- За эти 30 лет мы побывали почти во всех уголках нашего мира. Кроме детей в театре «Бемби» играют киноактеры, с нами работали многие – Жанна Прохоренко, Николай Бурляев, Наташа Белохвостикова… Наш успех говорит, что содружество крупных кинематографистов и детей рождает уникальное зрелище – детский профессиональный театр. Правда, в 90-е были моменты, когда мы играли только для того, чтобы наскрести деньги на похороны: тогда умерло сразу четверо отцов наших маленьких актеров. Они не могли обеспечить детей едой, и все внутри у них восставало: инфаркт, инсульт. Что-то от заработка оставалось детям. У ребят тогда выпадали волосы… И даже сегодня, когда я вижу еду на столе, всегда думаю – вот бы нашим сейчас отправить.

- Снимаясь у Тарковского, вы что-то взяли из его творческой манеры?

- Копировать никогда ничего нельзя. Тарковский был мистик. И Андрей, и мой папа относились к кино как к чуду. Тарковский провоцировал актеров на игру. И более всего не хотел, чтобы они были на котурнах, чтобы это был театр у микрофона. Даже когда мы говорили какую-то фразу, он просил не выговаривать слова, а говорить, как в жизни. Если ошибешься – еще лучше! Куросава, Феллини, Тарковский создавали кинематограф, который будет жить столько, сколько будет жить само человечество. Такое кино не стареет. Хотя смешно сегодня наблюдать на космической станции в «Солярисе» белый телефон с проводом. Но все остальное не устарело, все это про другое. Как ни странно, в советское время снималось больше фильмов о божественном начале человека, чем сегодня.

- Многие до сих пор связывают ваше имя именно с этим фильмом.

- «Солярис» пошел по миру очень здорово. Помимо специального гран-при жюри Каннского фестиваля его наградили - и это тщательно скрывалось в советское время - призом католической и протестантской церкви за божественное начало в картине. И ее обязаны были купить страны католические и протестантские. Фильм вышел за пределы СССР. Таких было всего две – «Война и мир» и «Солярис». «Парамаунт» в это же время выпускал «Космическую одиссею» Кубрика. Тоже замечательная картина. Но выпуская его, они купили «Солярис» и положили на полку, чтобы избежать конкуренции.

«Европа гибнет от бородатых ценностей»

- Сейчас вы работаете над новым фильмом «Красная шапочка онлайн». Как удается снимать кино?

- Только благодаря моим друзьям. У меня очень профессиональная и очень любимая команда. Я уже третью картину снимаю с одним и тем же оператором-постановщиком Машей Соловьевой. Счастье великое, что у меня есть такая подруга. Она бесплатно работает над «Красной шапочкой».

- Отечественным фильмам не давали преференций даже в Год кино?

- Не только в Год кино, в любой. Один только «Хоббит» стоит столько, сколько вся поддержка российского кино в год. А что такое современное кино? Оно повенчано на современной технологии. Почти каждый кадр «Снежной королевы» сделан с помощью компьютерной графики, а это самое дорогое. Поэтому важно поддержать исчезающие прокатные точки, открывать закрытые кинотеатры.

- Вы считаете, что сегодня в России нет национально кино?

- Есть отдельные неплохие, иногда очень хорошие фильмы. Что такое национальный кинематограф? Это детское кино, комедии, арт-хаус... Такого разнообразия у нас в стране нет. Даже если мы остановим американское кино в отечественном прокате и обложим гигантским налогом, у нас не хватит наших фильмов для замещения. То есть надо изначально строить прокатную судьбу фильма.

- Вы говорили, что сегодня делаете кино в лучших традициях фильмов для детей. Что это за традиции?

- Прежде всего, я ученица Сергея Герасимова. Он всегда нас спрашивал: «Для чего ты снимаешь фильм, что ты хочешь посеять в душах? Если тебе нечего сказать – не снимай, пожалуйста». Мне есть что сказать молодому поколению. Остается проблема холодного сердца, проблема подвига одного человека ради другого. Герда у нас поначалу немножко труслива - боится мышей, крыс, а ей приходится идти против мирового зла. В фильме она говорит королю о Снежной королеве: «Никакие войска не справятся с ней – и вы это знаете. И только мой родовой огонь способен мне помочь».

- Именно об этом вы снимали «Снежную королеву»?

- Это картина о том народе, который сохранил традиции родового огня. Я была потрясена, когда мы летели над Ханты-Мансийском, над этой пустыней. И вдруг – чумики, чумики. Они тысячелетиями как жили, так и живут, не изменяя своим традициям. И это очень важно. И если с нашей цивилизацией что-то случится, вряд ли с ними что-то произойдет. Они перетерпят, перекантуются. Они не нарушали законов природы. К сожалению, не могу такое сказать о Европе. Совсем недавно была в Париже - Европа просто гибнет на глазах. А почему? Бородатые ценности. Я сейчас про ту бороду, которая поет. На Востоке говорят: карма. Вот карма сейчас и идет против них.

- А происходящее в России вас устраивает?

- Россия - такая страна, где все время что-то сжимают. Но если сжимать пружину, рано или поздно она выстрелит. Наша страна имеет колоссальный потенциал и когда-нибудь выпрямится. Когда это произойдет? Думаю, что на наших глазах. Я была в гостях у Святослава Рериха в Бангалоре в 90-е годы. Он говорил, чтобы мы не беспокоились, что Россия ни в чем не может потратить своей энергии, своим географическим положением на планете она выполняет такую роль, которая еще предъявит миру что-то свое, что-то очень важное в энергетическом плане. Я космист – хоть и православный, поэтому я в это верую.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру