Юлия Рутберг: «Я не боюсь быть на сцене уродливой»

Актриса знаменита своей любовью к перевоплощениям

Юлию Рутберг многие могут безошибочно узнать по характерному голосу. Обладательница театральных премий «Чайка» и «Хрустальная Турандот» сегодня блистает в театре имени Вахтангова. Театральные критики говорят, что у Юлии Рутберг «свои авторы, свои режиссеры и свой театр». Сама она утверждает, что уже на протяжении десятилетия самое подходящее название ему – «Театр смысла».

Актриса знаменита своей любовью к перевоплощениям
Фото: архив МК

«В театре актер становится солдатом»

- Я не понимаю, зачем выходить на сцену с тем материалом, который тебе не по нраву, или зачем работать с людьми, с которыми ты не находишь общего эстетического языка,- рассуждает она. - Я не говорю сейчас о том, кто кому нравится или нет, ведь это не категория искусства.

Артистка признается, что благодарна судьбе, которая свела ее на одной площадке с «лучшей режиссурой». Рутберг работала с такими мастерами, как Петр Фоменко, Гарий Черняховский, Роман Виктюк, Аркадий Кац, Владимир Мирзоев, Михаил Бычков, Михаил Цитриняк, Римас Туминас.

- Со всеми из них у меня сложились совершенно разные отношения, - говорит она. - Но важно, что все спектакли, которые мы предлагали зрителям, нельзя назвать поделками.

Юлия уверена, что исполнитель обязан играть все, что ему предложат лишь до тех пор, пока является «солдатом».

- Приходя в театр, актер становится солдатом, и право отказываться от предложенных ролей нужно заслужить, - поясняет актриса. - А появляется оно, когда актер заработал определенный опыт и статус в театре, среди коллег, когда обретает внутреннюю уверенность, что может так поступить. Но полностью на самооценку полагаться нельзя, у людей она часто бывает неадекватной. Особенно сейчас, когда все вокруг звезды с ореолом над головой.

По мнению Юлии Ильиничны, такого высокого уровня мастерства человек достигает годами, не просто нарабатывая навыки, а повзрослев и внутри себя.

- Актер должен стать старше и мудрее, - добавляет она. - Нужно дождаться периода, когда помимо желания выходить на сцену, у тебя появятся еще какие-то желания. Тогда ты начинаешь понимать, что роль тебе «противопоказана» или ты изначально не согласен с трактовкой режиссера.

Сама актриса признается, что даже после начала работы, порой отказывалась от участия в спектакле.

- Нужно уметь честно признаться в том, что контакт не найден, - улыбается она. - И исполнитель не обязан, ломая себя, справляться с персонажем – это спектакль должен состояться во что бы то ни стало. И зрителю совсем не следует знать, что творится за кулисами. Артисты ведь выходят на сцену с сотрясением мозга, больные, с переломами, но все удается. А вот настоящая проблема, если ты своим участием только наносишь постановке вред и плохо играешь. К тому же, если ты уже взрослый человек, и твоего появления в спектакле ждут, то зачем врать людям и себе? Это получается перелом на уровне первого шага. Зачем выпускать хромого младенца…

Актриса знаменита своей любовью к перевоплощениям, так как считает, что «бесконечно смотреть на Юлию Рутберг – скучно».

- Я совершенно не боюсь быть уродливой на сцене и в кино, - говорит она. - Я могу быть старой, морщинистой, лысой, пьяной, с переломанными пальцами. И еще я постоянно требую покупать мне парики – невозможно всю жизнь играть роли в привычном своем виде, всего лишь припудрившись. Поэтому я стараюсь играть совершенно разных женщин.

«С современной драматургией бороться приходится постоянно»

В частности, весьма ярко запомнились работы Рутберг в образах великих актрис Сары Бернар в спектакле Цитриняка «Крик лангусты» и Фаины Раневской

в сериале «Олова и Александров».

- С Сарой Бернар было проще, потому что ее давно никто не помнит и не знает, - рассказывает она. - Там мы постарались создать собирательный образ женщины-звезды, ведь она, по сути, первой получила этот титул. И нам важно было рассказать, что значит «примадонна», где «орел» и «решка», и какую цену платят великие женщины за свою славу. Ведь семья и дети появлялись каким-то чудом – вся жизнь принадлежит сцене.

И в этом смысле народная артистка уверена, что самопожертвование во благо искусства и множество проблем в личной жизни – это «прилагающиеся товары».

- Чем выше человек поднимается, тем больше на него направлено энергии, - поясняет Юлия Ильинична. - Но, вместе с тем, падать с высоты больнее, а возвращаться в простое человеческое качество – сложнее.

Роль Фаины Раневской стала для артистки настоящей миссией достоинства, ведь имя почившей актрисы уже давно стало нарицательным.

- Я считаю, что режиссеру картины Виталию Москаленко нужно поставить памятник, - говорит звезда. - Как только меня утвердили на роль, я приехала к нему, и мы вместе работали над текстом, перелопатили много первоисточников. Мы просто изо всех сил пытались защитить имя Фаины Георгиевны от того идиотизма, который окружает сейчас ее персону.

Рутберг возмущена тем, что люди приписывают авторству знаменитой актрисы «пошлые провинциальные анекдоты».

- Бедная Фаина Георгиевна, она, наверняка, не ожидала, что после ее ухода люди будут зарабатывать на ее афористичности, - добавляет исполнительница. - Люди просто потеряли стыд! А Раневская – уникальная артистка, она Великий Шут при короле Лире.

Вопреки собственным ожиданиям, Рутберг получала в свой адрес много похвалы после выхода сериала на телеэкраны.

- Я просто с ума сошла, - смеется она. - Я была уверена, что меня просто закатают в асфальт, а меня так хвалили!

Впрочем, у перфекционистки Рутберг работа в кино далеко не всегда идет гладко. Актриса сетует, что в нынешних условиях вечной спешки режиссеры перестали репетировать с актерами.

- Ну, репетирую сама, - говорит она. - Беру текст и начинаю его прорабатывать, делаю пометки на полях, что-то меняю. Конечно, потом согласовываю с режиссером.

По словам актрисы, почти всегда постановщик идет навстречу, понимает и принимает ее видение.

- Это в самых редчайших случаях происходит полное непонимание по работе с текстом, в конкретной сцене, - добавляет Юлия. - Кстати, с самого начала я читаю сценарий и оцениваю: насколько я могу с ним бороться. А в случае с современной драматургией бороться приходится постоянно.

Говоря о борьбе, они имеет в виду следование именно своему видению и стилю, но не амплуа.

- Просто я считаю нужным бороться за свое уже сложившееся имя, - говорит Рутберг.- Только так можно комфортно влиться в образ и высказаться. Ведь если актеру нечего сказать, то и на сцену выходить не стоит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Театр одной актрисы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру