Преодоление отчужденности чиновников - вопрос ближайшего времени

Россиянам часто приходится сталкиваться с бюрократией

Причем в глазах населения - главные виновники всех или почти всех бед и неурядиц, случившихся со страной. Бюрократов ругают за все: за экономический кризис, на нечищеный снег, за плохие дороги, однако вряд ли кто-то представляет себе жизнь без местных чиновников. К слову, и сами чиновники, что бы ни говорили, не смогут обойтись без населения. Так и приходится учиться взаимодействовать, конфликтовать, но все-таки выстраивать отношения.

Россиянам часто приходится сталкиваться с бюрократией
Фото: архив МК

Повышение требований к бюрократии стало одним из главных трендов последних лет. Наиболее вероятной причиной является повышение конкуренции, роста количества претендентов, готовых занять ставшую вакантной должность.

Причем среди претендентов чаще всего можно заметить представителей молодого поколения, которое ценит свое время, больше взаимодействует с окружающим миром. Молодые чиновники не склонны засиживаться допоздна и брать на себя чужую работу, поэтому и работают быстрее, правда, не всегда эффективнее.

Сегодня редкий чиновник может позволить себе кричать на человека, в том числе и матом, поскольку опасается, что его монолог может слушать не только посетитель, но и интернет-аудитория. Собственно, интернет-аудитория на данный момент является очень активной, мобильной, и способной организовать как поддержку, так и травлю конкретного представителя бюрократии. Именно это заставляет некоторых чиновников сдерживаться, меняться, других же изначально готовиться к подобному формату работы.

Последние экспертные и социологические опросы показывают рост эффективности региональной бюрократии. В частности, «Агентство политических и экономических коммуникаций» в итоговом рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации за 2016 год оценило эффективность республиканской бюрократии на 0,941 при максимально возможном 1 балле.

Критериями служили отношение зарплаты госслужащих к средней по региону, соотношение количества госслужащих органов региональной исполнительной власти к численности населения и, наконец, бюджетные расходы на общегосударственные вопросы в общем объеме расходов. Все это позволило экспертам заключить, что бюрократия в республике достаточно эффективна. Но эффективна она на фоне других регионов, а если оценивать ситуацию в целом – чиновникам еще многому нужно научиться.

Нельзя не отметить еще одной важной тенденции, которая ярко проявилась в 2016 году. При всех издержках российской избирательной системы думские выборы показали отчетливый запрос на прямую коммуникацию с населением. Несмотря на все возможности, которые предоставляют гражданами телевидение, газеты и интернет, люди хотят непосредственного общения. Они хотят видеть эмоции живого человека, а не «манекена» из телевизора, читающего текст с телесуфлера. И хотя среди депутатов доля представителей бюрократии незначительна, те из них, кто был избран, сыграли на имидж региональной бюрократии.

Конечно, и сегодня можно найти немало примеров бюрократического произвола, особенно в отдаленных районах республики, но даже там есть представители новой формации чиновничества. В принципе, одной из причин, по которой «бюрократы-хамы» продолжают работать, является патерналистский тип политической культуры жителей республики. К сожалению, не все понимают простой истины, что даже перед чиновником человек остается гражданином, а не посетителем и просителем. И этот гражданин вправе требовать от бюрократа ответа на свой запрос, но, конечно, в корректной и вежливой форме. Поскольку грубость ожесточает, заставляет занимать оборонительную позицию, закрываться. Поэтому открытость бюрократии, то есть ее вынужденное нахождение на виду, может стать одной из причин перемен. Люди слишком часто и слишком близко видят чиновников, а поскольку перестроить систему взаимоотношения людей с властью в ближайшее время вряд ли удастся, то придется ее облагораживать.

Если говорить о кадровой проблеме, которая сохраняет свою актуальность в республике, то суть ее состоит не только в том, что нет людей, готовых работать в муниципалитетах, не хватает тех, кто при наличии соответствующих компетенций понимает важность прямой коммуникации с населением. Преодоление отчужденности – это вопрос времени, причем самого ближайшего. Сегодня очевидно, что сама система заинтересована в облагораживании государственного аппарата. Зарывающиеся и слишком жадные чиновники, наглеющие силовики будут расцениваться как понимающие новый политический вектор. За прошедший год можно привести несколько примеров крупных разбирательств в Башкирии: своих постов лишились мэр Агидели, главы Кигинского и Кушнаренковского районов, уголовные дела заведены на мэра Сибая и экс-главу Янаула. И хотя коррупция среди госслужащих не носит массового характера, к дисциплинарной ответственности были привлечены 126 человек. Важно и людям понимать, что нельзя «денежно» благодарить тех, кто должен выполнять свою работу на основании должностных инструкций, просто потому что это их работа.

Поэтому есть надежда на очеловечивание бюрократии, которая, меняясь, будет менять политическую реальность, приближая ее к потребностям конкретного жителя конкретной деревни, города, республики и, наконец, страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 8 марта 2017

Заголовок в газете: Прямые коммуникации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру