Фильм Аскарова столкнул закоснелое башкирское кино с современным ромкомом

Комедия уфимского режиссера "Из Уфы с любовью" во многом стала пробным шаром

Во-первых, это полнометражный дебют для режиссера из Уфы, которого хорошо знают в республике по короткометражкам. Национальный контекст и ряд наград за относительно небольшое количество работ сделало его своеобразной визитной карточкой молодого уфимского кинематографа, пытающегося уже не первый десяток лет встать на ноги. Во-вторых, это первый ощутимый итог промелькнувшего в Башкирии Года кино: фильм снят на грант главы республики.

Комедия уфимского режиссера "Из Уфы с любовью" во многом стала пробным шаром
Фото: архив МК

Идет солдат по городу

Аскаров постарался сделать невозможное: сделать кино, за которое не было бы стыдно, и при этом угодить тем, кто обеспечил финансирование. Удивительно, но кажется, что в целом ему это удалось.

В центре сюжета – деревенский парень Урал. Перед службой в армии он дарит бабушкино кольцо возлюбленной, как своеобразное обещание вернуться. Но возвращение со службы радости никому не приносит: девушка уже с другим, к тому же в положении, а кольцо продано в ломбард. Семейную реликвию покупает неизвестная с зелеными волосами, которая на глазах у солдатика уезжает на мопеде в горизонт. Весь фильм посвящен поискам кольца, постепенно переходящим во вполне традиционное «шерше ля фам». На этом пути солдатик повстречает много друзей, познакомится с Уфой и, как водится, найдет чуть больше того, что искал.

Как рассказал Аскаров, фильм снимался летом прошлого года. От первоначального замысла – сборника коротких новелл – в процессе работы решили отойти:

- Изначальная идея была в том, чтобы сделать альманах на манер «Париж, я люблю тебя». Но позже мы решили сделать одну большую историю с единым сюжетом типа «Питер FM», «Я шагаю по Москве». Вдохновляясь этими фильмами, мы хотели сделать свое кино, которое могло бы окупиться именно у нас, в Башкирии. Мы - реалисты. Это наша первая полнометражная картина, потому отдавали себе отчет, что с первого раза будет сложно сделать кино на всю страну, и решили снять кино про Уфу, которое способно окупиться в регионе. Снимать было тяжело, но мы сделали все, что могли.

Уфа по мере повествования из места действия и заурядного фона для событий превращается в одного из главных героев. В отличие от других персонажей она то и дело старается влезть в кадр и по-девчоночьи прорекламировать свою красоту и вообще всякую занимательную всячину, которая должна быть у любой уважающей себя столицы региона. Так, будто невзначай, попытки найти пару для дембеля приводят зрителя в самые популярные места города: площадь двух фонтанов и скрывающийся под ней музыкальный ресторан, фонтан «Семь девушек», площадь с Салаватом Юлаевым (куда без него-то?), висячий мостик с главным романтическим атрибутом города – замками без ключа. В этот калейдоскоп врываются идущие друг за другом праздник красок и «Симфоническая ночь». В этой лубочной Уфе слишком чувствуется длань госзаказа. Еще бы, о какой романтической комедии могла идти речь, если бы герои скакали по осенней грязной жиже или черным весенним сугробам в погоне за скандально известным блогером Варламовым? Это была бы уже совсем другая история. Кроме того, стоит учесть, что большинство задействованных в фильме географических мест и культурных событий – достояние последних лет. То есть разговор намеренно заводится об Уфе обновленной, пережившей саммиты и готовой к гостеприимству любого масштаба. В этом смысле понятно, почему в фильм не вошла романтика деревянного исторического центра, который скукоживается с каждым годом.

- На федеральный уровень мы с этим фильмом намеренно не выходим, потому что делали его только для республики, - добавляет Айнур. - Была цель доказать, что мы сможем рассказать о феномене нового башкирского кино. Конечно, некоторые говорят, что и название для федерального проката не очень. Мол, я бы не пошел на фильм «Из Перми с любовью». Нам предлагали: раз уж все равно франшизное название, избитое, лучше сделайте более смелый ход – назовите «Я шагаю по Уфе», тогда москвичи точно посмотрят. Но мы не рискнули.

Добро пожаловать в Нью-Уфу

Но даже при настойчивости заказанного образа Аскаров умудряется иронизировать и над простецким сюжетом, и над Уфой с открытки. Это не мы видим Уфу такой, а Урал, проживший всю жизнь в ауле и немного - в российской армии. Авторы не раз намекают, что для парня это все впервые. Так, когда ему предлагают попробовать капкейк, он недоуменно уточняет: это кекс, что ли?

Если посмотреть на ситуационный хребет фильма, то обнаруживается еще одна занимательная вещь. По сути Аскаров не только знакомит дремучую деревню, живущую по национальным заветам почти в изоляции от остального мира, с современным городом, где существует электронная музыка, хипстеры и прочая «красивая жизнь». Он сталкивает лбами закоснелое башкирское кино и современный российский ромком, пытаясь нащупать рецепт их органичного сосуществования. Фильм красноречиво заявляет о выборе между навязанными (и неработающими!) законами и личными амбициями, указывает на модель существования, более жизнеспособную в современном культурном контексте. В этом плане кино Аскарова – в целом удачное – действительно важный эпизод для регионального кино, с которого может начаться что-то по-настоящему новое, достойное, потоковое.

- Было запланировано 40 съемочных смен, в итоге мы сняли фильм за 70. Бюджет фильма составил 4,5 миллиона грантовых рублей, еще 500 тысяч мы вложили своих. Почти никто ничего не заработал, потому что было очень много смен, много локаций, и все это стоило денег. Администрация города помогала, но наши проблемы решались в течение 2-3 недель, что для нас было очень долго. Подготовки хорошей не было, делали все быстро, поэтому наши ритмы не совпадали.

Фильм пронизан романтическим наивом, который делает Уфу теплой, дружелюбной и располагающей к себе. Это настроение не только формирует необходимую атмосферу, но и становится ключевым в понимании персонажей. Например, друзья всегда придут на помощь, любовь обязательно выведет через тернии к звездам, олигарх мафиозного пошиба поймет и простит воровство, а уфимская охрана на «Симфонической ночи» среагирует на хулигана не сразу, а с задержкой минут на пять. Порой этот наив доходит до максимального значения, превращая определенные детали в банальный стереотип: так, продавец в ломбарде обязательно должен оказаться евреем, для чего Аскаров использовал фактурную внешность интернет-персонажа Михаила Бреслера, а хоккейные фанаты – драчливыми и недалекими оболтусами. Но, впрочем, подобное утрирование вполне резонно для фильма такого жанра: ведь никто не ожидал, что в «Питер FM» будут слышны нотки «Бандитского Петербурга»?

Мегаполис без проблем

Сюжет «Из Уфы с любовью» сложно назвать уникальным – хотя бы чуть-чуть искушенный зритель быстро угадает развязку. И тем не менее история вполне внятная и работает до самого конца фильма, хотя невменяемый трейлер обещал нечто совершенно противоположное. Так или иначе главной фишкой становится само путешествие героев по Уфе. Здесь стоит отметить комедийный элемент: юмор - намеренно добрый, легкий, простой и, что важно, в большинстве случаев интернациональный. Да, во многом он очень наивен: когда у Урала спрашивают номер его мобильника расхожей фразой «Давай телефон», он растерянно протягивает сотовый – мол, вот, берите. Но общий темп ситуационных столкновений и словесных перепалок быстро втягивает в свою юмористическую систему и без устали напоминает о себе именно тогда, когда это нужно. При этом изрядная доля смешного подана харизматичным героем Эмиля Амирова – водителя свадебной машины напрокат, ставшего невольным другом главного героя в исполнении Аскара Нагаева. Кстати, актерская игра – несмотря на то, что все актеры «всего лишь» из Уфы - не царапается, а довольно плавно и без особых переигрываний ведет зрителя по сюжету.

Выбирая актеров на роли второстепенных героев, Аскаров пошел по проторенной Булатом Юсуповым и прочими старшими коллегами дорожке и наполнил картину узнаваемыми башкирской театральной и концертной публикой лицами. Зрители увидят в картине Алмаса Амирова и Азата Зиганшина, Хурматуллу Утяшева и Расуля Карабулатова, Полину Шабаеву и Эльвиру Шрайнер. Старшему поколению такой калейдоскоп, безусловно, доставит удовольствие. Еще бы, такая могучая кучка! Это как увидеть всех старых знакомых сразу, да еще на большом экране. Но если отвлечься от фамилий и знакомых лиц, то можно увидеть, что выполняют все эти мастодонты чисто прикладную функцию типажей – «бандит», «девушка бандита», «отец». Все очень ровно, достойно, но без очевидных достоинств - совершенно не запоминается. В этом смысле актеры больше напомнили шахматные фигуры разных достоинств, удачно расставленные игроком по съемочной площадке.

При целомудренности и даже зажатости немногочисленных примеров башкирского кино «Из Уфы с любовью» кажется залихватской историей, где и бабушка ласково матюгнет, и голую женскую грудь отчасти покажут.

- Что касается эпизода, где бабушка говорит ругательство, то это народный фольклор, который, как мне кажется, незаслуженно забывается, наш башкирский колорит. Комедия – вообще вещь локальная. Меня в детстве так же бабушка ругала, любя, и я в этом ничего такого не вижу. И вообще, я думаю, надо сделать сборник башкирского мата, ведь многое стирается, народное исчезает…

Конечно, фильм не лишен эпизодов, которые можно было бы если не выкинуть совсем, то уменьшить в хронометраже. Есть и сюжетные заусенцы, которые смотрятся не столько наивно, сколько неестественно. Немного режет глаз скачущая от персонажа к персонажу билингва: некоторые герои говорят на русском, некоторые - на башкирском (с русскими субтитрами). Это хоть и создает важный для региона колорит, но для среднестатистического зрителя кажется не важным и даже лишним. Есть здесь и нарисованный самолет, который может поймать недоуменный взгляд зрителя, но после злоупотребления подобным приемом в прошлогоднем «Нагане» Юсупова и Еникеева эта деталь кажется не такой уж существенной. Да, в фильме есть огрехи, но все они в сумме не могут опровергнуть то, что фильм – получился. Да, он не может соперничать даже с российскими блокбастерами, но он и не позиционирует себя таким образом.

Концовка фильма в общих чертах напоминает финал «Выпускника» с Дастином Хоффманом: молодые влюбленные убегают от разъяренных взрослых и их правил черт знает куда. При этом они и сами слабо представляют, куда и как им сейчас жить. Однозначно – по-новому, но в этой формулировке кроется так много вариантов. Вот и у башкирского кино, к которому раз за разом норовят поставить приставку «новое», кажется, появилась, наконец, дорога в такое же неизвестное и сложное будущее. Хватит ли духу у башкирских кинематографистов пойти по этой дороге, а не уверенно стоять на одном месте?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру