Пропагандистский фильм «Крым» попытался застолбить историческую «правду»

Конфликт показан подчеркнуто объективными черно-белыми красками: вот наши, а вот не наши

Рано или поздно это должно было произойти: в России на широкие экраны вышел первый художественный фильм о событиях 2014 года на Украине. Фильм «Крым», идею которого предложил министр обороны Сергей Шойгу и одобрил Владимир Путин, снял президент медиахолдинга «Красная звезда» Алексей Пиманов. По традиции первый блин оказался комом, в котором смешалось все – кони, люди, пропаганда и топорная реализация, из-за которой зрители по праву считают российское кино беспомощным.

Конфликт показан подчеркнуто объективными черно-белыми красками: вот наши, а вот не наши
Фото: кадр из фильма

Успехи морпеха

Все начинается с пасторальных крымских пейзажей, на фоне которых разыгрывается стремительная лавстори двух молодых людей – бывшего морпеха Саши и журналистки Алены, которая планирует снимать кино. Езда по горному серпантину без ремней безопасности, мороженое в парке и шашлыки с родителями на обочине – словом, типичное курортное знакомство.

Теплая каникулярная картинка сменяется суровым холодом 2014-го в самом центре киевского Майдана. Никто не объясняет, почему все так здорово здесь собрались, но заседание интеллигентных демонстрантов заканчивается гибельными выстрелами из темноты, толпа взвинчивается и вступает в сражение с полицией. Саша, который пришел на Майдан проведать прозаседавшуюся возлюбленную, спасает одного из полицейских. Органы мимоходом заявляют, что у местных снайперов есть приказ убивать людей по обе стороны конфликта. Саша хочет вытащить Алену подальше от побоища, но она собирает бутылки с зажигательной смесью в авоську и кричит, что тут идет борьба за свободу и никуда она не пойдет.

Попытки уехать подальше из Киева пресекают экстремисты, которые с фашистским удовольствием убивают случайных людей, женщин и стариков, но по мановению монтажной палочки герои оказываются в Севастополе. Между ними начинается разбор полетов. Саша утверждает, что мятежники пытаются развязать войну и их нужно пресечь, а Алена с гордостью называет себя майданутой и восхищается бандеровцами. Разговор слепого с глухим показывает, что разные политические взгляды задули огонь былой любви.

Параллельно фильм приобретает нотки шпионского боевика: севастопольская забегаловка оказывается укрытием для украинских экстремистов, которые готовы устроить кровавый террор на вверенной территории. Но в городе под прикрытием работают «вежливые люди», которым удается по-джеймсбондовски уничтожить противника. Вражеская попытка пульнуть ракетами по местному аэродрому Бельбек, куда пачками прибывают российские военные, тоже не удается: все те же «вежливые люди» подчеркнуто мирно договариваются с командующим военной части о совместном ненападении, а всех воинствующих диверсантов устраняют.

Алена, наконец, понимает, что бандеровцы – это узилище зла. Фильм заканчивается оборвавшимся телефонным разговором между Аленой и Сашей: бывший морпех находится в зоне некоего военного конфликта, скорее всего, в районе Донецка и Луганска. В последующих титрах вдруг оказывается наиболее живой эпизод из всего фильма: звучат телефонные разговоры между людьми после украинского конфликта. Кто-то плачет любимым людям в трубку, а иные родственники не узнают друг друга из-за неправильной политической позиции. Подводит черту бронебойная песня Наргиз «С любимыми не расставайтесь».

«Крым» - наш

Еще до премьеры кто-то взломал аккаунты юзеров на «КиноПоиске» и поставил примерно за 50 тысяч людей отметку «жду» на фильме «Крым», доведя рейтинг ожидания до 62%. После разборок в системе сайта рейтинг вернулся на отметку в 21%. Учитывая действительно масштабную рекламную кампанию, эта накрутка по-своему пообещала сомнительное качество и без того ожидаемо конъюнктурного продукта.

Что касается фильма как такового, «Крым» выглядит очень не убедительно. Заштампованный сценарий еще давал возможность какого-нибудь проходного боевичка, но откровенно скучная реализация не оставляет никаких шансов. Картонные герои, отсутствие связи между сценами, вымученные диалоги – список минусов можно продолжать долго. Пиманов, выступивший режиссером, сценаристом и продюсером, недалеко ушел от собственных невзрачных полуисторических телесериалов. «Крым» - наш, в плохом смысле слова, и это, к сожалению, видно.

- В этом кино каждый увидит свое, - подчеркивал Алексей Пиманов. - Кто-то невероятную историю любви современных Ромео и Джульетты, потому что она из Киева, а он из Севастополя. Кто-то пойдет смотреть неизвестные подробности знаменитой операции «вежливых людей» в марте 2014 года, главная задача которых была - не дать начать убивать, как вскоре случилось в Донецке и Луганске. Когда мы работали в Крыму, я всегда говорил съемочной группе: «Видите вон того мальчишку - живого, бегущего с рюкзачком в школу, в то время, как многие его донецкие сверстники лежат в могиле? Вот про это мы и снимаем кино!»

Что касается подтекста, то конфликт показан подчеркнуто объективными черно-белыми красками: вот наши, а вот не наши. И не стоит сомневаться в правдивости истории, если фильм сделан под крылом министерства обороны России. Экстремисты-бандеровцы, главные протагонисты, появляются в фильме, как грибы, ниоткуда. «Крым» не утруждает себя уточнением мотиваций персонажей и разными точками зрения на конфликт. Ну правда, зачем разбираться в поступках «фашистов», которые убивают людей, и наших солдат, которые защищают людей? И так все понятно. В конечном счете «Крым» - это продолжатель традиций «Чемпионов» и других агитационных листовок в современном российском кино, которые даже близко не могут подобраться к пропагандистским шедеврам Эйзенштейна или Ромма. По большому счету, «Крым» - вообще не фильм, а промо российских вооруженных сил. И назидательная иллюстрация: Россия всегда готова быстро сориентироваться на местности и постоять на страже мира, а заодно посмотрите, как страдает население от того, что кто-то плохой шатал лодку и дошатал. При этом политический посыл интимно завуалирован посвящением всем, кто не стрелял друг в друга в 2014 году.

Потому что есть Алешка у тебя

Сознательно или нет, но в фильме есть несколько эпизодов, которые невозможно не воспринимать иносказательно. В частности, Россию здесь олицетворяет физически сильный и верный традиционным ценностям бывший морпех Саша, который всегда готов, Украину – глупенькая, но красивая девушка Алена, которой успешно запудрили мозги. В одном эпизоде Алена, взглянувшая на конфликт с «правильной» точки зрения, не выдерживает дилеммы и беззащитно накидывается водкой, после чего Саша вынужден взвалить ее на плечи и унести в номер, где происходит неистовая в своей клиповой пошлости постельная сцена. Кажется, вполне благородный поступок для мужчины по отношению к пьяной возлюбленной. Так разве менее благороден был поступок России по отношению к Крыму, чтобы чего плохого с ним не вышло?

Актерский состав в большинстве своем состоит из статистов в балаклавах, отчасти - из малоизвестных персон, которые своей игрой демонстрируют, почему о них никто не знает. Главный промах, который, скорее всего, произошел неосознанно, это выбор Романа Курцына на роль Саши. Роман, полгода назад ярко исполнивший роль гопника в комедии уфимца Романа Каримова «Гуляй, Вася!», в фильме Пиманова как будто бы играет того же гопника, который пытается играть бывшего морпеха. Забавно и то, что гопник в комедии Каримова с легкой руки Александра Паля, которого первоначально планировали на эту роль, для пущего эффекта ведет себя как латентный гомосексуалист. Как будто специально Саша с первых кадров начинает звать Алену Алешкой, а когда его заводят пленного в баню, он огрызается: «Спинку-то потрешь?» Безусловно, все это лишь скопление случайностей, но в данном контексте это еще больше напоминает цирковое представление.

Что касается извечного вопроса – окупится фильм или нет – вполне может статься, что с финансовой стороной у фильма с бюджетом в 400 миллионов проблем не будет. Тем более масштаб проката – 1500 экранов, такую массированную атаку не проводили даже вездесущие экранизации комиксов, собирающие максимальную кассу в России уже несколько лет подряд.

Проблема фильма даже не в самом фильме, это ярко показал небывалый шум вокруг «Матильды» Учителя, еще не вышедшей на экраны, но трейлер которой крутят перед «Крымом». Проблема в отношении публики к нему. «Крым» - очередной повод для всех желающих узнать, кому в следующий раз не подавать руки, а для кого и вовсе превратить ладонь в кулак. Кто назовет фильм хорошим – попадет в когорту настоящих патриотов, кто назовет плохим – будет записан в ряды либералов, другими словами - предателей Родины. Конечно, здесь никто и не думал собирать слово «Вечность» из имеющихся ингредиентов. Главное было в том, чтобы застолбить историческую правду и рассказать – пусть плохо и неумело, но о «реальных исторических событиях» и для всех подряд. В этом смысле показательно, что в кадре «Крыма» регулярно мелькает телевизионный экран, где показывают то, что не вызывает сомнения. И даже Алена, бывшая «майданутая», в финале не может произнести на камеру слово «оккупация», потому что считает его неуместным. Этому учат и зрителя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру