Осенний губернаторопад закончился отставками в 11 регионах

С чем связана беспрецедентная кадровая активность Кремля?

То, о чём долго говорили политологи, журналисты и многочисленные политические эксперты, - свершилось. В России завершилась очередная волна губернаторских отставок. Этой осенью лишились работы 11 глав субъектов. Ещё семеро потеряли свои посты этой весной. Итого в течение года в регионы пришло 18 новых губернаторов. Получается, что почти в каждом четвёртом регионе поменялся руководитель. Технократический темп куратора внутренней политики администрации президента РФ Сергея Кириенко впечатляет.

С чем связана беспрецедентная кадровая активность Кремля?
Фото: архив МК

Такие разные отставники

В России уже давно не было столь массовых перестановок на региональном уровне управления.

Прежде всего, бросается в глаза, что причины отставок существенно отличаются и не всегда могут быть объяснены с точки зрения линейной логики. Но, на наш взгляд, основных причин всего три. Разберем их.

Первая – конфликт между бывшим губернатором и влиятельной частью региональной элиты. Другими словами, губернатор столкнулся с внутренней фрондой, что, в конечном счёте, заставило его уйти. В первую очередь это касается Самарской, Нижегородской и Новосибирской областей. В Самарской области Николай Меркушкин изначально не вписался в ожидания местной элиты, что в течении всех пяти лет его руководства порождало непрекращающиеся акции протеста и итальянских забастовок, которые проводили его политические противники. Нужно помнить и о том, что Самарская область – самый проблемный регион с точки зрения подготовки к грядущему чемпионату мира по футболу, что тоже не могло не вызывать раздражения федерального центра.

Во многом похожая ситуация сложилась в Нижегородской области. Ушедший в отставку Валерий Шанцев, как и его самарский коллега Николай Меркушкин, мастодонты российской политики, представители old school управленцев. Однако та модель, которую они использовали, безнадёжно устарела: новое поколение региональной элиты и местного бизнеса требует к себе более гибкого отношения. Отсюда и внутриэлитная фронда и отсутствие эффективной коммуникации между властью и обществом. В Новосибирской области Владимир Городецкий, находившийся у руля региона лишь три года, фактически не смог решить давнюю проблему – наладить нормальную координацию областной власти с городской. При этом в Новосибирске проживает 80 процентов населения региона и лишь 20 процентов - в остальных муниципалитетах вместе взятых.

Кстати, все три вышеуказанных региона характеризуются наличием сильного регионального центра. Крупные мегаполисы зачастую претендуют на особый статус в составе субъектов, учитывая их особую роль в экономике и социально-культурной сфере. В ряде случаев это ведёт к конфликту с региональной властью, не согласной с такой постановкой вопроса.

Вторая причина отставок – ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Сюда вписываются отставки глав Дагестана, Ненецкого автономного округа и Ивановской области. Рамазан Абдулатипов в родной для себя республике так и не смог выстроить эффективную систему управления. Несмотря на значительные дотации из центра, регион по-прежнему остаются депрессивным и неустойчивым в политическом отношении. При этом, несмотря на высокую узнаваемость г-на Абдулатипова в России, в самом Дагестане его популярность оставляла желать лучшего. Менее других заслуживал отставки Игорь Кошин, руководивший Ненецким автономным округом с 2014 года. Г-н Кошин стал заложником падения цен на нефть. В округе важную роль играют нефтедобывающие компании, и от их состояния во многом зависит благополучие этого субъекта. Падение доходов регионального бюджета заставило Игоря Кошина сократить социальные расходы и зарплаты госслужащих на 20 процентов, что ожидаемо вызвало не только падение жизненного уровня людей, но и рост их недовольства властью. Также с 2014 года возглавлял Ивановскую область Павел Коньков. За это время ему не удалось добиться существенных изменений в социально-экономическом положении региона. Край невест и текстильный центр России по-прежнему остаётся одним из наиболее депрессивных и бедных регионов страны.

Третья причина – то, что политолог Михаил Виноградов удачно назвал «дефицитом достижений». Отставки губернаторов в Красноярском крае (Виктор Толоконцев), Приморье (Владимир Миклушевский), Орловской (Вадим Потомский) и Омской (Виктор Назаров) областях нельзя назвать ожидаемыми. В отличии от, например, отставок Шанцева или Меркушкина, которые давно прогнозировались. Скорее всего, здесь сработал эффект несбывшихся ожиданий, а также желание обновления кадров, замена прежних губернаторов на более молодых и динамичных. Именно динамики не хватало перечисленным регионам в последнее время, хотя не один из них, кроме, возможно, Орловской области, не назовешь по-настоящему проблемным с социально-экономической и политической точек зрения.

Отдельно стоит упомянуть Псковскую область, которую до недавнего времени возглавлял Андрей Турчак. Однако, в отличии от остальных губернаторов, Турчак скорее пошёл на повышение – он получил должность секретаря генсовета партии «Единая Россия». Административные возможности г-на Турчака, может быть, и снизились, но политические перспективы сохранились достаточно радужные. Тем более опыт его коллег показывает, что карьера в партийных структурах вполне может капитализироваться в высокую государственную должность. В частности, Владимир Васильев с поста руководителя думской фракции партии власти перешёл на должность главы Дагестана, не говоря уже о том, что многие партийные руководителя находят работу в органах исполнительной и законодательной власти. Поэтому отставка Андрея Турчака, вероятно, связана не с претензиями к нему, как к губернатору, а с желанием перевести его на ответственную партийную работу.

Молодые технократы

Не меньший интерес у экспертов вызывает и вопрос, кто сменил прежних руководителей. Естественно, пока рано делать далеко идущие выводы о направлениях работы новых губернаторов и её эффективности. Но уже сейчас можно выделить несколько важных тенденций.

Во-первых, происходит явное омоложение губернаторского корпуса. Все новые назначенцы, кроме г-на Васильева, родились после 1970 года. На смену поколению политиков-«шестидесятников», таких как Медведев, Кириенко и других, постепенно приходят управленцы, для которых характерен более публичный подход - политологи называют их «молодыми технократами». Хотя название весьма условно, тем не менее стоит отметить, что здесь власть опирается на опыт прошедших 10 сентября в некоторых регионах выборов, где молодые кандидаты достаточно убедительно победили. Например, Антон Алиханов в Калининградской области. Действительно, избирателям, уставшим от одних и тех же фигур, пришлись по душе многие новые руководители, хотя и очевидно, что это впечатление первое и неустойчивое.

Во-вторых, отдельно следует выделить Республику Дагестан – единственный крупный национальный регион, которого в этот раз коснулись отставки. Приход Владимира Васильева интересен исходя из нескольких факторов. Прежде всего, он не местный, что довольно удивительно, зная, что раньше власть старалась назначать в «проблемные» регионы тех людей, которые хорошо знают их специфику. Кроме того, Васильев – выходец из силовых структур. Это подчёркивает, что обеспечение безопасности – главная проблема волнующая центр на сегодняшний день, когда речь идёт об этой северокавказской республике.

В-третьих, достаточно чётко прослеживается тенденция, согласно которой Москва отказалась от практики назначения губернаторов в «свои» регионы. Справедливости ради, нынешняя волна лишь укрепила наблюдателей во мнении, что происхождение более не играет решающей роли. Например, помимо Васильева, «варягом» можно считать Андрея Травникова, который пересел в кресло губернатора Новосибирской области из кресла… мэра Вологды. Да и вся жизнь и карьера г-на Травникова до недавнего времени была связана с родной Вологодской областью, а не с далёким Новосибирском. Вероятно, подобные решения вызваны желанием власти разорвать клановые и земляческие связи, которые регулярно возникают на региональном уровне, когда руководитель родом из «местных». Но с другой стороны, мы можем наблюдать и ситуацию, когда региональная элита может не принять «чужака». Совсем свежий пример – Меркушкин в Самарской области.

В-четвёртых, в России появились губернаторы, представляющие другие политические партии. Причём сразу два. И если назначение Андрея Клычкова в Орловскую область можно объяснить тем, что этот регион традиционно относится к «красному поясу» и вообще является родиной Геннадия Зюганова, что обеспечивает коммунистам здесь достаточно высокий авторитет, то вот выбор кандидатуры Александра Буркова на должность губернатора Омской области стал для большинства наблюдателей неожиданным. Г-н Бурков представляет «Справедливую Россию», которую сложно назвать партией серьёзно влияющей на ситуацию в регионе. Тем более что сам Александр Бурков - выходец из Свердловской области и к Омску никакого отношения не имеет. Так или иначе, данные назначения позволяют надеяться, что монополия «Единой России» на выборах губернаторов будет нарушена, и региональный избирательный процесс станет более конкурентным.

Кто на очереди?

Не менее интересный вопрос, волнующий очень многих жителей других регионов России: продолжатся ли отставки губернаторов, а также – кто будет следующим. Логика действий власти в этом году показывает, что губернаторов лишают работы «волнообразно», то есть отставки идут одна за другой в течении короткого периода времени, иногда по несколько отставок в день. Наступившая пауза позволяет говорить, что очередная волна завершена. Уже через пять месяцев состоятся выборы президента страны, а значит, что скоро наберёт ход избирательная кампания. Отставлять губернаторов в этой ситуации Кремль вряд ли решится. Если только это не будет связано с громким скандалом, когда у федеральной власти просто не останется выбора, или не станет полезным для самой избирательной кампании в случае отставки крайне непопулярного главы региона. Впрочем, такой вариант всё же маловероятен. Состав губернаторов, которым доверено провести в своих регионах выборы президента определен, как и задача «дать цифру» - нужный для действующей власти результат. А после такой встряски губернаторы и главы регионов будут работать в этом направлении с удвоенной энергией.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру