По мнению заведующего кафедрой судебной медицины Башкирского государственного медуниверситета Айрата Халикова, возглавившего авторский коллектив по разработке региональной научно-технической программы, проблема суицидов, «прежде всего, социальная».
Например, в Башкортостане возглавляет список территорий, где больше всего людей добровольно расстались с жизнью, – Шаранский район. Здесь показатель суицидов – 122 человек на сто тысяч населения. В то время как в многонаселенной Уфе эта цифра равняется 3,3, Уфимском районе – 5, а в Салавате – 10.
- Статистики считают, что предельный показатель суицидов на 100 тысяч населения – 20 человек, - рассказывает Айрат Анварович. – То есть в Шаранском районе эта цифра превышает максимальную в шесть раз!
Но в Башкортостане есть и другие районы, где показатель смертности от самоубийств зашкаливает. Так, в Мишкинском районе на 100 тысяч населения 108 случаев суицидов, Хайбуллинском районе - 109, Кугарчинском – 105, Архангельском – 85.
- Такое число самоубийств на отдельно взятой территории означает социальное неблагополучие, - уверен эксперт. – Безработица, безденежье, невозможность выплатить кредиты, алкоголизм – вот основные причины депрессивных территорий, где взрослые люди расстаются с жизнью. В городах ситуация хорошая, потому что здесь жизнь более благополучная, есть психологические центры, телефоны доверия. Но телефоны доверия работают только в населенных пунктах, где население более 500 тысяч человек, а куда звонить деревенским жителям?
Еще одной причиной сельских самоубийств Айрат Анварович считает медицинскую «оптимизацию» по сокращению в районах фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи.
- Профилактики заболеваний нет, обратиться деревенским жителям не к кому, - перечисляет он. – Для того, чтобы поставить правильный диагноз, нужно ехать в райцентр или вовсе в Уфу. А это средства, которых у сельчан нет. Скорая в деревни не приезжает, раньше тоже такого не было. В итоге деревенские пациенты попадают к врачам в крайне запущенном состоянии, а если это онкологическое заболевание, то помочь им уже невозможно.
По мнению г-на Халикова, чтобы «поставить барьер суицидам», потребуется межведомственное взаимодействие.
- Здесь и религиозные конфессии должны работать, объяснять, какой это грех лишать себя жизни, и полицейские, и районные администрации – контролировать неблагополучные семьи, и психологи, - говорит он.
Как полагает Айрат Анварович, в идеале в каждом районе должны быть специалисты-суицидологи, которые помогут людям, разочаровавшимся в жизни.
- В республике велико и число подростковых суицидов, - разъясняет он. – А чтобы предотвращать самоубийства детей, следует тоже начинать работать с семьями. И возвращать в школы психологов, которые могут помочь детям отвлечься от суицидальных мыслей.
Г-н Халиков убежден, что 90 процентов подростков сталкиваются с психологическими трудностями, а 20 процентов имеют психические отклонения. Но помочь и поддержать их некому.
- Взрослые сегодня заняты зарабатыванием денег, выплатами по ипотеке, им не до детских депрессий, - полагает он. – Психологов в школах нет, и ребенок остается один на один со своими душевными муками.
Айрат Халиков рассказал, как в Пермском крае члены общественной палаты предотвратили массовый подростковый суицид.
- Стало известно, что свыше 30 подростков задумали уйти из жизни, - напомнил он. – Общественники вызвали полицию, приехали сами и спасли детей. Так что бороться с проблемой подростковых самоубийств надо всем миром. Например, открывать сайты о важности сохранения жизни в противовес группам самоубийств, которые создаются в соцсетях. Их закрывают, но они открываются снова. А нашим детям негде черпать информацию, кроме как из интернета.
Г-н Халиков привел пример, что в Нефтекамске, где директора школ входят в общественный совет, ситуация по подростковым суицидам – благополучная.
- Люди должны понимать, с чем они борются, - объясняет он. – Например, в Ингушетии нет проблемы самоубийств, в Чечне – единичные случаи.
Государственная программа начнет изучать проблему суицидов с социологического скрининга и исследования причин самоубийств в районах республики.
- Заметьте, районы с крайне неблагополучной ситуацией по числу самоубийств разбросаны по всему региону, - объясняет эксперт. – То есть увеличение числа людей, накладывающих на себя руки, не обусловлено географическими или какими-то иными признаками. Значит, проблема в неблагополучии самих этих территорий. И там, где люди от безысходности накладывают на себя руки, существует угроза национальной безопасности.