Как пройти квест на вокзале Уфы, чтобы не опоздать на поезд

Процедура прохода к вагону поезда и возвращения к машине занимает более 30 минут

Почти полтора десятка лет идет реконструкция уфимского железнодорожного вокзала - сроки окончания не раз переносились из-за нехватки средств. Сегодня здесь построено новое здание с помпезным куполом и переходом, установлены эскалаторы, проведена реконструкция внутренних помещений. На прилегающей территории снесли ветхие дома дореволюционной постройки, а гору напротив вокзала значительно срыли.

Процедура прохода к вагону поезда и возвращения к машине занимает более 30 минут
Фото: Федор Лыткин

Против лома нет приема

Действительно, внешне вокзал и привокзальная территория преобразились в лучшую сторону. Но удобнее ли стало пассажирам после столь значительных затрат сил и средств, в том числе республиканских?

Реконструкция уфимского вокзала началась в 2004 году. Сначала планировали, что она завершится к 450-летию вхождения Башкирии в состав России в 2007-м. Позже сдачу объекта хотели приурочить к международным саммитам ШОС и БРИКС 2015 года. В начале 2017 года начальник Куйбышевской железной дороги, филиала ОАО «РЖД», Рашид Сайбаталов сообщил, что реконструкция вокзала станции «Уфа» обойдется ещё примерно в 900 млн рублей. Выяснилось также, что облицовку здания надо менять, как несоответствующую противопожарным нормам. Завершить работу теперь планируется в 2019 году - требуемая цифра затрат возросла до 1,3 млрд рублей. Но что же уже получили уфимцы и гости столицы Башкирии после 13 лет реконструкции стальных ворот города?

Начать необходимо с того, что машину теперь у вокзала не оставишь. По обеим сторонам просторной четырехполосной дороги одного направления висят запрещающие знаки. Чтобы узнать, кто был инициатором установки этих знаков, мы обратились к начальнику УГИБДД МВД по РБ Динару Гильмутдинову.

- Конечно не мы, - ответил Динар Загитович. - Кто был инициатором, я не знаю.

Как нам разъяснили знающие люди, привокзальная площадь должна быть расчищена от стоянки машин в целях террористической безопасности. Однако нет никаких контртеррористических правил, запрещающих временную остановку легковых автомобилей, чтобы, например, высадить пассажиров. Но железнодорожное начальство сделало проще для себя и сложнее для людей. Автолюбителей загнали на платную стоянку, расположенную на привокзальной площади - 15 минут бесплатно, а потом следует отстегнуть 100 рублей за каждый час. Бесплатной парковки, конечно же, здесь больше нет. Наверное, предполагалось, что 15 минут вполне достаточно, чтобы проводить пассажиров до стоянки поезда. Но именно здесь начинается квест, на преодоление которого требуется гораздо больше времени.

Так, например, 27 декабря на входе в здание из двух рамок безопасности работала только одна, создав тем самым толчею и очередь. При нас у какой-то женщины в сумке разбилась стеклянная банка, когда спешащие пассажиры стали выдергивать с ленты свой багаж.

- Людей не хватает, а нас всего двое, - ответил сотрудник охраны на вопрос о неработающей рамке.

Далее следовал подъем по двум эскалаторам, спуск на перрон по узкой и не очень удобной лестнице.

Обратный путь был также тернист. Снова эскалатор, снова досмотр на выходе через одну рамку, нервные конфликты между людьми из-за очередности. Хорошо хоть пассажиров с маленькими детьми пропускали отдельно.

Правда, при нас мимо рамок прошло несколько рабочих с лопатами. Но ведь безопасность должна предусматривать поголовный досмотр? На уфимском вокзале ничто не помешает потенциальному террористу, одевшись в железнодорожную робу и взяв в руки лопату, лом или метлу, без проблем избежать досмотра. И та же толчея из-за неработающей второй рамки мешает внимательно досматривать багаж граждан.

Дань от москвичей

Вся процедура прохода к вагону поезда и возвращения к машине заняла у нас более 30 минут. Пришлось выкладывать на стоянке сотенную. Видимо, это плата за то, что нас гоняли по этажам вокзала и мариновали в очереди на досмотр, поскольку вокзальное начальство экономит на персонале, а значит, и на его зарплате. В противоположность этому на платной стоянке всё строго и продумано: не заплатишь – не уедешь.

Это и понятно - стоянка приносит стабильный доход, а от досмотра один расход.

Раньше уфимцы и гости города спокойно обходились без хождения по этажам и катания на эскалаторах, пользуясь подземным переходом, который уже не один год закрыт на реконструкцию. Сооружение это было простое и удобное. Правда, пол был щербат, потолок не регулярно белили, но свою функцию туннель выполнял исправно, и за три-пять минут можно было выйти на любой перрон к любому вагону.

Кстати, провожали и встречали пассажиров в подземном переходе сотрудники линейного управления внутренних дел, которые неназойливо, но профессионально делали свое дело, вычисляя подозрительных граждан без всяких рамок.

Надземным переходом пользовались тогда единицы, а сейчас всех гонят наверх.

Когда откроется туннель, если он вообще откроется в ближайшие годы, люди вновь будут выбирать наиболее удобный и быстрый проход к поездам. Но как тогда будут объяснять колоссальные траты на многолетнюю реконструкцию и установку тех же эскалаторов?

Людям по большому счету нужно всего лишь без проблем подъехать к вокзалу, быстро пройти к поезду, а провожающим лицам и прибывшим пассажирам без проволочек и лишней беготни по этажам покинуть его. Всё остальное – вторично. Раньше можно было всё успеть за пять минут, а сейчас - значительно дольше.

Один из работников вокзала на условиях конфиденциальности рассказал нам, что территория на привокзальной площади сдана в аренду московской фирме. И действительно - на выданном кассовом чеке значится некое ООО «АПС-Мастер». Из официального сайта ФНС России следует, что эта частная организация имеет уставный капитал 10 тысяч рублей и принадлежит физическому лицу Вячеславу Лейбману, а зарегистрирована в Москве на улице Остоженка.

Так вот, значит, кому платят свои кровные уфимцы и жители республики, которых под угрозой эвакуатора принуждают пользоваться частной платной стоянкой на привокзальной площади!

Конечно, железная дорога, как коммерческая организация, вправе заключать договора и сдавать в аренду принадлежащие ей площади любым хозяйствующим субъектом. Но улица, проходящая мимо уфимского вокзала, хоть и называется Вокзальной, железной дороге не принадлежит и является городской, а муниципальные власти должны думать, прежде всего, об удобстве горожан, а не идти на поводу коммерческих интересов железнодорожников и их контрагентов.

И, конечно, руководство города должно было пресечь установку запрещающих знаков без объективной необходимости, да ещё и за спиной ГИБДД. Впрочем, не забудем, что эти знаки пополняют городскую казну за эвакуацию автомобилей, оставленных на улице Вокзальной. Так что никто, кроме рядовых граждан, в накладе не остался.

- Правда гаишники последнее время редко здесь работают, поскольку они тоже люди и тоже понимают абсурдность ситуации, - поделился своим наблюдением один из офицеров транспортной полиции, с которым нам удалось поговорить на вокзале.

В начале 2000-х некий частный предприниматель тоже начал было собирать дань возле уфимского вокзала, когда его люди, одетые в камуфляж, не давали отъехать, не получив с водителей 10 рублей. Но тогда вмешалась руководитель регионального ФАС - непреклонная Зульфия Акбашева. Она прикрыла «лавочку», заставив при этом перечислить в бюджет четыре миллиона незаконно полученного дохода.

Но г-жа Акбашева весной этого года ушла в отставку, а у нового начальства из башкирской антимонопольной службы сейчас, видимо, другие приоритеты. Также равнодушны к проблеме и депутаты уфимского горсовета.

Кстати, руководство уфимского вокзала находится теперь в Самаре. Видимо, оттуда, за 400 километров, видней, что и как нужно делать в Уфе, какие знаки устанавливать на городской улице, и сколько должны платить и без того небогатые уфимцы за навязанную парковку частной фирме из Москвы.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру