Башкирский режиссер снимет остросюжетный «Буран» и экранизирует Карима на гранты

Айнур Аскаров оказался в завидной компании коллег

Экспертный совет по игровому авторскому и экспериментальному кино минкульта России опубликовал список победителей конкурса грантов на производство национальных фильмов. Среди счастливчиков оказался и молодой режиссер из Уфы Айнур Аскаров, который на федеральные деньги снимет остросюжетный фильм «Буран» на Свердловской киностудии.

Айнур Аскаров оказался в завидной компании коллег
Фото: архив МК

- Я отправил сценарий на киностудию, им все понравилось, и мы решили вместе попробовать получить грант министерства культуры России, - рассказал Аскаров. - Студия собрала пакет документов, то есть финансовые отчеты и прочее будут от них, а творческие отчеты - от нас. Это обычная практика работы.

«Буран» станет третьей полнометражкой Айнура Аскарова, который оценивает бюджет нового фильма в 60 млн рублей. И хотя проект значится в списке на субсидию минкульта, сумма гранта пока неизвестна.

Отметим, что из 68 кинопроектов эксперты минкульта остановили свой выбор на 35-ти. Айнур Аскаров оказался в завидной компании коллег. Заявки одобрили таким мэтрам отечественного кино, как Александр Прошкин, который запускается с фильмом «Сарматы», Андрей Кончаловский, планирующий снять картину «Дорогие товарищи», Светлана Дружинина, много лет вынашивающая идею четвертой части «Гардемаринов», Валерий Тодоровский с фильмом «Одесса» и Глеб Панфилов, собирающийся экранизировать «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

- Каково вам быть в одном списке с такими мэтрами?

- Я почему-то не обратил на это внимания, а на Свердловской киностудии говорят: "Посмотри, какие там могикане с тобой, как круто!". Да, это действительно здорово и интересно, но все равно судить будут по итогу, по фильму. Но тем не менее это приятно.

Примечательно, что весной Аскаров запустился с другим проектом – экранизацией повести Мустая Карима «Таганок»: фильм киностудии «Башкортостан» получил грант главы республики на сумму 9 млн рублей.

В аул Беркутный, где живут маленькие герои книги, превратится деревня Толпарово Гафурийского района.

- Детей для съемок сложно было найти?

- Сложно. Мы их еще не нашли, только ищем. На днях у меня будут пробы. У нас проходил фотокастинг, дети присылали свои видеопробы. Я выбрал детей, которых хотел посмотреть и сейчас будем работать.

- Какие главные критерии отбора?

- Харизма, незашоренность. Бывает, что человек и человек - неинтересно на него смотреть. А иногда бывают люди, которые сразу привлекают взгляды, интересно наблюдать за ними, что они будут делать. Именно на таких детей мы делаем упор, за которыми интересно наблюдать. Вторая составляющая, которая обязательно должна быть, знание башкирского языка. Шекспира нужно читать в оригинале и Мустая Карима ставить обязательно в оригинале. Для русскоязычной публики мы сделаем качественный, хороший дубляж в какой-нибудь популярной студии. В принципе фильм должен восприниматься как любые фильмы, которые сейчас идут в кинотеатрах, и мы смотрим их с дубляжом. Все-таки с известными голосами их прекрасно воспринимают. Ну а для нашей родной, башкирской публики, для которой мы в первую очередь сейчас трудимся, фильм будет в оригинале.

- Как удается совмещать съемки двух картин?

- У меня все по плану. Изначально было так распланировано, что до октября снимаем фильм "Таганок". В сентябре завершаем съемки и в октябре начинаем предподготовку к фильму "Буран". А с ноября начнется плотная подготовка "Бурана". И я думаю, что к этому времени фильм по Мустаю Кариму я уже завершу и сразу приступлю к следующему. Я могу назвать точные сроки. Съемки будут в феврале-марте. Фильм к осени 2019 года, думаю, будет готов.

- У вас так четко поставлена работа?

- Это производство диктует нам условия. Есть календарно-постановочный план, календарный план производства, мы его придерживаемся. К тому же есть договоренности с актерами и другими задействованными людьми, всегда называешь сроки, которые должны быть точными.

- Спрогнозировали сложности на съемках "Бурана"? Как, например, будете создавать стихию?

- Вы правильно заметили, картина сложно-постановочная, потому что фоном, предлагаемыми обстоятельствами является как раз стихия, которую нужно создавать искусственно. Да, мы будем поджидать и снимать настоящие бураны, какие-то подсъемки делать, но не более того. А вся стихия будет создаваться в павильоне. Я думаю, это будет происходить в Уфе, буран будет искусственный. Будет настоящий снег, но так, чтобы кнопку нажал - буран запустился, кадр отсняли - выключил буран и готовишься к следующим сценам. По-другому можно делать, но бураны обычно длятся максимум дней пять. Из них полчаса бурана тебе подойдет, а далее команда будет простаивать - это трата бюджета, раздувание снега и так далее. Поэтому все максимально оптимизировано, пусть этот буран, воссоздание стихии поначалу будет казаться нам дорогим удовольствием, но по итогу за 30-40 смен мы выйдем на хорошую экономию.

Айдар Акманов написал для картины сценарий на основе реальных событий в Хайбуллинском районе, где зимой 2016 года разыгралась снежная буря. Действие развернется в нескольких машинах, застрявших на трассе во время бурана. Аскаров обещает зрителям настоящие страсти в борьбе за выживание.

С Акмановым режиссер работал над полнометражным дебютом «Из Уфы с любовью». Напомним, романтическая комедия стала самым кассовым фильмом ограниченного проката, победив в одноименной номинации на профессиональной премии «Блокбастер». Самый успешный башкирский фильм собрал в прокате 5,29 млн рублей.

- Надеетесь на такой же успех новых картин, какой был у "Из Уфы с любовью"?

- Не надеюсь, а знаю и верю, что будет только лучше. "Из Уфы с любовью" - фильм был снят на коленке, с критически низким бюджетом. Бюджет фильма "Таганок" - 9 млн, которые нам выделяются в виде гранта главы республики. Эта сумма сопоставима с суммой "Из Уфы с любовью", потому что там было 4,5 млн, здесь 9 млн. Но здесь история, фильм сложно-постановочный, потому что главные герои - все дети 10-12 лет, и это наложит свой отпечаток. Но тем не менее, используя те знания, которые я получил, думаю, мне удастся правильно все распределить и в срок все снять.

- Не боитесь так кардинально менять жанры?

- Это всего лишь форма. А в какую форму каждый раз оборачивать содержание - в этом нет ничего страшного. Я ищу себя, пробую. Все мои короткометражки были сняты в разных жанрах. Мистическая драма, комедия, трагикомедия, серьезные вещи были. Нет, не боюсь. Это даже интересно. Каждый раз работать в одном и том же жанре - с годами я, наверное, к этому приду, когда найду, прощупаю тот жанр, в котором мне легче и проще работать. Но и тогда я не думаю, что буду отказываться от работ в других жанрах.

Примечательно, что субсидирование очередного проекта стало своеобразным подарком для башкирского постановщика на выпускной Академии Никиты Михалкова, где он отучился.

- В Академии я получил систематизацию всех знаний, которые у меня уже были. Пришел туда не просто так, а уже в качестве профессионала. И в академии, кстати, не раз было отмечено, что человек уже в профессии. Я пришел туда, чтобы систематизировать свои знания, потому что, как оказалось, я много чего знаю по производству фильмов, как это делается, как правильно производить кино. Но не было системности и конкретного подхода. Как раз касаемо сроков, планирования, затрат, договоренностей - все это дало мне обучение в продюсерской мастерской Леонида Верещагина. Теперь я гораздо лучше планирую, оптимизирую, выстраиваю правильный план. За время обучения мы сделали 3-4 короткометражки как режиссеры и продюсеры, и я понял, что мне не хватало этих знаний. Теперь у меня все четко и разложено по полочкам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру