Ринат Рамазанов: «Курай унесет куда угодно - стоит только закрыть глаза»

Лидер группы «Аргамак» считает, что всем этно-командам на сцене хватит места

Этно-рок-группу «Аргамак» в Башкирии если не знают, то хотя бы раз видели на местном праздничном концерте. Фишка группы в удивительно энергичном исполнении и стилизациях башкирских народных песен и мелодий, сказаний, легенд и авторских композиций. Акценты и переходы популярных жанров – реггей, рока, танцевальной электроники и многих других команда применяет к традиционной музыке, обыгрывая наиболее харизматичные фрагменты на национальных инструментах – кубызе, курае, думбыре, дунгуре.

Лидер группы «Аргамак» считает, что всем этно-командам на сцене хватит места
Фото: архив МК

«Мы нашли свою духовную составляющую»

Кажется, за эти годы коллектив Рината Рамазанова успел побывать на всех главных и незначительных площадках республики, выступая по поводам и просто так. И за десять лет существования группа незаметно стала новой визитной карточкой национальной башкирской музыки.

- Если подвести предварительные итоги, то к чему «Аргамак» пришел за это время? – интересуемся у Рината.

- Действительно, в следующем году у нас будет круглая дата, но развитие группы можно разделить на несколько частей. С 2009 года начались первые репетиции, пробные выступления и пробный состав – самое начало творческого пути на уровне художественной самодеятельности. И только в 2010-2011 годах сформировался костяк группы, прошел первый сольный концерт. С таким составом мы работаем до сих пор. Правда, группа немного расширилась. Достижения? Наверное, то, что мы нашли себя и свое предназначение, осознанно двигаемся по этому пути, знаем, чего хотим и чего хотят от нас. Мы верим в то, что светлое будущее зависит от нашей истории, от предков и традиций, земли, веры, культуры. Все это мы стараемся сохранить и приумножить. Это и есть наша основная цель. Это не деньги или что-то материальное, это больше духовное. Мы нашли свою духовную составляющую, так гораздо легче идти вперед и преодолевать препятствия. За это время мы побывали в разных уголках мира – Китай, Мексика, Англия, Франция, Турция, Туркмения, Казахстан, Германия, Испания, Польша... Перечислять можно долго. Суть одна: мы с коллективом рассказываем про наш народ, про Башкортостан. Сейчас мы осознанно движемся по этому пути и еще очень многое впереди, все только начинается.

- «Аргамак» воспринимается больше концертной группой, чем студийной. Почему решили идти по такому пути?

- Многое зависит от возможностей. Когда мы начинали, не было ни спонсоров, ни поддержки - первые записи и вовсе были на коленке сделаны. Многие посмеивались, мол, что такое этот ваш этно-рок? Я тогда ребятам говорил, что надо немного потерпеть – и все получится. И мы вместе поверили в это. Только благодаря общей вере в наше творчество смогло получиться то, что получилось. В какой-то момент нас заметило министерство культуры, стали обращаться режиссеры крупных мероприятий. Появились костюмы, оборудование. А студийная запись – это кропотливая и очень трудоемкая работа, а колхозные записи делать не хотелось. По-настоящему взяться за эту работу удалось только сейчас.

- В конце января вышла новая песня Akhak Kola. Это первая ласточка?

- Да, сейчас в интернете начнут появляться наши новые релизы. На мой взгляд, Akhak Kola - неплохая работа, это композиция из древнего башкирского эпоса. Серьезная работа уже проведена в студии. Например, в одной из композиций - 114 дорожек. Какое сведение, какой мастеринг должен быть! Инструменты записываем вживую плюс немного электронного звучания - всё-таки стараемся идти в ногу со временем. Ведь рассказывать о традиционной культуре традиционным путем очень сложно. «Аргамак» для того и создан, чтобы привлечь к этому внимание. И когда человек заинтересуется национальной культурой, это будет наша маленькая победа: наш материал станет вторичным, а слушателю понадобится первоисточник. То есть мы создаем некие ворота для того, чтобы молодежь могла войти в традиционную культуру.

«Будем постепенно отходить от рока»

- Любой народной музыке можно дать характеристику, которая сможет рассказать и о самом народе. Каков портрет музыки башкирской?

- Это портрет воина – воина верующего, любящего свою землю и народ, традиции отцов и дедов. Добрый, справедливый мужчина, который отвечает за свои слова, протягивает руку всем нуждающимся и никогда не обижает невинных. Он же и кураист, сэсэн, импровизатор, поэт, воспевающий красоту, подаренную Богом. Если ему не хватает слов – он говорит через музыку.

- В вашем случае добавки из современных музыкальных жанров - не самоцель, а средство для акцентирования. Рок по-прежнему остается наиболее адекватной приставкой для национальной музыки?

- Действительно, современные жанры – лишь приставка для донесения традиционной музыки. Что касается рока, то мы будем постепенно отходить от этого, будет просто – этно-группа «Аргамак». Рок - музыка на любителя, а мы хотим охватить как можно больше слушателей. Рок-композиции, конечно, тоже останутся, они во время концертов очень мощно раскачивают публику. Даже те, кто не привык к такой музыке, в обработке «Аргамака» - с национальным колоритом, на народных инструментах да про наших великих героев - воспринимает ее очень позитивно. Такое мясо приходится по вкусу всем. Жанры будем использовать самые разные, особенно сейчас, когда в Москве, например, качает Элджей. Будут композиции и в таком стиле, но опять-таки для того, чтобы сохранить нашу национальную культуру.

- В вашем репертуаре есть как авторские вещи, так и интерпретации народных песен и легенд. Чем руководствуетесь, когда подбираете фольклорную основу?

- Мы стараемся подбирать композиции либо очень редкие, либо не исполнявшиеся вообще. Используем архивы, в том числе и те, которые сами записали во время той или иной экспедиции. Бывает, специально выезжаем записать бабушек и дедушек в районы республики. Конечно, есть и популярные вещи, которым публика легко начинает подпевать. Сейчас, к примеру, периодически встречаемся с известной фольклористкой из Сибая Асией Гайнулинной. Она напоет нам что-нибудь - кубаиры, сказания, отрывки, интерпретации, а мы наиболее интересные выбираем и стараемся их поженить с современным музыкальным жанром. Случаются и необычные истории. К примеру, песню «Заки Валиди» можно сказать презентовал нам фольклорист Юлай Гайнетдинов. Он нашел старую-старую, буквально полуминутную запись в венских архивах в Австрии – она вся хрипит, жужжит, свистит, но в ней столько духа, любви, патриотизма. Исполнял ее сподвижник Заки Валидова Галимьян Таган. Столетняя запись дошла до нас, мы ее отреставрировали и сейчас исполняем.

- Как встречают вашу музыку за рубежом?

- Везде - на ура, как это ни странно. В любой точке России и мира встречают очень тепло и радушно. Радуются, визжат, свистят, хлопают, топают, танцуют, отрываются, мечтают, закрывают глаза!.. Наша музыка ведь такая разная. Курай может унести куда угодно, стоит только закрыть глаза, представить себя в горах или в лесу – и можешь взлететь орлом или раствориться в реках. А наши концерты держат потому, что лирика сменяется роком, рок – легким регги, а тот сменяется на диско и так далее. Люди просто не ожидают услышать столько разных жанров за одно выступление.

«Если занимаешься народной музыкой, то всегда будешь неповторим»

- Много ли групп, нацеленных на этно-музыку, существует сейчас в Башкирии? Есть ли среди них конкуренция и вообще возможна ли она в подобном музыкальном сегменте, который далек от коммерческого мейнстрима?

- Сейчас этно-группы стали приобретать широкую популярность, почти в каждом районе Башкортостана есть по одной такой команде. В их творчестве порой можно увидеть Роберта Юлдашева, где-то – и наши композиции. Это все равно радует, потому что молодежь не равнодушна и хочет творить. Ведь в многообразии наших народов и лежит вся изюминка. Букет цветов всегда красивей, богаче, ароматней, когда в нем разные цветы. Если только ромашки или ландыши – было бы скучно. Мне кажется, расталкивание друг друга локтями здесь неуместно, мы должны продвигать друг друга, а конкуренция в хорошем смысле слова должна давать стимул не останавливаться и развиваться. Пусть таких групп будет больше, качество вырастет - мы будем только рады. С большим интересом наблюдаем за нашими коллегами. Например, группа «Йатаган» за короткое время стала очень популярна в республике и за рубежом. Коллектив «Заман» успел выступить во многих европейских городах, хорошо себя показали на музыкальных фестивалях.

- Этно-музыка востребована в России или она больше популярна за рубежом, где она воспринимается как экзотика?

- В России этно-музыка только начинает набирать обороты. Народ возвращается к этнике, потому что все многообразие - в истоках и корнях. Не зря говорят: все новое - хорошо забытое старое. За рубежом это, конечно, экзотика, особенно представители тюркских народов. Там хорошо знают тувинскую группу «Хуун-Хуур-Ту», которые объездили весь мир, но не больше. Для них все эти народы - это монголы. Продюсеры из Казахстана представляли за рубежом на World Music Expo фестиваль The Spirit of Tengri. Там слушают презентацию и говорят про одну группу: «Это же монголы». Им отвечают, мол, нет, это казахи. Потом опять: «Вот это же монголы». Нет, говорят, это узбеки. Снова: «Ну вот это точно – монголы!» Да нет же, говорят, это башкиры. Так или иначе им нравится эта музыка – это что-то совсем другое. В России про Уфу и Башкирию тоже знают немного. Ну, Шевчук и Земфира откуда-то из этих мест. Поэтому когда ты занимаешься народной музыкой, ты всегда будешь неповторим. Просто потому, что таких башкир, скажем, в Мексике нет и не было никогда.

- Какие современные этно-коллективы вам интересны и чем они привлекают?

- Интересный коллектив из Бурятии «Намгар» – это искренние добрые открытые люди, и музыка у них хорошая, светлая. Есть интересный коллектив «Хангай» - эдакий забойный этно-панк, играют монгольскую музыку, но живут в Китае.

- Многие музыканты, добившиеся определенного успеха, уезжают жить за границу, где больше возможностей. У вас были такие предложения?

- От нас так прет духом патриотизма, что сразу становится понятно, что предлагать нам уехать бесполезно. А если серьезно, мы не настолько популярны, чтобы серьезные звукозаписывающие компании могли что-то предложить. Сейчас сформировался репертуар, мы научились раскачивать публику, есть разные программы, в том числе с оркестром и танцорами. Сейчас мы можем все это показать на международном рынке. И когда мы доделаем студийные записи, то будем этот рынок осваивать. Уже есть предварительные договоренности с тем же World Music Expo, с серьезными продюсерами о концертах в Чили, Китае, Франции. Мы можем съездить выступить и поработать, но оставаться насовсем точно не будем. Я патриот до мозга костей, до каждой молекулы и никуда не уеду отсюда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру