Rudy Dance Lab показал уфимцам, каким должен быть современный балет

Постановщики двух номеров получили право поставить балеты в Башкирской опере

12.09.2018 в 00:50, просмотров: 641

В Башкирском театре оперы и балета прошел гала-концерт хореографической лаборатории Rudy Dance Lab, открывшейся весной этого года в Уфе и приуроченной к 80-летию самого великого танцовщика, когда-либо выходившего на сцену этого театра, - Рудольфа Нуреева. В честь юбилея одного из самых ярких артистов балета XX столетия одна из тем проекта была посвящена Рудольфу - молодые хореографы вместе с артистами балетной  труппы театра представили пять индивидуальных номеров.

Rudy Dance Lab показал уфимцам, каким должен быть современный балет
Фото: Азат Вахитов

Театр миниатюр

Еще весной на презентации мастерской Rudy Dance Lab, которая прошла во время XXI нуреевского фестиваля, ее художественный руководитель, резидент-хореограф London Russian Ballet School Дмитрий Антипов обозначил стоящие перед ее участниками задачи - поддержка, развитие и популяризация классической и современной хореографии. Сразу стоит отметить, что  уфимская публика не избалована современными постановками - в репертуаре театра безраздельно царит академический балет, а редкая возможность познакомиться с новыми тенденциями в области развития современной хореографии  выпадает разве что во время нуреевских фестивалей. Не удивительно, что изголодавшаяся по новизне публика сразу приняла проект и на премьере не скупилась на крики "браво".

Всего на суд уфимских зрителей было представлено десять номеров - по два от каждого из пятерых участников первого сезона проекта, отобранных из тридцати претендентов независимым жюри. В его состав вошли швейцарский хореограф Хайнц Шпёрли и балетмейстер, профессор ГИТИСа Ирина Филиппова. Среди участников оказалось несколько вполне опытных хореографов, имена которых хорошо известны и в профессиональных кругах, и знакомы всерьез интересующейся актуальным искусством публике. В первую очередь это, конечно, Денис Бородицкий - худрук независимой танцевальной компании Boroditsky Dennis Dance Company, считающийся чуть ли не основателем российской школы contemporary dance - одного из самых популярных стилей современного сценического танца, основу которой составляет импровизация и элементы самых разных направлений и техник движения - от джаз-танца до йоги и восточных единоборств. Бородицким была представлена миниатюра под названием "45 минут тишины", в основу которой положена история о знаменитом "прыжке свободы", который молодой танцовщик Кировского театра Рудольф Нуреев совершил в парижском аэропорту, решив остаться на Западе. На то, чтобы принять окончательное решение, Рудольфу Нурееву дали эти самые сорок пять минут, навсегда изменившие его жизнь.

Еще один опытный участник проекта - пермский танцовщик и хореограф Алексей Расторгуев, в этом году ставший обладателем первой премии за постановку номера современной хореографии на 15-м конкурсе артистов балета "Арабеск". К выбору миниатюры "Сделка", посвященной Нурееву, Алексей Расторгуев подошел весьма нестандартно, решив сосредоточиться на противоречивом внутреннем мире танцовщика, отличающегося резким, взрывным характером и несдержанностью в быту, но мгновенно преображавшегося, стоило ему выйти на сцену. В образе мятущегося, раздираемого страстями Нуреева предстал сам худрук Rudy Dance Lab Дмитрий Антипов.

Но звездных имен "народных" и "заслуженных" исполнителей в программке гала-концерта практически не было: на сцену в этот вечер в основном выходили совсем молодые артисты, недавние выпускники хореографического училища.

- Участие в лаборатории дало нашим артистам возможность испытать себя в чем-то новом, проявить способности в современной хореографии. Это другой стиль танца, где пластика танцовщиков может быть выразительна до бесконечности, - заявила главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета Леонора Куватова, с большим интересом наблюдавшая, как ее подопечные осваивают совершенно новый для них язык танца.

Горячая десятка

Одним из самых нетривиальных номеров концерта стала миниатюра "И ты - свет!", которую представила еще одна гостья из Перми - Арина Панфилова, худрук собственного экспериментального театра танца и дочь выдающегося хореографа с мировым именем Евгения Панфилова. Наследница знаменитого балетмейстера, создавшего собственный неповторимый стиль на грани академии и модерна, пошла по стопам отца. Уже в 12 лет она станцевала набоковскую Лолиту, а в 14 лет - Джульетту в знаменитых постановках Панфилова, но потом решила не ограничиваться ролью исполнительницы.

- Мои возможности, как танцовщицы, были ограничены, - откровенно признается Арина. - Я никогда не была лучшей, но, как говорится, "с изюминкой". Меня подвел маленький рост: будь я на десять сантиметров выше, то никогда бы не взялась за работу постановщика.

Панфилова оказалась способной ученицей своего знаменитого предшественника и уже не раз оказывалась в роли возмутительницы балетного спокойствия - кому бы еще пришло в голову выйти на сцену на седьмом месяце беременности, как она это сделала в постановке "Полная луна" собственного театра.

Миниатюра Арины Панфиловой, которую она представила в рамках проекта, поразила пронзительной чувственностью и инстинктивными импульсами, раскрывающими неведомые горизонты пластической лексики - ничего подобного на уфимской сцене прежде видеть не приходилось.

Второе отделение гала-концерта было целиком посвящено башкирским легендам. Денис Бородицкий представил номер "Ете Кыз" на народную музыку - хореографу интересно было посмотреть на легенду "Семь девушек" глазами современной башкирской женщины. Арина Панфилова выбрала для постановки башкирскую народную песню "Баяс", а хореограф и худрук собственной танцевальной компании Wennare Dance Company Юрий Гудушаури, работающий в Испании, -  легенду  "О Белом волке", показав очень эффектный номер "Башкорт", в котором использовал техники движений различных боевых искусств. Не менее зрелищным оказался номер, представленный одним из самых молодых участников проекта - Антоном Кочневым. В миниатюре  по мотивам башкирской легенды "Девушка Луны" особое место занимал гипнотический лунный свет, пробуждающий чувственные желания. Но лучшим номером "башкирского" отделения была признана миниатюра "Кэкук" о девушке, превратившейся после гибели любимого в кукушку. Ее автор Алексей Расторгуев получил в качестве награды сертификат на право осуществить на сцене Башкирского театра оперы и балета собственную постановку. Такую же возможность получил и самый именитый участник Rudy Dance Lab Денис Бородицкий, чей номер из "нуреевского" отделения жюри признало лучшим. Оба победителя поставят на уфимской сцене по одноактному балету.

- Наш театр предоставляет молодым хореографа безграничные возможности на создание оригинальных работ, и мы рассчитываем получить уникальную хореографическую продукцию, - подчеркнул генеральный директор Башкирского театра оперы и балета Ильмар Альмухаметов, поздравив победителей.

Оба обладателя сертификата, сумма которого не была озвучена, получили также по банке башкирского меда и национальному головному убору - тюбетейке. Их сотрудничество с уфимской труппой, несомненно, внесет свежую струю в академический репертуар театра. Постановки Дениса Бородицкого не раз удостаивались самых престижных театральных наград, таких как спецпремия "Золотой маски" за работу над  спектаклем "АлиSa" красноярского ТЮЗа, которую он осуществил вместе с Даниилом Ахмедовым. А в творческом активе лауреата международных и всероссийских конкурсов Алексея Расторгуева - более пятидесяти миниатюр и пятнадцать балетов. Однако, как было заявлено со сцены в финале гала-концерта, осуществить свои постановки на уфимской сцене нынешние победители смогут не раньше 2020 года, когда планируется второй сезон Rudy Dance Lab. А номера, созданные в рамках первого сезона творческой мастерской, вновь можно будет увидеть в новом, 81 театральном сезоне - их покажут в рамках XXII фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.