«Свою скрипку Страдивари я называю «Любашей»
Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова проводится в столице Башкирии - малой родине маэстро - во второй раз. Победительнице конкурса, 15-летней Марии Дуэньяс из Испании, вручили сертификат на получение главного приза – уникальной скрипки стоимостью 140 тысяч долларов. Инструмент был доставлен в Уфу известным американским скрипичным мастером Джулией Рид.
- Я хочу поблагодарить, прежде всего, Джулию Рид, которая прилетела из Нью-Йорка - она совершила подвиг, потому что полгода хранила в сейфе инструмент для первой премии моего конкурса - замечательный инструмент 1912 года работы очень известного итальянского мастера Риккардо Антониацци. Скрипка в идеальном состоянии! Чтобы его не купили, Джулия просто его спрятала - так поступают друзья, - признался Владимир Спиваков. - Эту скрипку приобрел Вячеслав Владимирович Кантор (известный предприниматель-миллиардер и филантроп, учредитель Европейского еврейского фонда - прим. ред.). Это было непросто сделать, но он пошел навстречу моему страстному желанию, чтобы конкурс, так сказать, был на высоком пьедестале. Вторую скрипку - инструмент 1848 года французского мастера Жюля Гранджона купил Василий Николаевич Пеганов, тоже человек из Уфы, бизнесмен, который очень любит Башкортостан и ему небезразлично, что здесь происходит. Он ее купил в Нью-Йорке. А третью скрипку приобрел я со своими друзьями у замечательного русского мастера Игоря Улицкого, который является победителем двух международных конкурсов, получив там Гран-при. Один конкурс был имени Венявского в Познани, в Польше, а другой - в Москве, когда на конкурсе Чайковского еще было такое ответвление, как конкурс скрипичных мастеров - люди играли на скрипке за занавеской, их не видели, а только оценивали звучание, а потом смотрели, как сделан инструмент. Так что те, кому достанутся эти инструменты, получат просто небесный подарок, потому что молодые музыканты сегодня не в состоянии приобрести себе подобные инструменты: они становятся все дороже и дороже.
Как выяснилось, инструмент французского мастера был приобретен господином Пегановым за 40 тысяч долларов, а приблизительная стоимость скрипки русского мастера - 18-20 тысяч долларов.
Журналисты поинтересовались, на каком инструменте играет сейчас сам маэстро.
- Мне нравятся инструменты Страдивари, - не стал скрывать Спиваков. - Я играю на таком инструменте, но он мне не принадлежит, а дан в пожизненное пользование. Это скрипка 1712-1713 года, а дерево, из которого она сделана, - еще старше. Думаю, ему лет четыреста, не меньше. Скрипка это живое существо: я называю ее "Любашей", и на ее состояние влияет все - от погоды до настроения. И "главный врач" этой скрипки - как раз Джулия Рид - больше я никому не могу ее доверить.
«Все дети должны заниматься музыкой»
Башкирию на конкурсе представила только одна уроженка республики - 22-летняя Асия Гарипова, кстати, оказавшаяся родной сестрой ведущей солистки Башкирского театра оперы и балета, "золотого сопрано" Диляры Идрисовой. После окончания Среднего специального музыкального колледжа в Уфе Асия отправилась учиться в Северную столицу и в настоящее время является студенткой Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. На жеребьевке уфимке достался последний двенадцатый номер, и выступать на сцену она вышла только в восемь часов вечера. Томительное ожидание, конечно, не лучшим образом сказалось на состоянии молодой скрипачки, но девушке удалось справиться с волнением и выступила она достойно. И хотя Асия не смогла выйти в полуфинал, тем не менее получила специальный приз, который ей вручили на Гала-концерте, так же, как и еще двоим конкурсантам, не прошедшим во второй тур, - москвичу Деннису Гасанову и одной из самых молодых участниц конкурса, семнадцатилетней Софи Рохлин из Израиля. А борьбу за главные награды конкурса продолжили семь участников: трое россиян - Федор Безносиков и Степан Стариков из Москвы, Азат Нургаянов из Казани, Юджин Ким из Южной Кореи, японец Иссеи Курихара и две испанки - Анна Мильман и 15-летняя Мария Дуэньяс - самая юная конкурсантка, ставшая победительницей.
- Безусловно, получить такую скрипку в подарок - это заветное желание любого музыканта, - призналась испанка Мария Дуэньяс. - Но я с семи лет мечтала выступить на одной сцене с Маэстро! Для меня этот конкурс был непростым, хотя бы потому, с какими ребятами я играла в финале, каждый участник очень талантлив.
Владимир Спиваков, надеется, что конкурс позволит «засветиться новой звездочке».
- Потому что старт победителя нашего первого конкурса - Даниэля Лозаковича - был просто космическим. Доказательством того служит тот факт, что сейчас за право получить его выступление борются лучшие залы мира. В 2019 году у нас с ним совместное турне по США. Больше месяца он будет выступать вместе с Национальным филармоническим оркестром России под моим управление в качестве солиста. Это констатация того, что победителей конкурса ожидает насыщенная и яркая творческая жизнь. Для меня этот конкурс очень важен по многим причинам, но, пожалуй, самое главное это то, что после первого конкурса, как я знаю, семь с половиной тысяч детей стали заниматься музыкой. Я вообще считаю, что все дети должны заниматься музыкой - не обязательно быть гениальными музыкантами и даже профессионалами не обязательно. Просто наш мозг устроен так же, как космос. Ученые называют его "волшебный разум деревьев", так как клетки мозга напоминают деревья с ветвями. Необходимо заниматься музыкой, потому что это наиболее абстрактное и эмоциональное искусство, которое помогает человеческому мозгу выстраивать и образовывать все большее количество нейронных связей, что необходимо для человека как в интеллектуальном смысле, так и морально-этическом и эстетическом. Чем больше этих связей, тем больше возможностей сохранить свою индивидуальную целостность в борьбе с жизненными трудностями. Так что, думаю, мы сделали нечто большее, чем просто конкурс моего имени.