Голая свита Мефистофеля смутила уфимцев на премьере оперы «Фауст»

Уфимский "Фауст" - это размышление о природе зла

Премьерный показ знаменитой оперы Шарля Гуно обернулся чуть ли не скандалом: одна из сцен, в которой посланника ада сопровождают толстухи топлес, настолько смутила некоторых зрителей, что дирекция театра решила ее убрать. И хотя публика сцену не освистала, а напротив - бурно аплодировала, уже на втором премьерном показе голые танцовщицы исчезли. 23 ноября в афише вновь заявлен "Фауст", и зрителям остается только гадать: увидят ли они сцену вакханалии в том варианте, как задумал ее режиссер.

Уфимский "Фауст" - это размышление о природе зла
Фото: Альберт Загиров

Без рогов, плащей и шпаги

Знаменитая опера французского романтика Шарля Гуно по мотивам средневековой легенды о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу, и одноименной трагедии Гете - одна из самых популярных в мире и не выходит из репертуаров музыкальных театров по всему миру. В Башкирском театре оперы и балета "Фауст" ставился неоднократно, впервые - еще в 1939 году, а нынешняя постановка уже седьмая. Осуществила ее команда во главе с именитым московским режиссером, лауреатом госпремии и обладателем "Золотой маски" Георгием Исаакяном, который не впервые ставит спектакли на уфимской сцене. В репертуаре Башкирской оперы несколько его постановок - оперы "Послы Урала" Загира Исмагилова, "Князь Игорь" Бородина, "Так поступают все женщины" Моцарта.  Предыдущая постановка Исаакяна на уфимской сцене - редко исполняемая барочная опера Генделя "Геракл" не осталась без самой престижной театральной премии - "Золотой маски".

- Я безумно счастлив в пятый раз быть в стенах башкирского театра, - отметил режиссер накануне премьеры. - Спасибо, что приглашаете, несмотря на все безумства, которые творит наша команда. Но мне кажется, что наша последняя работа - опера Генделя "Геракл" очень резко вывела театр на очень высокую орбиту. И не так важно, сколько премий получил спектакль. В Москве пробить публику не так просто.

Что касается его новой работы, то надо заметить, что башкирская постановка далеко не первая в творческой биографии режиссера - несколько лет назад он уже ставил «Фауста» в Ростове-на-Дону. Многоплановость гениального произведения Гете позволяет трактовать его по-разному - от мелодрамы до трагедии. В ростовской версии режиссер делал упор на философский аспект, это был спектакль-размышление. Начиналась постановка традиционно: Фауст-старик призывает темные силы, и к нему является хрестоматийный Мефистофель - в плаще и шляпе с пером. Но оба героя быстро ассимилировались в типичных представителей нашего времени.

А в башкирской версии Доктор Фауст волею режиссера превратился в настоящего врача - во время своего первого появления на сцене он одет в форму врача-реаниматолога, а в прологе оперы на большом экране демонстрируются документальные кадры из операционной. Душевные муки Фауста по задумке Исаакяна связаны с бессилием перед неизбежностью смерти: он не смог спасти пациентку, молодую женщину и в отчаянии готов на самые безумные поступки, даже на самоубийство, но тут появляется коварный искуситель Мефистофель, в точно такой же медицинской форме, и возвращает умершую к жизни.

- Мы обошлись без пресловутых рожек, шпаг и плащей - Мефистофель у нас носит современную одежду, - отмечает Исаакян.

Партию посланника тьмы на премьерном показе пел знаменитый бас, народный артист Башкирии Аскар Абдразаков, не раз исполнявший ее на многих мировых сценах - в Барселоне, в Тулоне, в питерской Мариинке. На сцене Башкирской оперы в этой партии он тоже появился не впервые - он исполнял ее и в предыдущей постановке больше десяти лет назад - в 2007-м.

- Эта партия мне хорошо знакома. Я пел Мефистофеля в самых разных постановках, даже не могу точно припомнить, сколько их было - наверное, не меньше двенадцати. Некоторые режиссерские задумки были весьма оригинальны - например, однажды во Франции меня усадили в корзину воздушного шара, который подвесили над сценой. Причем подвесили довольно высоко и мне пришлось оттуда прыгать, - вспоминает Аскар Абдразаков. - А в другой, итальянской версии, на сцене все время был огромный прозрачный куб, двери которого открывались в разные стороны и артисты постоянно бились о них лбами.

К счастью, таких экстремальных испытаний Исаакян ни Мефистофелю, ни Фаусту не приготовил.

Жертвы цензуры

Любопытно, что исполнителем заглавной партии на премьерном показе и в предыдущей версии постановке был заслуженный артист Башкирии и Татарии, лауреат "Золотой маски" Ильгам Валиев, тогда еще восходящая звезда башкирской оперой сцены. За прошедшие годы оба башкирских певца - и бас, и тенор - практически не изменились внешне и вполне могли примерить старые костюмы, которые обнаружились на выставке в театральном музее. Но вместо шикарного черного фрака Мефистофеля нарядили в ярко-красную шубу, а на шею повесили целую гирлянду толстенных золотых цепей и кулонов - в подобном виде посланник ада еще не появлялся ни в одной постановке.

- Несмотря на всю философичность и серьезность, наш спектакль не лишен веселых интонаций, - отметил режиссер, включивший в постановку сцену с голой свитой сатаны.

Знаменитую арию "Люди гибнут за метал" Мефистофель исполнял с подтанцовкой - смешными толстухами в трусах. Правда, по-настоящему раздеть артисток Георгий Исаакян так и не решился - для них были изготовлены специальные костюмы, имитирующие обнаженные тела. По замыслу режиссера толстухи олицетворяли пороки человечества, в том числе и обжорство. Сцена вакханалии, судя по реакции публики, ее ничуть не смутила - из партера кричали "браво!" и бурно аплодировали. Но, видимо, нашлись и те, кого она очень возмутила. Во всяком случае на втором премьерном показе голая свита Мефистофеля исчезла: второму исполнителю этой партии - Артуру Каипкулову - "править бал" пришлось без нее.

Говорят, после спектакля в интернете появились резко негативные отзывы на эту сцену. Комментариев по этому поводу в театре добиться так не удалось, а вот сам режиссер, как выяснилось, даже не подозревал, что толстухи в трусах стали жертвой цензуры - Исаакян присутствовал только на первом показе и сразу же после премьеры улетел в Москву.

Впрочем, вероятнее всего, что на ближайшем показе оперы, который состоится совсем скоро, 23 ноября, голая свита Мефистофеля все-таки вернется и вновь позабавит публику. Ведь режиссер вполне может предъявить претензии по поводу нарушения авторских прав. Впрочем, Георгий Исаакян вряд ли пойдет на такие крайние меры - с Башкирским театром у него давно сложились очень хорошие отношения, и "Фауст", скорее всего, не поставит в них точку.

- Хочу отметить, что в вашем театре очень сильная труппа. Когда тебе предлагают три полноценных состава, это, конечно, очень впечатляет, - похвалил Исаакян творческий коллектив Башкирской оперы.

Действительно, для новой постановки подготовлено по три состава исполнителей главных партий: Фауста на ближайшем показе будет петь недавний номинант на престижную профессиональную оперную премию "Онегин" Артем Голубев, Мефистофеля - любимец уфимской публики Аскар Абдразаков, который специально прилетит из Санкт-Петербурга, где на днях спел в опере Мариинского театра "Риголетто", показанной в рамках Международного культурного форума. На премьере партию Маргариты пела Эльвира Фаттыхова, теперь в этой партии уфимцы услышат Галину Чеплакову - уроженку Уфы, которая с недавних пор является солисткой казахской "Астана-оперы". А ее подругу Марту споет Светлана Аргинбаева. Стоит отметить, что опера идет на французском языке - перевод осуществляется с помощью субтитров на экране, расположенном над сценой.

Зрителям, которым впервые предстоит познакомиться с оперой, можно только позавидовать - музыкальный шедевр Шарля Гуно ставят не часто - это очень затратное удовольствие: большие хоры, декорации, костюмы. В оригинале опера идет аж пять часов, но уфимская постановка, конечно, в два раза короче - режиссер не решился испытывать терпение зрителей. А постарался сделать оперу интересной для современного зрителя - так дьявол соблазняет Маргариту не жемчугом, как в оригинале, а модными шмотками в бутике, вместо солнца на сцене сияет символ биткоина. А в финале главные герои появляются в одинаковых полосатых костюмах - то ли в тюремных, то ли в больничных.

- Уфимский "Фауст" - это размышление о природе зла, о том, в каких разных и неожиданно парадоксальных обычаях оно перед нами предстает, - так обозначил Исаакян свою режиссерскую трактовку. И меломанам, несомненно, стоит с ней познакомиться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру