Анвар Нургалиев: «Я очень доверчивый. Бывает, что этим пользуются»

Национальный исполнитель отпраздновал 45-летие концертом в Уфе

Анвар Нургалиев отметил 45-летний юбилей масштабным концертом в уфимском Дворце спорта. Поздравить его пришли многие артисты, которые за годы музыкальной карьеры стали друзьями исполнителя - Элвин Грей, Айдар Галимов, Фирдус Тямаев, Вильдан Яруллин и другие коллеги. Сцену расположили посередине, что было вынужденным решением. Дело в том, что билеты на выступление Анвара стремительно заканчивались, и многие поклонники просто не успевали их купить.

Национальный исполнитель отпраздновал 45-летие концертом в Уфе
фото: Азат Вахитов

«Если петь без души, то все технологии бесполезны»

Тогда организаторы концерта решили изменить привычное расположение сцены. Такой ход дал дополнительно тысячу мест.

- Почему юбилейный концерт решили устроить именно во Дворце спорта?

- Я хотел подвести итоги именно в день рождения. И мы вместе с продюсерским центром "Тамаша" решили сделать концерт во Дворце спорта, потому что там с 1991 года еще ни разу не проводились национальные мероприятия.

- Такой большой сольник у вас впервые?

- Да, первый раз. Я выступал в "солянках" в больших залах, например, в Кремле, но своего подобного выступления до этого не было. Страха, кстати, перед концертом нет, только волнение. У творческого человека волнение должно присутствовать всегда, без этого никак.

- Кто помогал вам в создании программы?

- Авторы сценария - мы все, все делаем сообща. Выкладываем в соцсетях вопрос о том, какие песни хотели бы услышать зрители. Исходя из пожеланий людей, составляем программу. У нас очень хороший звук, хороший свет. Но самое главное - чтобы была душа. Можно сделать очень дорогую режиссуру, очень красиво, но если на концерте нет души, то все это бесполезно.

- Вы начинали свою карьеру с группой "Ихлас-Мон"...

- Мы начинали в 1999 году, в 1991 я только переехал в город из деревни. "Ихлас" была очень популярная группа, но мы быстро расстались. Однако песни остались, ведь они должны жить всегда. "Ихлас-Мон" для меня стал трамплином. Кредо мое за это время, наверное, не изменилось - петь во благо себе и зрителю. Песня должна быть со смыслом, чтобы нести добро. Мое кредо - творить добро и в жизни, и на сцене.

- Как ощущаете себя на сцене в 45 лет?

- Конечно, с возрастом все меняется. Я начинал петь на большой сцене в 2000-х, но тогда я просто пел. Сейчас же я знаю каждое слово, знаю, зачем я его произношу и пропеваю. Ощущения совершенно другие. Не обязательно иметь уникальные вокальные данные, если зритель проникается. Бывает, что на концертах зрители плачут и смеются. Значит, ты все делаешь правильно. А если просто выучил слова и спел по нотам, тогда смысла нет никакого. 45 лет для мужчины - это возраст, когда в жизни все осмысленно. И песни, и сама жизнь. Опыт еще набирать и набирать, каждый день для нас, каждый концерт - урок. Но однозначно в этом возрасте ощущения совсем другие. Теперь я точно знаю, что мне нужно, какими должны быть песни, аранжировки и даже жесты на сцене.

- Вы спели песню Рустама Гиззатуллина и добавили в нее свою изюминку, в вашем исполнении композиция зазвучала по-другому.

- Наверное, каждый исполнитель добавляет что-то новое в песню. С Рустамом мы вместе учились, мы с одного района, очень хорошие друзья. Многие его песни и мне подходят. Эту песню я исполняю уже около 12 лет. И ее до сих пор просят, эту композицию даже и не уберешь из репертуара. Я, наверное, что-то свое добавил в эту песню.

- Совсем недавно ушел из жизни Ильгам Шакиров.

- И вместе с ним ушла эпоха настоящих певцов. Таких исполнителей уже не будет. Для того, чтобы так петь, нужно жизнь прожить. Все должны стремиться петь так, как пели артисты той эпохи. Ведь важно чувствовать время и соответствовать ему, как бы ни было, хорошо или плохо.

«Народные песни надо исполнять не как частушки»

- А как насчет народных песен?

- Я окончил училище искусств и потом академию искусств как камерный певец. В принципе исполнять народные песни и можно, и нужно. Я пою их на концертах, но не знаю, почему их пока нет в репертуаре. Если народные песни петь, то надо так спеть, чтобы душа развернулась. А не как частушки... Эстрада и так, по сути, поет частушки. Наши песни - они ведь задорные. А народные надо исполнять по-иному.

- Как со временем изменялись национальные песни?

- Почему раньше песни были такие протяжные? Потому что жизнь была тяжелая. Сейчас популярными хитами становятся легкие песни, грубо говоря, частушки. Раньше жизнь была немного тяжелее, люди пели про быт, а сейчас время изменилось, меняется темп жизни. Молодых исполнителей сегодня часто осуждают, того же Элвина Грея, мол, вот он поет такие песни, а надо народные петь. Но в наше время и соответствующий темп жизни нужны именно такие песни. Если этого требует большинство, не надо от них отказываться.

- Бывает такое, что вы поете песню на башкирском языке, но в ней проскальзывает татарский язык?

- Точно бывает. Даже когда учился в училище искусств, где проводились разные конкурсы, я начинал исполнять на башкирском, а заканчивал на татарском. Преподаватели мне иногда даже не давали башкирские вещи. Вообще я учился в русской школе и почему-то у меня вот так получалось. Но публика реагирует хорошо, любит оба языка. Если правильно, с душой исполняешь, никто не спрашивает, на каком языке ты поешь. Мы, например, выставили в инстаграм песню на башкирском, так там столько восторженных откликов, мол, наконец-то что-то на башкирском языке. Не важна национальность, но язык нужно знать правильно, нельзя его коверкать. Если с душой поешь, то все проходит гладко.

- Все ли истории из песен происходили в вашей жизни?

- Нет, потому что поэт пишет слова, композитор - музыку, а я преподношу песню. Я стараюсь воспринять песню так, как авторы ее представляли. Одна из моих самых популярных песен - про любовь, и все спрашивают, скучаю ли я по той любви, о которой пою. Но это, естественно, не так. Возможно, кто-то из певцов поет исключительно про свою жизнь, но не я. Конечно, есть композиции, которые я проношу через себя. Например, песни, которые я посвятил сыну и дочери.

- Есть желание выступить на одной сцене со своими детьми?

- Желание есть, правда, сын у меня почему-то вообще не музыкальный. Он играет на гитаре, но на сцену не хочет. Рафаэль - спортсмен, первокурсник БГУ. Дочка много лет занимается бальными танцами в ансамбле "Мираж". Она артистка, хочет выступать со мной. Видимо, я всегда мечтал научиться танцевать, но у меня не получилось и это перешло к дочери.

«Жена к моей популярности относится нормально»

- Как супруга относится к вашей популярности?

- У нас очень много аншлаговых концертов, везде очень хорошо принимают, по всей России. Но я почему-то очень популярным никогда себя не ощущал. Я обычный артист. Почему - не знаю. Жена у меня очень умная, относится к популярности нормально. Я к этому шел, всегда боготворил женщин. Без женщины мужчина не может стать мужчиной. И Ирина это прекрасно понимает. А вообще чем дольше живешь вместе, тем семейные отношения становятся как хороший коньяк. Укрепляются. Я знаю, что лучше ее нет, кто меня понимает и любит. Она для меня единственная. Раньше я, возможно, не понимал этого. Сейчас можно подумать, что Анвар начинает стареть и поэтому так говорит. Но это не так. Чем дольше живешь, тем больше крепнет любовь.

- Ирина гордится вами?

- Гордится, наверное, но никогда меня не хвалит. Конечно, радуется, видит, как долго мы к этому шли.

- Вы находитесь в прекрасной форме. В чем секрет?

- 90 процентов моих поклонников - женщины. Насчет формы даже не знаю, что сказать. Времени на спорт нет, гимнастику я за спорт не считаю. Чтобы хорошо выглядеть, нужно, чтобы в тебе было побольше доброты. Не злиться лишний раз. Когда ты кому-то сделал добро, человек говорит "спасибо" и тебе хорошо.

- У вас есть увлечения?

- Уже около года я собираю старинные вещи. Мечтаю, чтобы у меня был свой музей. Я сейчас этим заболел немного. Собираю домашнюю утварь из деревенского быта. Это мне очень близко. Мечтаю построить копию своего родного дома, где я вырос. Я хочу это воссоздать, пока все помню. Если у меня, конечно, хватит сил и средств. Вход в музей будет бесплатным.

- Какие качества характера вам в себе не нравятся?

- Не нравится моя простота. Я очень доверчивый. Бывает так, что этим пользуются. Это я бы, наверное, исправил. А может, и не стал бы исправлять.

- Вы сделали себя сами?

- Мы выросли в деревне, приехали в Уфу и никого здесь не знали. Сами всего добились своим трудом. Только в таких условиях человек адаптируется к сложностям. Я детям всегда говорю: "только сами". Если вдруг сыну нужно куда-то пойти, иногда спрашиваю, мол, давай я позвоню, чтобы тебя приняли, но он отвечает "Пап, я сам". Мне это нравится, я не хочу, чтобы он козырял. Мы не любим такие вещи. Потому что мы ведь не знаем, сколько проживем, а дети должны быть готовы ко всему, должны быть самостоятельными.

- У многих артистов есть свой бизнес. Особенно это популярно в Казани, например, заправки некоторые принадлежат музыкантам. Не думали об этом?

- Я хочу петь очень долго. Возможно, когда-то и займусь бизнесом. Насчет заправки не знаю, там все места уже заняты. У меня был маленький строительный бизнес. Но я решил все время отдать пению, понял, что без сцены не могу. Это совершенно разные вещи, невозможно и петь, и заниматься бизнесом. Если ты заболел сценой, уже не вылечишься. Это хроническое.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру