Башкирский драмтеатр накрыло «Белое облако Чингисхана»

В театре состоялась премьера по прозе Айтматова

27.02.2019 в 06:52, просмотров: 423

В Башкирском драмтеатре, столетие которого отметят в этом году, прошла премьера спектакля по пьесе ростовского драматурга Елены Баранчиковой «Белое облако Чингисхана», созданной по мотивам прозы Чингиза Айтматова. Постановку осуществили режиссер Мусалим Кульбаев, столичный балетмейстер Ирина Филиппова, художник Альберт Нестеров и композитор Урал Идельбаев.

Башкирский драмтеатр накрыло «Белое облако Чингисхана»
фото: bashdram.ru

В повести «Белое облако Чингисхана» автор исследует пагубное влияние на душу человека неограниченной власти, которая всегда приводит к тирании, к гибели ни в чем не повинных людей. Интересно, что повесть привлекла и режиссера Эмира Кустурицу, который начнет снимать по ней фильм этим летом в Китае.

- Чем вас привлекла эта повесть Чингиза Айтматова? – интересуемся у драматурга.

– Читая повесть «Белое облако Чингисхана» к роману «И дольше века длится день», в которой изложена трогательная и трагическая история любви двух молодых людей, я больше всего поразилась выведенному образу Чингисхана. Писатель использовал устное предание о великом правителе. При этом указывал, что миф мало соотносим с подлинной историей, но многое может сказать о народной памяти. К слову, Чингиз Айтматов когда-то сам себе задавал вопрос: «Повесть к роману это – новый жанр»? И в предисловии к своей публикации, спустя девять лет после публикации романа в журнале «Новый мир», отвечал на него: «Разумеется, жанра такого не бывает. Но если допустить, что в жизни всякое случается… Далеко не всегда удавалось «допеть недопетую песню». Писатель не хотел также «перегрузить корабль, идущий к читательским берегам в жестокий шторм». Я тоже допустила, что в жизни всякое бывает и решила допеть недопетую им песню, посвятив Айтматову свою пьесу.

- Пришлось обращаться к историческим материалам?

- Обратившись к образу самого Чингисхана, стала изучать источники и исследования о нём. Фигура Чингисхана весьма противоречива, она окутана ореолом тайн и загадок - существует много различных версий и точек зрения. До сих пор ищут могилу правителя, и будто она уже найдена. Об этом, отчасти, мой рассказ «Пророчество шамана». По легенде, передающейся из уст в уста, великого хана положили на девяти белых войлоках, лицо укрыли белым хадаком, ноги – покрывалом из соболя. В жертву принесли взятого от матери верблюжонка. Через год верблюдица нашла место, где убили её детеныша, и закричала. По её крику отыскали это место, а верблюдицу закололи. Жён и наложниц Чингисхана убили, чтобы они сопровождали вождя в той жизни, рабов, что вырыли могилу, тоже, убили всех, кто встретился на дороге. Убиенные последовали за ним на Небо-Тенгри, чтобы там служить тому, кто стал богом. Я ввела в пьесу образ Тенгри, подчеркнув тем самым тенгрианство Чингисхана, которого он придерживался почти до самой смерти. Могилу затопили водой, чтобы её нельзя было найти и никто не потревожил прах правителя. Это хориг – великий запрет для чужаков, кто прикоснётся, всех ожидала неминуемая смерть, казнь и проклятье.

- Вас так воодушевил масштаб личности?

- Есть информация, к которой можно относиться по-разному, что согласно тестам ДНК каждый пятисотый житель Азии – потомок Чингисхана. По решению ЮНЕСКО он был объявлен самым великим человеком последнего тысячелетия. Чингисхан – основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи, первый великий хан и полководец, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена, устраивавший завоевательные походы в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу. Однако имперские завоевания обошлись покорённым народам более чем в 40 миллионов человеческих жизней.

- Как пьеса попала в Башкирскую драму?

- «Облаком Чингисхана» заинтересовался худрук театра Олег Ханов, за что я ему бесконечно благодарна. С этого, собственно, и началась работа над спектаклем. В этом году театр будет отмечать столетие, как и сама республика. Поздравляю Башкирию с этими знаменательными датами.

Справка МК

Елена Баранчикова – автор пьес «Меч Аттилы», «Фрида», «Репетиция одиночества», «Первая любовь», «Уйти с мамонтом» и других. Печаталась в литературных журналах «Дон», «Петровский мост», «Идель», «Нана». Интересно, что в феврале ожидаются две премьеры пьес ростовского драматурга, причем по обе стороны Уральских гор, что символично. В Башкирии - «Белое облако Чингисхана», а в пермском театре «У Моста» - «Наводнение». Пьесу по рассказу Замятина ставит режиссер Овлякули Ходжакули. Ученик Товстоногова, Туманишвили и Питера Брука живёт в Лондоне и специально прилетел в Пермь для работы над спектаклем. Отметим, что пьеса «Наводнение» получила приз Международного драматургического конкурса «Свободный театр».