После триумфа «Аттилы» в Уфе Абдразаков намерен завоевать европейскую публику

Последние две недели в культурной жизни Уфы прошли под знаком оперы

Внимание меломанов и поклонников прославленного российского оперного певца Ильдара Абдразакова было приковано к башкирской столице. 42-летний артист - один из самых востребованных на сегодняшний день отечественных музыкантов за рубежом, с успехом выступающий на сценах лучших оперных домов мира, решил сменить амплуа, попробовав себя в качестве режиссера. Ильдар Абдразаков выбрал для дебюта раннюю оперу Джузеппе Верди о вожде гуннов, которая прежде никогда не ставилась в Уфе.

Последние две недели в культурной жизни Уфы прошли под знаком оперы
фото: архив МК

В ожидании варвара

Впрочем, "Аттила" вообще для российской сцены редкость: до башкирской постановки опера была представлена только в Мариинском театре еще в 2010 году. Заглавную партию исполнял как раз Ильдар Абдразаков, за несколько месяцев до этого дебютировавший в "Аттиле" в нью-йоркском театре Метрополитен-опера.

О желании поставить оперу в Уфе знаменитый бас заявил еще год назад, во время первого именного музыкального фестиваля, уже совершенно точно зная, кто именно будет в его команде, собранной, в основном, из друзей и коллег, с которыми уже приходилось работать и раньше. Это московский художник Иван Складчиков, аккомпаниатор Ла Скала с грузинскими корнями Мзия Бахтуридзе, с которой башкирский бас познакомился еще в начале своей карьеры, больше двадцати лет назад. В Уфе пианистка выступила в качестве коуча по вокалу и итальянскому языку. В числе исполнителей главных партии значится имя солиста "Новой оперы" баритона Василия Ладюка, с которым Ильдар Абдразаков несколько раз исполняли главные партии в концертной версии "Аттилы" и на российской сцене, и за рубежом. В числе приглашенных звезд, спевших на премьерных показах, оказались и солисты Мариинского театра - тенор Сергей Скороходов, полюбившийся уфимской публике еще на фестивале Абдразакова, после которого он даже был удостоен звания "Заслуженный артист Башкирии", а также старший брата Аскар Абдразаков, неоднократно исполнявший партию Аттилы на разных сценах мира.

Режиссер тогда заявил журналистам, что сам петь в башкирском "Аттиле" не намерен и планирует уступить партию кому-нибудь из местных или приглашенных вокалистов. Позже пресс-служба Башкирской оперы сообщила, что на первом показе, 27 апреля, заглавную партию исполнит старший из Абдразаковых - Аскар, но незадолго до события в инстаграме Ильдара появились снимки, на которых он позирует в образе вождя гуннов. А ближе к премьере был обнародован состав исполнителей всех четырех премьерных показов, в двух из которых - 27 апреля и 5 мая - исполнителем заглавной партии значился сам режиссер-постановщик. Такой поворот, конечно, не мог не порадовать меломанов, ведь Аттила - коронная партия артиста, музыкальные критики и профессиональные музыканты считают его одним из лучших в мире исполнителей этой партии.

"Ильдар Абдразаков обладает не только выдающимися вокальными данными, но и потрясающей внешностью, как нельзя лучше подходящей для этой роли. С точки зрения вокального мастерства и актерского таланта его интерпретацию образа можно назвать лучшей интерпретацией нашего времени", - уверен выдающийся итальянский дирижер Риккардо Мути, которого можно смело назвать крестным отцом башкирского певца. Маэстро почти два десятка лет назад доверил молодому российскому таланту заглавную партию в своей постановке "Аттилы" на сцене нью-йоркского Метрополитен-опера.

За двадцать лет блестящей артистической карьеры певец исполнял партию Аттилы неоднократно, на самых разных сценах мира. Новый сезон в декабре прошлого года Мекка оперного мира - миланский театр Ла Скала - открыл "Аттилой" с Ильдаром Абдразаковым в главной партии. Постановка стала настоящим событием - премьеру посетил даже президент республики Серджо Маттарелла, до этого два года не появлявшийся в театре.

Человек вождя

А вот на сцене родного театра - Башкирской оперы - лучший бас мира в полноценных спектаклях не выступал еще со времен учебы в Уфимском институте искусств, так что билеты на премьеру "Аттилы" разлетелись очень быстро. ВИП-зрителей на показах башкирского "Аттилы" тоже было предостаточно: в первый день в театр пришел экс-глава Башкирии Рустэм Хамитов, которого директор театра Ильмар Альмухаметов публично поблагодарил со сцены перед началом представления - грант на постановку, ставший самым масштабным в истории театра, был выделен бывшим главой региона. Большой почитатель таланта Ильдара Абдразакова, г-н Хамитов часто посещал уфимские концерты с участием баса. На второй день, когда заглавную партию исполнял Аскар Абдразаков, в ВИП-ложе появился и врио главы региона вместе с супругой. И если Рустэм Закиевич после представления лично отправился за кулисы, чтобы выразить герою вечера Ильдару свое восхищение, то Радий Фаритович предпочел поздравить Аскара, своего советника по культуре, на закрытом приеме по случаю премьеры. А на сцену от его имени вынесли корзину цветов "для всех участников и тех, кто причастен к созданию постановки".

Министр культуры региона Амина Шафикова побывала на двух первых премьерных показах, а педагог братьев Абдразаковых - 92-летняя Миляуша Муртазина – посетила все четыре. Не пропустили премьеру и российские знаменитости - в первый день в театре был замечен режиссер Тимур Бекмамбетов, снявший Ильдара в своем фильме "Елки 1918", и ведущая Первого канала Екатерина Андреева - большая поклонница башкирского баса. Страстная опероманка, по собственному признанию, Андреева восхищалась роскошными костюмами, заявив, что "таких нет даже в Большом", и после представления решила немедленно примерить один из головных уборов.

Несомненно, успех постановке - все четыре премьерных спектакля прошли с аншлагами - обеспечило, прежде всего, имя Ильдара Абдразакова, которое сегодня без преувеличения олицетворяет башкирскую оперу. К чести артиста, он не забывает о своих корнях, часто приезжает в родную Уфу с концертами и обещает, что его набирающий обороты именной фестиваль, который ждут и в Европе, всегда будет стартовать в башкирской столице. Вот и площадку для своего режиссерского дебюта народный артист Башкирии выбрал именно ту, где когда-то впервые вышел на большую сцену.

- Мне захотелось для родной республики представить свою интерпретацию "Аттилы", которую я посвятил своему папе - Амиру Габдульмановичу Абдразакову, который был режиссером, - рассказал Ильдар накануне премьеры. - Почему именно эта опера? Я ее прекрасно знаю, и я - башкир, а племя башкир в какой-то момент примкнуло к воинам Аттилы, и вместе они дошли до Милана. Когда я осознал все исторические параллели, то окончательно понял, что хочу поставить именно эту оперу в своем родном театре, где впервые вышел на сцену.

Игра в классику

Еще до начала работы над оперой режиссер-дебютант сразу решил, что будет ставить классическую оперу - очевидно, что артист несколько подустал от современных модерновых спектаклей, в которых ему приходилось участвовать в последнее время - от "Бориса Годунова" в Парижской опере до зальцбургской "Итальянки в Алжире", где действие перенесено в наше время, а герои вместо русских кафтанов, боярских шапок и шаровар времен Османской империи облачены в современные костюмы и спортивные штаны.

В башкирском "Аттиле" сохранено историческое время и соответствующие костюмы, работа над которыми длилась в течении шести месяцев - всего их было изготовлено около четырех сотен, причем использовались исключительно натуральные ткани - кожа и шелк, который расписывали вручную. Без сомнения, многочисленными восторженными откликами башкирская постановка "Аттилы" в значительной степени обязана работе художника-постановщика Ивана Складчикова, которому прежде тоже не доводилось работать над оперным спектаклем. Дебют Складчикова в большой опере оказался очень впечатляющим, ведь зрители в большинстве своем воспринимают действо визуально. Меломанов, которые после премьеры говорили о дирижере, о том, как звучал тот или иной исполнитель, нашлось немного. В основном звучало другое: "красиво, шикарно, богато". Современников Верди опера привлекала, прежде всего, патриотическим настроем - противостоянием латинской цивилизации варварским ордам.

Хотя в "Аттиле" есть и любовь, и предательство, и политическое коварство - не зря ее называют историческим блокбастером. Герои оперы, в основу которой положена драма друга Гете, немецкого писателя Фридриха Людвига Захария Вернера "Аттила, король гуннов", - реальные исторические лица. По крайней мере, трое из них. Во-первых, это, конечно, сам Аттила, прозванный современниками "бич Божий". Затем римский полководец Флавий Аэций - Эцио, которого еще называют "последним римлянином" и приписывают знаменитую фразу, обращенную к вождю гуннов: "Возьми себе весь мир, но Италию оставь мне". А также Папа Римский Лев I, выступающий в опере под именем старого римлянина Леоне.

Действие происходит в 452-453 годах, когда Аттила со своими ордами вторгается в Италию и первой его жертвой становится город Аквилея на берегу Адриатического моря. Аттила планирует поход на Рим, но захватить вечный город великому варвару, было не суждено. В опере его убивает прекрасная пленница, которую он намерен взять в жены, - Одабелла, дочь правителя Аквилеи, павшего от рук варваров. В действительности Аттилу отговорил идти на Рим не кто иной, как глава римско-католической церкви, тот самый Лев I, вошедший в историю как Лев Великий. Он возглавил делегацию, вступившую в переговоры с Аттилой. Впрочем, как считают историки, Папа просто-напросто откупился от Аттилы. А еще спасению Рима способствовала эпидемия, разразившаяся в стане гуннов, - возможно, это была свирепствовавшая в то время чума или банальная, но не менее смертоносная в отсутствии антибиотиков дизентерия.

Любовь на фоне войны

В опере Аттилу - молодого и полного сил - убивает отважная Одабелла, не пожелавшая никому уступить право отмстить ненавистному варвару за смерть отца и унижение своего народа. В действительности умер великий гунн при загадочных обстоятельствах - его нашли мертвым в собственной постели в первую брачную ночь, когда он, будучи в весьма солидном по тем временам возрасте - около шестидесяти, женился на совсем юной девушке, годившейся ему чуть ли не во внучки. Что именно послужило причиной смерти - доподлинно неизвестно. Это и породило немало легенд, в частности и ту, что легла в основу либретто оперы Верди.

В постановке Ильдара Абдразакова противостояние римлян и варваров служит лишь фоном любовной драмы великого гунна. Главную женскую партию на премьере пела солистка Башкирского театра оперы и балета Лариса Ахметова, на другой день и на заключительном показе, 5 мая, - казахская певица, прима театра "Астана Опера" Жупар Габдуллина, а накануне - молодая уфимская певица Олеся Мезенцева, для которой партия отважной Одабеллы стала первой большой ролью. Дебютантка в целом звучала не хуже более опытных коллег, а по части артистизма, пожалуй, даже превосходила. Что же касается исполнителей заглавной партии, то все три башкирских баса - братья Абдразаковы и ведущий солист Башкирской оперы, лауреат национальной оперной премии "Онегин" Артур Каипкулов - продемонстрировали великолепный вокал и были настолько органичны в образе влюбленного варвара, что очень трудно было отдать кому-то предпочтение. Каждый был хорош по-своему, заслуженно получив свою долю восторженных возгласов и криков «браво!», которыми завершились чуть ли не все арии героя. Надо отметить, что музыка "Аттилы", исполненная страсти и героического пафоса, довольна сложна в вокальном плане - особенно динамичный кульминационный квартет, в котором сходятся все главные герои, требующий от вокалистов настоящего мастерства. И тут уже, сколько бы ни был хорош Артур Каипкулов, остальные исполнители должны быть ему под стать. Так что на финальном премьерном показе в минувшее воскресенье партнерами Ильдара Абдразакова стали приглашенные звезды: Василий Ладюк спел Эцио, Жупар Габдуллина - Одабеллу, а Сергей Скороходов - партию ее жениха Форесто.

Исполнители главных партий настолько впечатлили меломанов, что им пришлось петь "на бис" свои "сольники". У каждого из звездной четверки нашлись преданные поклонники, но, конечно, самый большой успех выпал на долю Ильдара Абдразакова с его безупречным вокалом и ярким актерским дарованием. Режиссерский дебют прославленного баса собрал в Уфе почитателей его таланта из обеих российских столиц. Когда прозвучали финальные аккорды, зал принялся дружно скандировать: «Спасибо!».

Золото сольной партии

Еще задолго до премьеры башкирский "Аттила" был назван "самым масштабным проектом" в истории театра. Масштаб, понятное дело, предполагает и солидные денежные вложения, но в театре предпочли не обнародовать, во сколько именно обошелся спектакль. Это в кино размер бюджета всегда служит предметом гордости и выставляется напоказ для дополнительного привлечения зрителей, а в оперном мире он, за редким исключением, почему-то стыдливо умалчивается - это то, о чем не принято говорить вслух. Вопрос, сколько стоит тот или иной спектакль, в России считается неприличным, и все попытки внести хоть какую-то ясность по этому поводу, как правило, обречены на провал. В ответ можно услышать что-то вроде: "Главное не деньги, а талант". Впрочем, сохранить в тайне бюджет башкирского "Аттилы" все-равно не удалось - опера ставилась на бюджетные средства, а потому узнать, на что именно были потрачены деньги налогоплательщиков, не составило большого труда - на сайте Госзакупок можно найти всю нужную информацию. Известно, что постановка оперы обошлась в 18 миллионов рублей - сумма солидная, но далеко не рекордная. Уроженец Уфы Андрей Шишкин, несколько лет проработавший директором Башкирской оперы, а сейчас возглавляющий один из самых успешных музыкальных театров страны - екатеринбургский театр Ural Opera Ballet, не скрывает, что 14-15 млн рублей - это самая обычная цена для постановок.

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить: во сколько точно обходится тот или иной спектакль подсчитать, действительно, не так просто. Обычно в оперном производстве наиболее затратной частью являются гонорары приглашенных звезд, а также изготовление декораций. Гонорары звездных исполнителей подсчитать легко, а вот с декорациями и костюмами все гораздо сложнее. Одно дело, когда их заказывают в специализированных мастерских, если подобных нет в самом театре, и совсем другое, когда обходятся своими силами, как в Башкирской опере. Если подсчитать стоимость работы всех цехов - декоративного, костюмерного, обувного, реквизиторского и прочих - затраты на постановку заметно возрастут.

Гонорар режиссера-постановщика Ильдара Абдразакова составил без малого три миллиона рублей. Стоит отметить, что для артиста его уровня это вовсе не какой-то заоблачный гонорар - той же Анне Нетребко платят столько за один концерт, а то и больше. К тому же Ильдар сам дважды исполнил заглавную партию - 27 апреля и 5 мая. Всего на гонорары приглашенных артистов было потрачено 1,9 млн рублей. Самые большие суммы получили солист "Новой оперы" Василий Ладюк и солист Мариинского театра Аскар Абдразаков: гонорар первого за два спектакля, в которых он исполнил партию Эцио, составил 840 тысяч рублей, второй за исполнение заглавной партии 28 апреля получил 447 тысяч. Партия Одабеллы принесла приме "Астана Опера" Жупар Габдуллиной 334 тысячи за выходы в двух премьерных спектаклях, а партия ее жениха Форесто солистам Мариинки - Евгению Акимову и Сергею Скороходову - по 138 тысяч рублей.

Все исполнители главных партий, за исключением Акимова, хорошо знакомы уфимским меломанам: они не раз выступали на сцене Башкирской оперы и в рамках Шаляпинского фестиваля, и в рамках именного фестиваля Ильдара Абдразакова. Конечно, приглашенные звезды всегда становятся главной приманкой для меломанов - этот прием работает безотказно: за возможность услышать сразу нескольких первоклассных исполнителей зрители готовы платить гораздо больше. К тому же постановщики очень надеются, что "Аттила" останется в репертуаре Башкирской оперы надолго, и, судя по тому, как оперу принимала публика на премьерных показах, у них есть для этого все основания. Постановка, демонстрирующая преклонение перед "великой оперной традицией", оказался как нельзя кстати. Режиссер признался журналистам, что подобных опер сейчас очень не хватает западному зрителю, и в будущем он намерен показать башкирского "Аттилу" европейской публике.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру