Айгуль Ахметшина: «Когда не взяли в Гнесинку, решила покончить с пением»

Певица дебютировала в Башкирии, покорив европейскую сцену

Имя уроженки села Киргиз-Мияки хорошо известно европейским поклонникам оперного искусства: 23-летняя певица сегодня в числе самых востребованных за рубежом отечественных оперных артистов молодого поколения. Но в России ее почти не знают. В начале мая восходящая звезда мировой оперной сцены, которую уже называют "новой Анной Нетребко", впервые спела на родине. На сцене Башкирского театра оперы и балета она исполнила титульную партию в опере "Кармен" и дала сольный концерт - первый в России.

Певица дебютировала в Башкирии, покорив европейскую сцену
фото: архив МК

«Чуть не пошла служить в полицию, как мама и старшая сестра»

Для российского дебюта певица не случайно выбрала "Кармен" - в этой опере она дебютировала и на одной из самых престижных сцен мира - лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, куда лауреат нескольких международных конкурсов, обладательница первой премии Международного конкурса Belveder и приза "Надежда" Международного конкурса имени Шаляпина попала пару лет назад. Никому неизвестную юную певицу взяли на стажировку в один из лучших оперных домов мира в 20 лет в виде исключения - молодежная программа рассчитана на исполнителей в возрасте от 25 лет.

- В Лондоне я уже пела в трех различных постановках "Кармен" - сначала в сокращенной версии трагедии, которую поставил Питер Брук, а затем в полной версии в постановке Барри Коски, - рассказала Айгуль накануне уфимского дебюта. - Исполняла и заглавную партию, и партию Мерседес. Но европейские постановки совсем другие, более современные, а мне всегда хотелось чего-то более традиционного.

Такую возможность восходящая звезда мировой оперной сцены получила на цене Башкирской оперы, где ее партнерами стали ведущие солисты театра: партию Дона Хозе спел Ильгам Валиев, тореадора Эскамильо - Артур Каипкулов. Партию Микаэлэ исполнила Эльвира Фатыхова, капитана Цуниги – Айгиз Гизатуллин.

Постановка в репертуаре театра уже несколько лет - премьера состоялась в рамках Международного фестиваля оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе" в 2016 году. Режиссером-постановщиком выступил обладатель Дмитрий Белянушкин, а в качестве дирижера-постановщика выступил лауреат "Золотой маски" Артем Макаров. В центре завораживающего круговорота событий башкирской постановки - обольстительная, страстная и непокорная цыганка – свободная в чувствах, независимая и яркая Кармен. Айгуль Ахметшиной хватило всего нескольких репетиций, чтобы полностью перевоплотиться в героиню - харизматичную и страстную, играющую сердцами попадающихся на ее пути мужчин. Молодая певица продемонстрировала не только безупречное владение голосом - великолепное колоратурное меццо-сопрано, но и несомненный актерский талант. Среди зрителей в тот вечер была и педагог Айгуль Ахметшиной - Наиля Юсупова, преподаватель вокала Уфимского училища искусств, выпускницей которого является певица.

- После окончания училища я поехала в Москву, решила поступить в Гнесинское училище, но меня не взяли, - признается Айгуль. - Тогда я была в такой депрессии - мне казалось, что с пением покончено, нужно заняться чем-то другим. Даже решила, что продолжу семейную традицию - пойду служить в полицию, как мама и старшая сестра. Но мой педагог меня заставила взять себя в руки, вытаскивала, заставляла работать, за что я ей бесконечно благодарна.

Вскоре юная певица приняла участие в конкурсе им. Шаляпина в Уфе, где впервые вышла на сцену Башкирской оперы.

- О том, чтобы петь заглавную партию в опере, я тогда могла только мечтать, - признается Айгуль, а спустя год она уже отстояла право стажироваться в прославленном королевском театре, за которое боролись лучшие певцы со всего мира. В конкурсных прослушиваниях приняли участие 365 человек! Сейчас, кроме премии Belveder, в списке ее побед – премии международного оперного конкурса New Opera World и конкурсе оперных певцов в Мексике, награды Международного конкурса вокалистов имени Бориса Штоколова и многие другие.

«Осенью снова приеду в Уфу»

Дебютировала на европейской сцене певица в 2017 году в главной партии в опере Россини "Золушка" на музыкальном фестивале Opera de Bauge во Франции. Но в программу первого сольного российского концерта, который состоялся через несколько дней после "Кармен", арии из "Золушки" включены не были. Зато было достаточно арий из оперного шедевра Бизе, и те, кто не попал на оперу накануне, смогли насладиться виртуозным исполнением коронной партии певицы.

- Я сама составляла программу - первоначально даже хотела назвать ее Woman in love - "Женщина в любви", потому что каждая ария в этой программе той или иной героини - это проявление любви - к жизни, к родине, мужчине... Различные окраска - от страсти и ревности до самопожертвования. Я очень волновалась, ведь это мой первый сольный концерт в России, хотя я уже давала такие концерты в Австрии, Лондоне, а вот в родном городе еще не приходилось.

Кроме арий из "Кармен", прозвучали арии из опер Доницетти, Россини, Сен-Санса, Чилеа и русская классика - ария из опер Чайковского - Иоанны из " Орлеанской девы" и ария Ольги из "Евгения Онегина".

- Арию Ольги "Ах, Таня, Таня" я пела в прошлом году в Лондоне на концерте, посвященном памяти Дмитрия Хворостовского. Мне посчастливилось выйти на одну сцену с такими звездами, как Элина Гаранча, Анжела Георгиу, Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Стефан Костелло, Аида Гарифуллина. Тогда я познакомился с Флоранс Хворостовской и организатором концерта Татьяной Пегановой, которая оказалась из Уфы! Мы сразу подружились - теперь, как говорится, не разлей вода.

Флоранс собиралась приехать в башкирскую столицу поддержать подругу, но в последний момент поездка сорвалась. Тем не менее она появилась на экране и поблагодарила педагога Айгуль - Наилю Юсупову, которой Фонд Дмитрия Хворостовского выделил денежный грант. Сама героиня вечера отказалась от гонорара за сольный концерт, решив передать все вырученные средства Училищу искусств.

Родственников и друзей певицы - на концерте побывали мама, бабушка, племянники и одноклассники - решение Айгуль не удивило.

- Наша девочка всегда была очень доброй, и люди на ее пути встречаются такие же, - сказала журналистам мама певицы. - Мы ей очень гордимся. Я сегодня так переживала, как будто сама была на сцене.

Сейчас график Айгуль Ахметшиной расписан на несколько лет вперед. В 2019-2020 годах ее выступления ждут на лучших сценах мира: в театре Сан-Карло в Неаполе, в Королевском театре в Мадриде, в Голландском национальном театре оперы и балета, в одном из старейших оперных театров в Германии – Берлинском национальном театре и Немецкой опере в Берлине, в Аkademia di Santa Cecilia в Риме, в Израильской Опере в Тель-Авиве. Также Aйгуль Ахметшина выступит на знаменитом европейском фестивале Carinthischer Sommer — "Каринтское лето", проходящем в живописнейших местах Каринтии в Австрии и на Оперном фестивале в Уэксфорде Wexford opera festival в Ирландии. 25 июля состоится второй сольный концерт певицы в Австрии, в следующем году планируются сольники в Испании, Санкт-Петербурге и Москве.

- А осенью я снова приеду в Уфу: маэстро Владимир Спиваков пригласил меня выступить в рамках его именного музыкального фестиваля, - рассказала Айгуль. - Так что надолго я не прощаюсь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру