Триумфатор «Нано-оперы» из Уфы вывела на сцену царя на поводке

После победы в конкурсе Ляйсан Сафаргулова дебютирует на европейской сцене

Ассистента режиссера Башкирского театра оперы и балета Ляйсан Сафаргулову авторитетное профессиональное жюри, в состав которого вошли директора театров, художественные руководители и режиссеры из Великобритании, Испании, Германии, Швеции, Эстонии и России, признало абсолютным лидером конкурса. 26-летняя уроженка столицы Башкирии получила предложение поставить спектакль в рамках крупнейшего международного музыкального фестиваля Wexford Festival Opera в Ирландии.  

После победы в конкурсе Ляйсан Сафаргулова дебютирует на европейской сцене
фото: helikon.ru

Абдразаков очень переживал за землячку

Конкурс молодых оперных режиссеров "Нано-опера", который придумал и воплотил директор и худрук московского театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман, проводится раз в два года с 2013-го. В конце мая "Нано-опера" состоялась уже в четвертый раз, собрав рекордное количество желающих принять в ней участие - заявки подали 160 молодых режиссеров из России, Украины, Израиля, Италии, Испании, Аргентины и Кубы, среди которых оказалась и уфимка Ляйсан Сафаргулова, ассистент режиссера Башкирского театра оперы и балета.

Большой интерес к любимому детищу Бертмана вполне объясним: конкурс, действительно, уникален и не имеет аналогов в мире. Он был придуман для того, чтобы начинающие постановщики могли заявить о себе, получить возможность пройти стажировку или поставить спектакли в разных театрах России и мира. В этом году в состав профессионального жюри, возглавляемого Дмитрием Бертманом, вошли гендиректор театра "Лисеу" в Барселоне Кристина Шепельман, глава "Немецкой оперы на Рейне" в Дюссельдорфе Кристоф Майер, худрук "Норрландской оперы" в Умео Шелл Энгмуд, оперный режиссер из Эстонии Нееме Кунингас, главный дирижер Московского театра им Станиславского Александр Титель, худрук Английской национальной оперы Даниэль Крамер, хорошо знакомый уфимским театралам Георгий Исаакян – худрук Московского детского музыкального театра, поставивший на сцене Башкирской оперы несколько постановок и другие театральные деятели.

К слову, прямые трансляции "Нано-оперы", организованные каналом "Росся -Культура", собрали более 700 тысяч просмотров. А у тех, кто хотел лично поприсутствовать на конкурсе в качестве зрителей, была возможность прийти в театр "Геликон-опера" - вход был свободным для всех желающих. К состязаниям в итоге тщательного предварительного отбора было допущено только 13 участников, в том числе и уфимка Ляйсан Сафаргулова. На родине имя выпускницы театрального факультета Уфимской академии искусств известно разве что истинным меломанам - в конце прошлого года девушка дебютировала в качестве режиссера-постановщика монооперы "Человеческий голос" французского композитора Франсиса Пуленка. Премьера постановки, осуществленной на грант главы Башкирии, прошла не в стенах Башкирской оперы, как можно было ожидать, учитывает, что Ляйсан Сафаргулова уже несколько лет работает именно в этом театре, а на сцене концертного зала "Башкортостан". В театре же Сафаргуловой пока не пришлось поставить полноценный спектакль, хотя она принимала участие в качестве ассистента либо помощника режиссера в работе над всеми последними постановками, составляющими основу репертуара - "Орлеанская дева", "Кармен", "Царская невеста", "Искатели жемчуга", "Тоска", "Паяцы", "Лунный мир", "Геракл". Прославленный оперный бас Ильдар Абдразаков для своего режиссерского дебюта - оперы "Аттила" - выбрал в помощники именно Ляйсан и о своем выборе явно не пожалел. Ведущая конкурса Сати Спивакова перед финальными испытаниями призналась, что Абдразаков очень переживал за землячку.

Провокационный Римский-Корсаков

Конкурсные испытания "Нано-оперы", получившей свое название из-за того, что участникам для воплощения своего замысла даются только минимальные средства - из декораций только ящики, немного бутафории, проходил в три этапа. На первом и втором турах за десять минут нужно было поставить оперную арию и дуэт, а в финале, до которого жюри допустило только семерых конкурсантов, в том числе и уфимку, за 15 минут представить массовую сцену с артистами и хором театра "Геликон-Опера". В первом туре Ляйсан выбрала арию Кащеевны из редко исполняемой оперы Римского-Корсакова "Кащей бессмертный", во втором - дуэт Виолетты и Жоржа Жермона из "Травиаты", а в финале вновь обратилась к музыке Римского-Корсакова - представила сцену из третьего действия оперы "Золотой петушок", которая в итоге и принесла ей победу в конкурсе - первую премию, поскольку Гран-при в этом голу было решено не присуждать.

Профессиональное жюри было единодушно в оценке творческого потенциала молодого башкирского режиссера - был отмечен креативный подход к прочтению классики и умение справиться с творческим заданием в предельно сжатые сроки - Ляйсан справилась с заданием даже раньше обозначенного срока, тогда как многим другим участникам состязаний времени не хватило. Сцена из "Золотого петушка" - прибытие Шамаханской царицы настолько понравилось жюри, что ее попросили повторить на бис. Мэтров не смутил даже провокационная БДСМ-тематика - царица появилась перед народом с царем на поводке. Кроме первого места Ляйсан получила еще две спецнаграды - "Призы зрительских симпатий" от телеканала "Россия - Культура" и от от медиажюри, вместе с которым ей вручили ручку "Ватерман". Но, пожалуй, самым неожиданным стал приз от одного из членов жюри - худрука знаменитого фестиваля Wexford Festival Opera Розетты Кукки, которая пригласила Ляйсан Сафаргулову в 2020 году поставить оперу на Уэксфордском фестивале.

- Наш фестиваль проводится почти семьдесят лет и знаменит тем, что специализируется на редких операх, - рассказала госпожа Кукки журналистам. - Мы открываем потенциал так называемых "нишевых" опер, которые можно услышать только на наших площадках. И, признаться, с каждым годом становится все более непросто находить оперы, которые никогда не исполнялись прежде или исполнялись крайне редко. Мы по всему миру подбираем исполнителей для "креативных спектаклей", и многие артисты, впоследствии ставшие настоящими звездами, дебютировали именно на Уэксфордском фестивале.

Дебютировать на европейской сцене в рамках такого престижного музыкального форума - большая честь для молодого режиссера и прекрасная возможность для начала международной карьеры. Ляйсан Сафаргуловой предстоит поставить камерное произведение по Шекспиру.

- Я счастлива абсолютно, - заявила Ляйсан, комментируя свой триумфальный успех. - Гала-концерт, завершивший конкурс, проходил на сцене "Геликон-опера" как раз в день моего рождения, и это был лучший день рождения в моей жизни.

В арии из оперы "Кащей Бессмертный" в постановке Ляйсан персонажи из русских народных сказок в великолепном исполнении солистов "Геликон-опера" Ксении Вязниковой (Кащеевна) и Алексея Ветоградова (Витязь), который, впрочем, не пел, а играл безмолвно, предстали в образе нимфоманки с садистскими наклонностями и ее несчастной жертвы. Номер стал едва ли не самым ярким всего гала-концерта. На правах победительницы уфимке предоставили возможность показать несколько работ, в том числе и принесшую ей победу финальную сцену из "Золотого петушка".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру