Эмир Кустурица задумался о съемках фильма в Башкирии

Балканский режиссер: «Для меня кино - это война»

Знаменитый сербский режиссер отмечает 20-летие своего музыкального детища - группы The No Smoking Orchestra - масштабным мировым туром, в рамках которого он вместе со своими музыкантами заглянул и в Уфу, где стал хэдлайнером международного фестиваля искусств "Сердце Евразии". Послушать термоядерную смесь рока и цыганских мотивов собралось порядка семидесяти тысяч зрителей.

Балканский режиссер: «Для меня кино - это война»
фото: архив МК

«Я спал, музыканты меня разбудили»

2019-й - год не только юбилейный для веселой балканской рок-банды - "Некурящего оркестра", но и для самого "Профессора", как предпочитают называть друзья Эмира Кустурицу. В ноябре ему исполнится 65 лет. "Я не женщина, но при упоминании о летах грущу", - как-то признался балканский гений, обладатель двух "Золотых ветвей" Каннского кинофестиваля.

Впрочем, грустить ему особо и некогда - сегодня его оркестр едва ли не самый гастролирующий коллектив Восточной Европы. Только за последние полгода The No Smoking Orchestra успел побывать и в Южной Америке - выступал в Чили, Бразилии, давал концерты в Швейцарии, Чехии, Испании, Португалии, Франции и, конечно, России. В нашей стране балканцы частые гости: с начала года успели посетить с десяток городов, побывать на нескольких фестивалях, в том числе в Уфе, где закрывали масштабный международный фестиваль "Сердце Евразии", собравший за четыре дня более двухсот тысяч зрителей. В конце июня Кустурица с оркестром еще дадут концерт в Москве, выступят в Санкт-Петербурге на фестивале "Это Этно", а затем отправятся во Францию, где весь июль будут кочевать с фестиваля на фестиваль.

"Профессор" только на пару дней вернется домой - в свою живописную деревню Дрвенград (Кустендорф), где с 10 по 12 июля пройдет Kustenrdorf Classic - фестиваль, организованный им в поддержку молодых талантов из Сербии и России. До этого года он назывался "Большой", так как посвящен русской музыке и русской культуре. В разные годы на нем выступали самые выдающиеся российские музыканты, такие как дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев или пианист-виртуоз Денис Мацуев, который в этом году, кстати, возглавит жюри конкурса, проводимого в рамках фестиваля. Конкурсанты будут бороться за главный приз - "Золотую матрешку", символизирующую единство славянских народов, общность исторических и культурных ценностей. Кустурица всегда симпатизировал России - не зря в его коллекции всевозможных наград наряду с Орденом Почетного легиона имеется российский орден "Дружбы", который присуждают иностранным гражданам за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.

В России Эмир Кустурица предпочитает говорить по-русски, что неоднократно демонстрировал во время интервью. Правда, признается, когда нужно "философствовать", то приходится все же переходить на английский. Впрочем, в Уфе, куда Кустурица прежде не добирался, он общался с журналистами исключительно на "великом и могучем". Перед вечерним выступлением режиссер еще согласился встретиться с местными кинематографистами киностудии "Башкортостан", на которую прибыл с часовым опозданием.

- Я спал, музыканты меня разбудили, - честно признался мэтр, прибывший на встречу вместе с участниками своего коллектива.

Выглядел звездный гость почти как герой своего фильма - всклоченные с проседью волосы, полуседая борода и грустный взгляд прозрачных сине-зеленых глаз. На нем были джинсы, веселая желтая футболка и любимый пиджак, с котором он, судя по снимкам в прессе, не расстается уже много лет. В перерыве мэтр "некурящего оркестра" вышел на балкон конгресс-холла «Торатау», где проходила встреча, и вытащил из кармана пиджака толстую дорогую сигару, не обращая абсолютно никакого внимания на репортеров, не упустивших случая пощелкать затворами камер.

«Герой нашего времени» можно посвятить войне в Сирии»

Киношники, пользуясь случаем, тут же пригласили Кустурицу приехать в качестве почетного гостя на кинофестиваль "Серебряный Акбузат", который пройдет в Уфе в конце августа.

- В этом году не смогу - у нас концерты во Франции в это время, но почему бы нет в следующем году: я буду здесь, в степях, - сходу пообещал Кустурица и, прежде чем попрощаться, терпеливо выдержал фотосессию - упустить случая сделать памятный снимок не захотел никто.

Кустурица признался, что в России чувствует себя как дома.

- Ментальность людей и в Сербии, и в России абсолютно идентичная - мне очень легко понять русских. Я приезжаю в вашу страну много лет, с 1989 года, когда впервые побывал здесь - жил в гостинице "Россия", которой больше не существует. Конечно, сейчас здесь отели гораздо лучше, но мне всегда нравилось приезжать в «Россию» - она всегда была красивой. У вас одна из самых сильных культур, "пятый Рим". Многие думают, что солнце взойдет на Западе, но мы-то помним, что восходит оно всегда на Востоке. И я верю, что Евразия - это будущее.

- Правда, что собираетесь снимать фильм по романам Достоевского и о Чингисхане?

- Да, по двум романам - "Идиот" и "Преступление и наказание" - буду снимать в Китае такую интересную историю о крахе морали в современном китайском обществе. А в Казахстане буду снимать фильм о Чингисхане - такой интимный дневник великого воина: в моем сценарии он не плохой, и не хороший, а такой разный, каким бывает не выдуманный, а реальный человек. Почему фильм о Чингисхане? Потому что именно он положил начало мировой глобализации. Его военные тактики имплицированы на войны XX столетия, ему принадлежит идея Великого шелкового пути. И перед ним стояли трудные дилеммы морального выбора, о которых так хорошо написал Чингиз Айтматов в "Белом облаке Чингисхана". Все мои истории связаны с моралью, семьей, любовью и везде исходной точкой является трагикомедия. Когда выбираю актеров на роли в фильмы, есть одно важное условие - они могут быть драматическими актерами, но в первую очередь они быть смешными.

- Вам часто предлагают снимать фильмы в России. Вы даже как-то пообещали, что сделаете кино в нашей стране, прежде чем закончите карьеру.

- Куда бы я ни приезжал, мне везде говорят: "Снимайте у нас!" Но не так просто и легко, как кажется. Это сложно, нужны деньги - я же не художник, который может приехать один и рисовать. С другой стороны, у меня несколько сценариев написано, которые можно снять и в России. Например, экранизировать "Герой нашего времени" Лермонтова и посвятить его войне в Сирии. А некоторые эпизоды фильма о Чингисхане я планировал снимать в Сибири. Но мне и здесь, в Уфе, предложили снимать. Я сказал: «Можно». Был бы очень рад - мне все здесь очень понравилось. Я, конечно, много не успел посмотреть, но то, что видел, меня очень впечатлило - и люди, и природа. А для меня природа - это главное, основа жизни. До конца года буду думать.

- Сегодня много говорят о будущем кинематографа. Каков ваш прогноз?

- В кино должна быть эстетика, идеология. А в кассовых, успешных картинах этого нет. 80 процентов западных кинолент абсолютно пустые. Нужна кинематографическая революция, чтобы кино заняло то место, которое было тридцать лет назад, когда его снимали настоящие профессионалы, которые знали, как нужно сделать, чтобы кино можно было почувствовать, испытать катарсис. Самое важное - это идея. Сегодня любой человек может снять кино благодаря современным технологиям, но не каждый сможет воплотить идею. А что касается прогнозов, кинематограф, конечно, будет, но в другой форме - существующие кинотеатры уйдут в прошлое - люди будут смотреть кино дома. Это, конечно, совсем не тот эффект - на маленьком экране. И здесь тоже нужно что-то придумать. Кинофестивали уже сейчас прославляют проекты, а не авторов. Такие кинофестивали, как Kustendorf, остаются храмами культуры, но их мало.

«Я всегда много говорил и много умничал»

- В этом году группа The No Smoking Orchestra отмечает 20-летний юбилей. В последнее время вы чаще гастролируете по миру с оркестром, чем бываете на съемочной площадке.

- Еще Феллини сказал, что кино и музыка - это как брат и сестра. Но кино очень энергозатратный и сложнокотролируемый процесс. Книги можно писать одному, музыку- тоже, но кино - это люди, много людей. Когда я режиссер, я - Чингисхан: настоящий деспот по отношению и к другим, и к себе. Но по-другому нельзя, демократии на съемочной площадке быть не может. Потому что для меня кино - это война, где актеры - солдаты, а режиссер – командир, и только он видит хотя бы на 80 процентов, что получится в итоге. Может кто-то и снимет по-другому, но я именно так. По сравнению с кино музыка для меня - это некая отдушина. Я играю в группе 20 лет, и мне это нравится. Единственное, приходится мириться с необходимостью постоянно куда-то ехать - все эти перелеты, пересадки очень утомительны. Но зато на концертах я получаю заряд энергии от публики.

- Вашу музыку нередко называют термоядерной смесью балканских и цыганских мотивов. К цыганам вы всегда были неравнодушны.

- Первые уроки добра и свободы я получил от цыган - в Сараево я рос по соседству с цыганской общиной. У цыган особая эстетика, близкая к китчу, но это и прекрасно, потому что глубоко затрагивает эмоции. А еще цыганская музыка очень эклектична, в ней все - от Баха до восточной меланхолии, от оперы до рока.

- В июле в Сербии открывается ваш фестиваль Kustendorf Classic, куда уже третий год подряд приезжает знаменитый российский пианист Денис Мацуев. В Башкирии тоже есть немало первоклассных музыкантов. Не хотите их тоже пригласить?

- Почему нет? Буду рад. А Денис и маэстро Гергиев, который был на фестивале в 2017 году, не только большие музыканты, настоящие звезды, но и хорошие люди, что не всегда совпадает, но в их случае как раз именно так. Я в свою очередь приезжал выступать на фестиваль Дениса Мацуева на Байкал. Был так впечатлен природой и людьми, что даже подумал: "Может, здесь дом построить?"

- В Башкирии тоже есть на что посмотреть - природа уникальная.

- Это очень хорошо. Природа - главный элемент в моей жизни. Мне всегда нравится открывать что-то новое, знакомиться с новой культурой, новыми людьми. Я вообще не представлял, куда еду, не знал, чего ждать. Но все очень понравилось - и люди нормальные, и природа красивая.

- В Башкирии и медведи водятся! В вашем фильме "По млечному пути", который впервые снимали не на пленку, а в цифровом формате, есть захватывающий эпизод, когда кормите здоровенного медведя изо рта апельсинами. Это компьютерная графика?

- Нет, конечно! Никакой графики. Этого медведя я несколько лет приручал, кормил, а когда вы кормите животных, они ваши. Помните, там змея была? Мой герой ее молоком поил, и она выросла до гигантских размеров. Большая - это, конечно, компьютерная графика, но маленькая - настоящая. Кстати, одна из самых опасных в Европе, а я ее брал в руки - и ничего не случилось.

- Друзья называют вас Профессором. Любопытно, а откуда такое прозвище?

- Оно родилось из обычной провинциальной шутки еще лет 30 назад. Так говорят о человеке, который стал важной персоной, или о том, кто любит умничать. А я всегда много говорил и много умничал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру