Олег Ивенко: «Иногда мне приходится «включать» Нуреева»

В Уфе казанский артист станцевал на сцене, вдохновившей Руди

Визита 22-летнего казанского танцовщика Олега Ивенко, ставшего знаменитым после участия в картине о Рудольфе Нурееве, в Уфе ждали давно. Еще со времени российской премьеры долгожданного фильма "Белый ворон" британского актера и по совместительству режиссера Рэйфа Файнса. И вот не так давно премьер Казанского театра оперы и балета побывал в Уфе. На сцене Башкирского театра оперы и балета, где Нуреев впервые вышел на сцену, Олег Ивенко исполнил партию Базиля в балете "Дон Кихот".

В Уфе казанский артист станцевал на сцене, вдохновившей Руди
фото: архив МК

Гений места

Дебют казанца на башкирской сцене прошел с огромным успехом - публика целенаправленно шла "на Ивенко", получившего в итоге и солидную порцию криков "браво", и массу восторженных отзывов балетоманов на своей страничке в инстаграме. Харизматичный и очень артистичный танцовщик настолько понравился публике, что тут же получил приглашение принять участие в Нуреевском фестивале, который будет проходить в Уфе с 7 по 24 сентября. Олег Ивенко примет участие в Гала-концерте, посвященном Рудольфу Нурееву, так что у его уфимских поклонников будет возможность вновь увидеть своего любимца.

Напомним, три года назад в столицу Башкирии наведался сам режиссер картины: два апрельских дня Рэйф Файнс провел в Уфе, где планировал снять часть фильма о Нурееве. Английская звезда посетила Башкирский театр оперы и балета, чтобы договориться о съемках эпизода о молодых годах танцовщика. По словам директора театра Ильмара Альмухаметова, актер прошелся по сцене и коридорам театра, побывал в музее, чтобы «вдохнуть воздух, которым дышал Рудольф Нуреев».

- Мы приехали в Уфу и, конечно, первым делом сходили в Башкирский театр оперы и балета. Он производит сильное впечатление, - признался Рэйф Файнс на московской премьере. - Мы рассматривали возможность съемок там, но поняли, что с точки зрения финансов и логистики это будет очень сложно. Однако мы не упустили возможность побывать в театре, где Нуреев маленьким мальчиком впервые увидел балет.

Актер пожелал осмотреть и достопримечательности Уфы – он побывал на улице Зенцова, где жил Нуреев. Дом, в котором провел детские годы танцовщик, не сохранился, но атмосфера старой Уфы с утопающими в грязи деревянными домами в том районе сохранилась практически в первозданном виде.

- Конечно, вы это знаете лучше меня, - это очевидно и для гостей Уфы, что старый город исчезает, появляется много новых построек, - пояснил британец. - А я хотел побывать там, где были те улицы - старые постройки, бараки, избы. Почувствовать, понять или мое воображение подскажет мне на этих улицах, что значит жить в этих коммуналках в бедности. Это тяжелая жизнь. И после этого попасть в театр - это как попасть в другой мир. Тем более когда выступаешь на сцене. Это можно почувствовать в Уфе. Как и многие на Западе, я хорошо знаком только с Москвой и Петербургом, а когда отправляешься в глубь страны, представляешь, что ты ребенок, отправляющийся на свой первый балет. К сожалению, мы не смогли включить этот эпизод в фильм.

Но в итоге уфимское детство будущего гения танца снимали совсем в другом месте, в небольшом городке Ленинградской области - в Уфе подходящей натуры не нашлось.

Файнс посетил также нуреевский хореографический колледж, где устроил кастинг учащимся. Внимание актера привлек 19-летний выпускник Тагир Тагиров, который до этого уже успел слетать на пробы в Париж.

Краткосрочный визит Рейфа Файнса не остался незамеченным уфимцами – актер отправился обедать в ресторан, расположенный у театра. Селфи со звездой выложили в соцсети не только сотрудники заведения, но и ученики хореографического училища. Любопытно, что режиссер был снова замечен в Уфе и через год - в декабре 2017-го.

«Когда утвердили на роль, я часами репетировал перед зеркалом»

Российская премьера первой игровой картины о самом знаменитом танцовщике XX столетия - "Нуреев. Белый ворон" – состоялась этой весной в рамках Московского международного кинофестиваля. Презентация картины, открывшая внеконкурсную программу "Мир искусства", вызвала небывалый ажиотаж: многим журналистам пришлось прорываться, что называется, с боем, а во время сеанса из-за нехватки мест даже сидеть на полу.

А всего пару дней спустя премьера картины состоялась в уфимском кинотеатре "Родина", кстати, находящемся недалеко от Башкирского театра оперы и балета, где будущий гений танца впервые вышел на сцену. И прошла в полупустом зале. Вопреки ожиданиям, событием фильм о том, кого всегда упоминают в числе "знаменитых уфимцев", в башкирской столице не стал. Уфимский бомонд предпочел слетать на премьеру в Первопрестольную, ведь там картину представлял сам автор Рэйф Файнс. Показ фильма в рамках фестиваля, кстати, помог организовать бизнесмен и меценат Тимербулат Каримов, внук народного поэта Башкирии Мустая Карима.

В Уфе Олег Ивенко признался, что благодаря роли Рудольфа Нуреева в его жизни произошли серьезные перемены.

- Кино стало для меня прыжком в свободу. Того парня, который жил только танцем, больше нет, - уверен артист. - Кино привлекает меня теперь не меньше, чем балет - я бы сказал, пятьдесят на пятьдесят. И, возможно, мне еще представится возможность поработать с Рэйфом Файнсом, но лучше пока не буду ничего об этом говорить, чтобы, не дай Бог, не сглазить. Я бесконечно благодарен Файнсу - он мой кинопапа, как я его называю. Он давал мне уроки актерского мастерства, вывел в мир большого кино. Я ведь даже английского не знал тогда - пришлось учить с нуля. Мы с ним так пообщались: я задаю вопросы на английском, а он отвечает на русском.

- Получив роль в фильме Файнса, вы искали какие-то черты своего героя в себе? Есть у вас что-то общее?

- Сначала я находил очень мало пересечений - Нуреев же был очень жестким человеком, у него было ужасное детство - и отец не хотел, чтобы он учился танцевать. Но он знал, что он лучший, знал, чего может добиться. Вот в этом я его отлично понимал. Еще я так же, как и он, чувствую себя человеком мира - у меня нет конкретного понятия "дом" и хочу, чтобы и дальше так было. Ну, и еще мне до фильма часто говорили, что я похож на молодого Нуреева. Когда меня утвердили на роль, я часами репетировал перед зеркалом, искал в себе Нуреева, черты его характера - наглость, неудержимость, жадность познания всего нового. Сам я по натуре человек очень доброжелательный, но иногда приходится "включать" Нуреева. Когда люди переходят определенные рамки. Так что я "держу" его при себе - иногда это очень помогает. Еще у меня есть талисман - настоящие балетки Нуреева, мне их подарили на гастролях в Будапеште. Такие старенькие, потертые... я всегда вожу их с собой. 

- Предложений выступать в театре после съемок стало больше?

- Конечно, больше. Я очень благодарен художественному руководителю и директору Казанского театра, которые меня понимают - отпускали на съемки, дают возможность выступать в других театрах. О том, что я участвуют в кастинге на роль Нуреева, вообще знали только моя мама и директор театра Владимир Александрович Яковлев. Он сразу дал согласие, сказал: "Попробуй, конечно, тем более и фильм о балете". А когда я первый раз вышел на сцену после съемок, он посмотрел и сказал: "Видна рука мастера" - у меня даже жесты поменялись.

«Как и Руди, я тоже был худшим учеником в классе»

- Вы родились в Харькове, учились в Минске, сейчас живете в Казани... Постоянные переезды.  

- Я с самого детства привык к такой жизни в переездах. До 15-ти лет учился балету в Харькове и успел нагастролироваться - нас постоянно куда-то возили: то в Японию, то в Испанию. А в 15 лет я отправился учиться в Минск - в Белорусское хореографическое училище, хотя почти все мои друзья отправились в Пермь. Я выбрал Минск потому, что там учился Ваня Васильев, которому я тогда подражал - копировал его движения по видеозаписям. Правда, я не знал, что он в тот год, когда я поступил, уже выпускался. В тот период я, как и Нуреев, тоже был "белой вороной" - худший ученик в классе, но я много работал, оставался в зале по ночам и к выпускному был уже в тройке лучших, получив приглашение от нескольких театров - даже в Вену приглашали. Но я выбрал Казань, потому что считал, что русский балет существует только в России. В Европе, конечно, нужно выступать - это здорово, когда приглашают, но уехав в ту же Вену, я бы потерял частичку себя - там же совсем другое понимание балета. Сколько я ни видел приглашенных артистов, одно неизменно - техника классная, но всегда есть программа, от которой не отступают. Заложено посмотреть направо, значит, налево - нельзя. Превращаться в такого робота я не хотел. А у нас есть дух, мы импровизаторы.

- В Казани у вас есть своя школа и даже фестиваль - расскажите о них.

- Да, есть - это школа танцев для женщин Ballet Room, она существует уже три года. И фестиваль Stage Platform, призванный популяризировать современную хореографию - в этом году в ноябре он впервые пройдет в театре - это большая ответственность, приедут танцоры из Франции, Германии, Польши и России.

- Известно, что балетный мир очень жесткий - это и в кино не раз показывали.

- Да, балет - тяжелое искусство. Интриги, сплетни... Все это действительно так. Когда я сломал ногу и три месяца не танцевал, меня даже никто не навещал, хотя я жил через дорогу от театра. Это было ужасно - чувствовать, что никому до тебя нет дела, осознавать, что кто-то просто радуется, что может танцевать твою партию. А потом еще полгода нудно было восстанавливаться, бороться со своими страхами - а вдруг я не смогу больше прыгнуть, как надо или еще что-то не смогу сделать. А когда все получится, никто за тебя не порадуется. Когда я сыграл Нуреева, в театре меня, например, даже не поздравили - только близкие и моя девушка. У меня сейчас очень ограничен круг общения, мои друзья - в основном успешные бизнесмены и люди, которые помогают развиваться и двигаться вперед. Потому что большинство всегда будут стараться опустить тебя ниже, чем ты есть. И с такими людьми я не советую общаться никому.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру