«Дон Жуан» Башкирской оперы стал веселой драмой о пороках современного общества

Моцарт и сам был ярким реформатором и провокатором

Шедевр Моцарта о самом знаменитом соблазнителе, которым Башкирский театр оперы и балета закрыл 81-й сезон, вызвал небывалый ажиотаж даже у далекой от классики публики. Перед премьерными показами у театра даже спрашивали лишние билеты, что случается крайне редко, когда речь идет о таком академическом жанре, как опера.

Моцарт и сам был ярким реформатором и провокатором
фото: архив МК

Слуга двух господ

К "Дон Жуану" - одной из самых популярных в мире опер - башкирский театр обратился впервые. Свою версию истории о знаменитом севильском соблазнителе представили два обладателя театральной премии "Золотая маска" - худрук и главный дирижер театра Артем Макаров и режиссер Филипп Разенков. Идея пополнить репертуар шедевром Моцарта принадлежит Артему Макарову, который несколько лет назад уже ставил эту оперу в Турцию.

- Дон Жуан, пожалуй, самый популярный мужской образ среди оперных героев, так же, как Кармен - среди женских, - считает дирижер-постановщик. - Образ интересный, противоречивый - его можно трактовать по-разному - и вообще можно придумать много чего интересного в смысле трактовки. Наверное, поэтому режиссер Филипп Разенков с радостью откликнулся на мою идею поставить эту оперу на сцене Башкирского театра. Я выбрал ее еще и потому, что в театре есть подходящие голоса, способные исполнить все очень сложные в техническом плане партии. Дон Жуана поет молодой, талантливый Ян Лейше, а осенью эту партию исполнит опытный Артур Каипкулов. На премьерных показах главные партии также исполняли солисты Мариинского театра: Дон Жуана - Вадим Кравец, а его слуги Лепорелло - Аскар Абдразаков, которого, впрочем, можно считать своим: в последнее время он часто поет на родине. Аскар принимал участие в нескольких премьерных постановках - "Фаусте" и "Аттиле".

Знаменитый башкирский бас, а с недавних пор и советник по культуре главы Башкирии пел Лепорелло за пару дней до своего полувекового юбилея, который народный артист Башкирии отмечал на родине.

- Премьера оперы накануне моего юбилея - это, конечно, случайное совпадение, но лично я верю, что ничего случайно в этом мире не происходит, - признался Аскар Абдразаков, которой не раз пел в этой опере на самых разных сценах мира, в том числе нью-йоркском театре Метрополитен-опера. - В уфимской постановке Лепорелло - не только слуга Дон Жуана, но и его друг, который помогает хозяину выпутываться из разных передряг, в которые он попадает.

На премьерном показе с участием Абдразакова побывали родные артиста - мама, жена Наталья и дети - дочери от первого брака Ирэн и Марианна и даже младшая, трехлетняя Аида, хотя возрастное ограничение на афишах 16+ давало понять, что постановка предназначалась для взрослой аудитории.

Впрочем, никаких особо пикантных сцен в башкирской версии о легендарном соблазнителе и не наблюдалось. Тем не менее некоторых зрителей увиденное настолько возмутило, что после антракта в партере, причем на самых дорогих местах, оказались не занятыми не менее десятка кресел.

- "Дон Жуан" - моя самая радикальная постановка, - не скрывал режиссер-постановщик Филипп Разенков. - Но Моцарт и сам был ярким реформатором и провокатором. Во всех его произведениях очень много скрытых смыслов и подтекстов, а опера "Дон Жуан", безусловно, одна из вершин творчества композитора. Главный вопрос, которым задается слушатель, можно ли оправдать поступки Дон Жуана и почему у очень многих он вызывает симпатию. Я видел много трактовок, где Дон Жуан представлен как привлекательный герой, не вызывающий осуждения и даже отстаивающий идеалы свободы и свободной любви в старом пуританском обществе. При этом, если посмотреть на сюжет, мы видим череду его абсолютно аморальных поступков и постоянное желание других героев свести с ним счеты, отомстить. Но за жаждой мести явно прослеживается истинное желание - быть любимыми Дон Жуаном, прикоснуться к его славе, энергии.

Бес попутал

Режиссер считает, что «каждый из героев оперы готов простить Дон Жуану все, если он обратит на него внимание».

- И в этом, мне кажется, актуальность оперы сегодня, - говорит Разенков. - Человек готов оправдать любое зло, если оно сделает его привлекательным, богатым или популярным. Поэтому в нашей трактовке Дон Жуан - это собирательный образ пороков современного общества. Это - не человек, а трикстер, черт, озорник, удовлетворяющий все самые низменные желания людей и издевающийся при этом над ними. Современный человек пропитан донжуанством, примитивным желанием казаться привлекательным и сексуальным любой ценой. Это фальшивый, блестящий мир, где селфи и количество лайков важнее живого общения и невиртуальных друзей, мир, где большая силиконовая грудь и губы важнее природной красоты, мир блеска и мишуры, тщеславия и эгоизма. Мир, где настоящее и возвышенное умирает, а в раме вместо произведения искусства - обложка глянцевого журнала.

Любопытно, что даже афиша и рекламные билборды, на фоне которых фотографировалась публика, на премьерных показах, были стилизованы под обложку первых российских выпусков журнала "Космополитен". Среди зрителей оказалось неожиданно много известных блогеров, прежде не замеченных в особой любви к оперному искусству. Накануне премьеры они даже организовали фотосессию - позировали в аллегорических костюмах из "Дон Жуана", олицетворяющих человеческие слабости - похоть, гнев, зависть, уныние, чревоугодие, тщеславие. Снимки, разумеется, были выставлены на всеобщее обозрение в инстаграмах и фейсбуке и даже попали в буклет, где красовались под заголовком "Театральное амплуа известных людей Уфы". "Известных людей" даже пригласили на генеральный прогон оперы, который инициативная группа "избранной публики" предпочла назвать "закрытый показ" - явно, чтобы потешить собственное самолюбие.

В качестве художника-постановщика над оперой работал Елисей Шепелев из Санкт-Петербурга, впервые приглашенный в Башкирский театр оперы и балета.

- Опера - это самый сложный жанр по оформлению, - уверен Елисей Шепелев. - Пространство мира, в котором живут персонажи, должно звучать в унисон с музыкальной партитурой или же, наоборот, потрясающе виртуозно фальшивить. Другие варианты остаются на полках, не становятся хитами.

Молодой художник для уфимской постановки выбрал второй вариант - героев оперы, которую справедливо считали одной из вершин творчества австрийского гения его не менее знаменитые коллеги - Россини, Гуно, Вагнер и Чайковский, Шепелев поместил в мир фальшивых ценностей, где вместо Венеры Милосской царит культ силиконовой красоты и напоказ с гордостью выставляется все самое безвкусное и сверкающее, как мишура.

Основные элемент декораций - расколотые рамы и части античных скульптур как символ утраты истинных ценностей.

- Девиз Дон Жуана - "казаться, а не быть". Он разрушает, но создает ли что-то взамен? Он пихает в раму что попало, чтобы придать пустому содержанию внешний блеск - поэтому рамы расколоты, - поясняет художник. - Провозглашен новый тренд: теперь можно все - любовь не может быть в раме, она безгранична. Но без рамы любовь изживает порок, а Дон Жуан его разжигает. Рамы - это нечто сдерживающее человека, но мы так устроены, что разрушаем границы, условности, законы, чтобы тут же воздвигнуть другие. Цельные рамы в декорациях - это метафора современных вкусов, когда в обрамление можно поместить все самое безвкусное, не представляющее художественной ценности, а модное и блестящее. А расколотые в данной интерпретации - это утрата ценностей, которые ведут к утрате чувств, а следовательно - и искренности, рождающей любовь. Нет ценности - нет любви, нет любви - нет творчества!

Следы страсти

Костюмы, в которые художник облачил героев оперы, столь же фальшивы, как и ценности, которые царят в мире, где правит девиз "казаться, а не быть". Фальшивые кринолины соседствуют с шортами и рокерскими косухами, а вместе шпаг - палки для селфи. Главный герой щеголяет в черных кожаных брюках с огромным замком на причинном месте и демонстрирует голый торс, заляпанный следами от ярко-красной помады.

Правда, во второй день премьеры, когда партию Дон Жуана исполнял солист Мариинского театра Вадим Кравец, зрители ни помады, ни обнаженного торса героя уже не увидели - гость из культурной столицы ограничился алой рубашкой, которую так и не решился даже расстегнуть, не то что снять. Зато сорвал овации, впечатлив публику добротным вокалом - партию Дон Жуана питерский бас исполняет и на сцене Мариинки. В главных партиях в первый день можно было услышать ведущих артистов театра: партию Донны Анны исполнила Эльвира Фатыхова, Донны Эльвиры - Лариса Ахметова, Церлины - самая титулованная представительница молодого поколения оперной труппы, обладательница премий "Золотая маска" и "Онегин" Диляра Идрисова, Дона Оттавио - еще один "золотомасочник", опытнейший Ильгам Валиев, кроме впечатляющего вокала блеснувший неожиданным комедийным талантом. Партия Командора досталась народному артисту Башкирии Геннадию Родионову, который в последние годы крайне редко появляется на сцене оперного театра, предпочитая зарабатывать на жизнь сольными эстрадными концертами и выступлениями на корпоративах. В партии Мазетто на сцену вышел лауреат международных и республиканских конкурсов Салават Киекбаев. Во второй день на сцене царила в основном молодежь: Рим Рахимов спел Лепорелло, Алина Латыпова - Церлину, недавно пополнивший труппу Артур Хисамов - Мазетто, Сергей Сидоров - Оттавио. Обманутых жертв Дон Жуана - Донну Анну и Донну Эльвиру пели Лилия Халикова и Резида Аминова, а Командора - Салават Аскаров. Знатоки, профессиональные музыканты и критики, которые были на премьерных показах, отметили непривычную концовку оперы - отсутствие знаменитой финальной сцены, где герои, после того, как погибший от руки Командора Дон Жуан отправляется прямиком в ад, веселятся и торжествуют - злодей получил по заслугам.

- Наш вариант ближе к венской версии оперы и включает дописанные композитором три номера - арию Оттавио Dalla sua passe, арию Донны Эльвиры из второго акта и редко звучащий дуэт Церлины и Лепорелло. Кроме того, отсутствует финал, который был в первоначальной редакции, звучал после низвержения главного героя в преисподнюю и служил своеобразным хэппи-эндом. У нас, как и в венской постановке, его нет. Финальная точка - гибель Дон Жуана, - пояснил дирижер-постановщик Артем Макаров.

Известно, что сам Моцарт называл оперу «веселой драмой», и в ней, действительно, ярко выдержан комедийный план. Режиссер уфимской постановки, надо заметить, изрядно повеселил публику - гротескными образами увлеченных селиконовыми прелестями дам, гардеробом в форме гроба, игрушками из секс-шопа, шокировавшими академическую публику, не привыкшую к таким радикальным постановкам. Но финал получился очень мрачным - Дон Жуан задыхается в гигантском черном сердце, не оставляя надежды и всем остальным героям.

- Для меня такой финал - закономерен, - считает Разенков. - Да, у Моцарта это "веселая драма", но она выходит за границы классической оперы-буффа. По глубине и силе выражения человеческих страстей Моцарт достиг грандиозных масштабов, сравнимых по силе воздействия с трагедиями Шекспира.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру