Премьера «Зыковых» в Русской драме Уфы прошла в декорациях умирающего леса

Пьесы Максима Горького на уфимской сцене - явление редкое

Под занавес сезона один из ведущих театров Уфы представил новинку - драму "Зыковы" по одноименной пьесе пролетарского классика Максима Горького. Постановку осуществила команда из Санкт-Петербурга во главе с режиссером Денисом Хуснияровым. В этом сезоне худрук Русского драматического театра Михаил Рабинович, решил, что настало время пополнить репертуар возглавляемого им театра пьесой Горького и пригласил 39-летнего питерского режиссера Дениса Хусниярова - дебютанта на уфимской сцене.

Пьесы Максима Горького на уфимской сцене - явление редкое
фото: архив МК

Крушение мечтаний и надежд

Пьесы "буревестника революции", как часто называют Максима Горького, на уфимской сцене - явление редкое. На сцене Русской драмы были поставлены "Дачники" и "Последние", а в основном с театральным наследием знаменитого пролетарского писателя уфимскую публику знакомили гастролеры. Самую яркую и запоминающуюся постановку - "Васса Железнова" Большого драматического театра им. Товстоногова со Светланой Крючковой в главной роли - показали еще в 2011 году, во время больших гастролей прославленного коллектива в башкирской столице.

В этом сезоне худрук Русского драматического театра Михаил Рабинович, решил, что настало время пополнить репертуар возглавляемого им театра еще одной пьесой Горького и пригласил 39-летнего питерского режиссера Дениса Хусниярова - дебютанта на уфимской сцене.

- Я взял эту пьесу потому, что ее не часто ставят. Мне кажется, в ней есть очень хорошая кровеносная система взаимоотношений в семье. Тема разрушения семьи, когда ломаются все координаты взаимодействий между близкими людьми, - это всегда вызывает какую-то вибрацию внутри меня. Это одна из важнейших тем - она актуальна абсолютно в любое время, - уверен режиссер-постановщик.

Пьеса "Зыковы" написана более столетия лет назад, за пять лет до революции 1917 года - в период глубочайшей депрессии всех слоев русского общества. О чем пьеса? О вырождении богатой купеческой семьи на фоне краха эпохи. Собственно, к этой теме Максим Горький обращался и в других своих пьесах - той же "Вассе Железновой", "Мещанах", "Детях солнца". Но в "Зыковых" социальные мотивы отодвинуты на задний план, а общечеловеческие, напротив, обострены. Некоторые критики считают "Зыковых" слабее других пьес автора, но у Дениса Хусниярова на этот счет другие мнение.- Есть достаточно внятные пьесы Горького, например, "На дне", "Васса Железнова", а есть более сложные, двусмысленные - "Дачники", "Дети солнца". Думаю, "Зыковы" тоже относятся к сложным. Поэтому, собственно, я их и выбрал, - поясняет режиссер-постановщик.

Желание подчеркнуть актуальность, близость героев и их чувств современности заставило постановщиков отказаться от традиционных веранд, мезонинов, самоваров, керосиновых ламп и прочих атрибутов типичной купеческой усадьбы глухой российской провинции начала XX века. Драма одной семьи - богатого лесопромышленника Антипы Зыкова, которого играет Александр Федеряев, разворачивается на фоне огромных замшелых деревьев - их на сцене больше тридцати, шесть из которых, кстати, настоящие, которые с грохотом рухнут в финале, символизируя полное крушение всех надежд и мечтаний героев.

Разрушительный вихрь чувств

Антипа Зыков - последний из поколения тружеников, на которых, как говорится, все держится - властный, жесткий и бескомпромиссный. Его единственный сын - Михаил, которого отец задумал женить на воспитаннице православного монастыря Павле, - не обладает ни деловой хваткой, ни цельностью характера, присущими отцу. Парень в исполнении Иван Овчинников - обаятельный бездельник, любитель выпить. Дела его вообще не интересуют, он предпочитает развлекать себя и окружающих стишками и песенками собственного сочинения. Завидным женихом и "выгодной партией" Зыкова-младшего делает исключительно богатство отца. Но матушка невесты, которую играет Ольга Лопухова, вполне довольна женихом: парень, хотя и частенько прикладывается к бутылке, но добр, чувствителен и покладист. Отец воспитывал его на пару с сестрой, рано овдовевшей и не имеющей собственных детей. Прагматичная Софья в исполнении Софьи Венедиктовой как и брат, обладающая деловой хваткой, еще надеется найти подходящего спутника жизни. Однако планы всех героев рушит Зыков-старший, неожиданно воспылавший страстью к избраннице сына. Он просто теряет голову, идеализируя самую обыкновенную, ничем не примечательную мещаночку, и предлагает барышне стать его женой.

- Бытовая история выплёскивается за стены дома и растворяется в окружающем мире, потому что такие проблемы могут быть в любой семье, в равной или не в равной степени. Это интересно, это свежо и соответствует нашему времени, чтобы и молодёжь смотрела классические произведения, училась не повторять ошибок наших героев», – отмечает исполнитель роли Антипы Зыкова Александр Федеряев. - Хорошая литература в театре – это всегда большой плюс. Её приятно и произносить со сцены, и слушать в зале. Мы, возможно, заполняем те пробелы образования, которые были в школе, в институте, в частности, в литературном плане. Приятно, что классический репертуар потихоньку опять возвращается на сцену.

В вихре захвативших его чувств, не давая опомнится ни себе, ни окружающим Зыков-старший стремительно жениться на молодой девушке, оправдывая себя тем, что тоже "достоин немного счастья", а вот его никчемный сынок просто-напросто погубит такую славную девушку, одержимую идеей всеобщей любви и добра. Павла, которую играет Дарья Филиппова, кажется ему настоящим олицетворением чистоты и света, душевного здоровья, но новоявленная купчиха не оправдывает его надежд и вскоре переключается на сына.

- Главный герой Антипа - отец семейства - теряет силу, авторитарность, контроль над ситуацией, когда в доме появляется человек, в которого он влюбляется. Все начинает рушиться - и это невероятно интересно исследовать, - говорит режиссер-постановщик Денис Хуснияров.

Жестокие игры

Сегодня Денис - главный режиссер камерной сцены Санкт-Петербургского драмтеатра на Васильевском и главный режиссер Русского драмтеатра "Мастеровые" в Набережных Челнах, труппу которого он возглавляет уже четвертый год. А начинал он как актер, закончив в родной Перми Институт искусств и культуры. Затем перебрался в Питер, где учился на актерского-режиссерских курсах Семена Спивака. А прежде чем окончательно определился с выбором профессии, даже успел попробовать себя в качестве киноактера - сыграл в фильме Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат" эпизодическую роль. Но довольно быстро оказался по другую строну, окончательно сосредоточившись на режиссуре.

- Моя ярко выраженная национальная внешность сыграла бы со мной в русском репертуарном театре злую шутку, - поясняет свой выбор Денис Хуснияров.

Как режиссер он довольно быстро заявил о себе: его дипломная работа - спектакль "Жестокие игры" Арбузова, поставленный на сцене питерского Молодежного театра на Фонтанке, принесла ему Гран-при Первого международного конкурса "АПАРТ". В портфолио Хусниярова спектакли самых разных авторов. Прежде, чем взяться за пьесу Максима Горького, он ставил «Дон Жуана» Мольера, "Нос" Гоголя, "Бесприданницу" Островского, "Дом особого назначения" Радзинского, "Глазами клоуна" Генриха Бёлля. Спектакль "Платонов. Живя полной жизнью" по прозе Платонова принес ему победу в номинации "Лучший молодой театральный режиссер года" театральной премии "Прорыв", которой он был удостоен пять лет назад. Кроме театров Санкт-Петербурга, Хуснияров ставил спектакли в Москве, Таллине, Челябинске, Кургане.

Теперь к этому списку прибавилась и башкирская столица. Уфимские театралы спектакль приняли, о чем красноречиво свидетельствовали крики "Браво!", звучавшие на финальных поклонах на двух первых допремьерных показах, на которые могли попасть все желающие - билеты были в открытой продаже.

- Спектакль очень сложный технически и еще требует доработки, - пояснили в пресс-службе театра. Тем не менее первые зрители новинку оценили - отзывы о спектакле в основном положительные.

- Не думал, что меня так может пробрать спектакль по Горькому. Просто великолепен! - поделился впечатлениям один из зрителей.

Правда, нашлись и те, кого спектакль не слишком впечатлил. "Мне показалось все так затянуто. Ну просто ничего не происходило. Артисты играли отменно, не понравилась постановка", - отмечает другая зрительница, признающаяся, что покинула театр уже после первого действия.

Действительно, как такового действия в спектакле мало, а длинные диалоги, которые то и дело ведут герои, могут показаться довольно скучными, особенно для молодого зрителя, жаждущего, прежде всего, "зрелищ". Спектакль же явно рассчитан на вдумчивого зрителя - и он его нашел: подавляющее большинство все-таки сочли постановку "превосходной и стоящей внимания". "Получила истинное удовольствие и от постановки, и от игры актеров. В новом сезоне посмотрю еще раз", "Спасибо за интеллектуальный вечер, когда хочется остановиться и подумать о том, какие мы", - делятся впечатлениями зрители в соцсетях. Многие отмечают "необычные" декорации - действительно, впечатляющая работа питерского театрального художника Александра Мохова, на счету которого работа над постановками не только в театрах России, но Латвии, Литвы, Эстонии и даже Южной Кореи.

В команде постановщиков еще трое питерцев : над музыкальным оформлением спектакля работал композитор Виталий Истомин, специально написавший ряд композиций к "Зыковым", художник по свету -  Игорь Истомин, номинант "Золотой маски" и лауреат национальной премии "Арлекин", оформлявший спектакли на таких знаменитых сценах Северной столицы, как Театр имени Ленсовета, Александринский театр,  Большой драматический театр , московский "Современник", Пермский театр оперы и балета, а также художник по костюмам Мария Лукка.

Официальные премьерные показы намечены на осень - не исключено, что именно "Зыковы" откроют очередной театральный сезон.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру