Александр Галибин: «Если ребенок начинает играть, то получается «Ералаш»

Фильм по повести Карима выйдет в прокат 19 сентября

Компания Disney займется прокатом военной драмы «Сестрёнка» режиссёра Александра Галибина. На большие экраны картина выйдет 19 сентября накануне 100-летия со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима, чья повесть «Радость нашего дома» легла в основу сценария ленты. Режиссер картины Александр Галибин рассказал, почему выбрал для экранизации именно это произведение Карима.

Фильм по повести Карима выйдет в прокат 19 сентября
фото: архив МК

«Дети – это и есть национальная идея для страны»

- Мне очень хотелось продолжить тему, которую я затронул в своей предыдущей картине «Золотая рыбка», - рассказал он. – Хотелось развития, дальнейшего движения в этой теме. Тогда я прочитал сценарий «Сестренки», и мы стали работать над фильмом. Я думаю, что все, что с нами происходит во взрослом пути, - идет из детства. Тем более военное и послевоенное детство – это особый мир. Мои родители как раз дети послевоенного времени. Мама, слава богу, жива и здорова, и я до сих пор наблюдаю за ней. Это совершенно другие люди.

Фигуру автора повести, прославленного писателя Мустая Карима режиссер считает совершенно особенной в национальной культуре.

- Он удивительный писатель. В советской, русской и национальной литературе – это особая ниша. Это очень глубоко, по-настоящему прозрачно, это откровение. Я даже не знаю, как он нашел свой путь, но читать его удивительно хорошо, легко, приятно. Ты испытываешь чувство большой глубины. В Башкирии мы глубоко погрузились не только в быт, но и человеческие отношения. Я стал узнавать про Мустая Карима много, чего раньше не знал. Появилось много людей, которые были с ним близки, сидели с ним за одним столом, слушали его истории, помогали снимать о нем картины. Это удивительно, потому что о нем звучат исключительно высокие и светлые чистые слова.

- Такое сегодня встречается редко. Как думаете, с чем это связано?

- Я думаю, все мы родом из детства. Это вопрос веры в тебя как в маленького человека, родительской любви, природы, в которой ты живешь, государства, людей, которые тебя окружают. Думаю, все, что касается детей – это и есть национальная идея для страны. Если у детей все хорошо, то хорошо в дальнейшем и у страны. Правильно воспитать человека, который появился на свет, – великая миссия, я это вижу по троим своим детям. Смотрю, какие они разные, разных поколений, иначе воспринимают мир, и как мы, взрослые с Ирой люди, по-разному их вели. Если хорошо в семье, то хорошо и в стране. Я так думаю.

- Работая с детьми, вы открываете в них что-то новое для себя?

- Всегда открываю. Если ты умеешь видеть, то рядом с маленьким существом открываешь всегда. Сейчас моему сыну Василию четыре с половиной года, и открываю для себя многие вещи заново. Он открывает мир, а я открываю его вместе с ним. Я уже не вижу, как он. И когда я пытаюсь смотреть его глазами – открываю многие вещи для себя. Ребенок, конечно, не актер, он не может играть. Это исключено. Если он играет, то это какой-то другой жанр – «Ералаш», например. Я не говорю, что это плохо. Но это другое.

«Надеюсь, я не испортил монологи Мустая Карима»

- Как отбирали маленьких героев для «Сестренки»?

- Если хочешь передать ощущение, которое получил от первого прочтения «Радости нашего дома», то огромное значение имеет выбор героя и его окружение. У нас совершенно потрясающий ансамбль в картине: начиная от главного героя и заканчивая маленькими эпизодами. Мы очень тщательно отбирали актеров. И я приезжал в Башкирию, мы делали пробы, было много проб по республике - полгода мы ездили по школам и интернатам практически всей Башкирии. Нам нужен был мальчик, который умеет говорить по-русски так же, как и по-башкирски, потому что вся картина на башкирском языке. Я попытался очень осторожно ее озвучить, сделать русскую подстрочку, чтобы это было понятно русскому зрителю. Но когда мы показывали черновую сборку картины разным людям, они говорили, что и так все понятно. Но там было много глубоких нюансов, связанных с диалогами – у Мустая Карима просто замечательные диалоги. Важно было их не испортить, надеюсь, я своим голосом смог это сделать.

Сложные поиски главного героя все же увенчались успехом. По словам, Александра Галибина, найти нужного маленького актера удалось практически в последний момент.

- Арслан из Уфы появился так – вдруг. Мы с ним встретились, но даже после просмотра присланной в Москву пробы я понял – мы нашли героя. Продюсер с оператором сначала напряглись, ведь Арслану уже на картине исполнилось шесть лет. Все боялись, что он слишком маленький. Я один практически верил, что этот мальчик может передать все, что есть у Ямиля – героя повести. Когда мы приехали в Уфу, я понял, что это замечательное сочетание с нашей актрисой Мартой, русской девочкой. Вообще у нас артисты из разных районов Башкирии – не все из национального башкирского театра. Нам помогал целый народный ансамбль, когда мы снимали День победы, 9 мая. В огромном эпизоде нам помогал народный театр.

Режиссер рассказал, что после окончания съемок фильма выяснилось, что нужно переписать курай.

- Прекрасный саундтрек написал Илья Духовный, ему помогал внук Мустая Карима. Нам удалось совместить их музыку. Картина бы не получилась, если бы не люди, которые нам помогали. В Инзере замечательный народ, который с нами самоотверженно трудился сначала два месяца летом, потом зимой. Это незабываемые вещи. Ценно, когда на площадке возникает доброжелательная атмосфера, состояние любви к материалу, к людям, к детям – ты ведь можешь заставить ребенка сделать что-то против его воли. Так что иногда нам приходилось идти к решению задачи хитрыми путями. Сейчас все мы очень волнуемся, ведь осенью покажем фильм в Башкирии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру