Владимир Спиваков: «Отлично понимаю музыкантов, которые выпивают после концертов»

Его имя хорошо знакомо меломанам всего мира

11.09.2019 в 06:04, просмотров: 791

Международный благотворительный фонд его имени уже более четверти века занимается не только музыкой — он оплачивает дорогостоящие операции, помогает людям, оказавшимся в самых отчаянных ситуациях. 12 сентября народному артисту России и самому знаменитому уроженцу Уфы исполняется 75 лет.

Владимир Спиваков: «Отлично понимаю музыкантов, которые выпивают после концертов»
фото: архив МК

«Чтобы стать настоящим башкиром, мне не хватает только коня»

Можно долго перечислять все почетные звания прославленного скрипача и дирижера Владимира Спивакова — он является народным артистом СССР и обладателем госпремии, которой был удостоен еще в 1989 году. Звание народного артиста маэстро присвоили не только на его малой родине, в Башкирии, но и на Украине, где он давал концерты через три дня после Чернобыльской аварии, в Дагестане, Северной Осетии-Алании, Армении, куда вместе со своим знаменитым камерным оркестром «Виртуозы Москвы» приехал поддержать жителей страшнейшего землетрясения. Владимир Спиваков — почетный гражданин не только Уфы, но и французского городка Кальмара, где проводит международный фестиваль, на который каждое лето съезжаются меломаны со всей Европы. Он «артист мира ЮНЕСКО» и почетный доктор МГУ, а накануне юбилейной даты музыкант был награжден орденом «За заслуги перед Отчеством» I степени за «большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства».

Кстати, первый такой орден он получил еще в 1990 году, затем — в 2009-м и 2014-м, и теперь маэстро — полный кавалер одной из высших государственных наград России. Юбилейный концерт в честь народного артиста пройдет 28 сентября в Светлановском зале Московского международного дома музыки, президентом которого является маэстро. Но уфимцы смогут поздравить своего знаменитого земляка гораздо раньше — с 17 по 19 сентября в столице Башкирии пройдет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает».

— Владимир Теодорович, вы родились в Уфе и входите в число почетных жителей города…

— Да, я всегда помню об этом. Говорят, даже дом на улице Глинке, где жила моя семья, сохранился. Правда, я за все эти годы так ни разу и не нашел времени побывать там. Но в один из моих прошлых визитов мне в Уфе сделали очень дорогой подарок — принесли справку о том, что в годы Великой Отечественной войны мой отец, Теодор Владимирович Спиваков, после двух тяжелейших ранений, полученных на Украинском фронте, работал на местном моторостроительном заводе. Был мастером цеха номер один, где делали двигатели для наших бомбардировщиков.

— В Уфе вам постоянно что-то дарят — то шапку, то халат национальный, то курай.

— Я даже как-то пошутил, что для того, чтобы стать настоящим башкиром, мне не хватает только коня.

— Да вы и сами частенько с подарками на родину приезжаете, даже картину из своей коллекции художественному музею Нестерова подарили.

— В музей этом замечательная коллекция работ Нестерова — очень люблю работы этого художника. Он впитал присущие русскому человеку грусть и духовность. У меня есть его небольшая акварель, и еще не было случая, чтобы, проходя мимо, я не бросил на нее взгляда. Какая-то благодать исходит от нее, прямо в сердце проникает.

«Музыка облагораживает, в ней нет агрессии»

— В последнее время вы бываете на своей малой родине постоянно. Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» в этом году пройдет уже в четвертый раз. Международный конкурс скрипачей был дважды. Концерты степендиатов международного благотворительного фонда, основанного вами, часто проводятся.

— Я горжусь одним фактом, что наш фонд, который мы организовали с друзьями — Екатериной Ширман и Петром Гулько, появился в России одним из первых. Началось все с известной истории, которую я рассказывал много раз, когда я в 1987 году решил купить Жене Кисину, который впоследствии стал известным пианистом, рояль. Было очевидно, что парень очень талантлив, но у него не было инструмента, и он за два километра ходил заниматься в музыкальную школу. Друзья мне тогда сказали: «Почему ты делаешь это в одиночку? Давай организуем благотворительный фонд». Сначала, конечно, было много сложностей — к примеру, банк, куда мы вложили деньги, просто исчез — за четверть века случалось разное. Но нам есть, чем гордиться. За это время через фонд прошло 200 тысяч детей, мы приобрели почти семь тысяч инструментов.

— Среди тех, кому помог фонд, немало и талантливых ребят из Башкирии, которые потом добиваются больших успехов и становятся профессиональными музыкантами. На конкурсе скрипачей тоже всегда есть участники из Башкирии.

— Министр культуры Башкирии Амина Шафикова сообщила мне такие данные: после первого конкурса в музыкальные школы республики пришло 7,5 тысячи детей — и это для меня главное достижение конкурса. Это очень радует. Музыка облагораживает, в ней нет агрессии, которой, к сожалению, очень много в мире. Политики часто ее разжигают, а музыка уравновешивает чашу весов вечной борьбы добра и зла. В России была просто колоссальная школа, и много музыкантов, которые относились к своей профессии как к служению. И тогда из них вырастал Евгений Кисин и Григорий Соколов. Сейчас молодое поколение музыкантов отличает раннее развитие. Стараниями технической революции они имеют больше возможностей, у них и ощущение времени другое. Но не обязательно все станут профессиональными музыкантами. Я всегда говорю: все дети рождаются талантливыми и нужно им помочь развить этот талант, иначе и бриллиант может стать камнем. Но ни в коем случае нельзя ребенка заставлять силой, нужно суметь найти правильную мотивацию, должен быть элемент игры, тогда все получится.

— Вашей работоспособности могут позавидовать и более молодые коллеги. Столько концертов дают немногие. Как вам удается оставаться в такой форме, как расслабляетесь после концертов?

— Отлично понимаю музыкантов, которые выпивают после концертов. Иначе очень трудно уснуть. Но поскольку я совсем непьющий человек, то читаю что-нибудь серьезное — философию, например, Юнга, Фромма. А о возрасте я не думаю, хотя мы все заложники времени.