Ильдар Абдразаков открыл сезон в Метрополитен-опера

И выпустил первый сольный диск

В 2019 году исполняется 15 лет с тех пор, как башкирский бас дебютировал на сцене прославленного нью-йоркского театра, который, наряду с Венской оперой и миланским Ла Скала считается одним из самых престижных в мире. Свой очередной гастрольный сезон на знаменитой сцене российский певец открыл партией Банко в опере "Макбет", автор которой - Джузеппе Верди - занимает особое место в творчестве обладателя титула "Лучший бас мира".

И выпустил первый сольный диск
фото: архив МК

«Мой дом там, где чемоданы»

То, что 43-летний уроженец Уфы, на днях отпраздновавший день рождения в одном из ресторанов Манхэттена, чаще всего выходит на сцену Метрополитен-опера именно в операх великого итальянца, отнюдь не случайно. Ильдар Абдразаков имеет заслуженную репутацию одного из лучших басов вердиевского репертуара всех времен. Музыка Верди захватила будущую мега-звезду мировой оперной сцены еще в то время, когда он учился в Уфимском институте искусств.

- Да, все, действительно, началось с музыки Верди. В детстве я, конечно, слушал другую музыку, сам с четырех лет исполнял песни из репертуара Муслима Магомаева, Кобзона, Лещенко. Классикой заинтересовался благодаря моему брату Аскару, который учился в институте искусств и дома разучивал арии из опер. Когда я уже учился вокалу, мне попалась запись оперы "Аттила" с великим Самюэлем Рэйми, и она меня настолько захватила, что я просто заболел этой музыкой - прибежал к своему педагогу по вокалу - Миляуше Галеевне Муртазиной, стал просить: "Дайте мне что-нибудь спеть из этой оперы!", - рассказал Ильдар перед уфимской премьерой "Аттилы", которую он в этом году впервые поставил в качестве режиссера.

С арией Аттилы молодой певец победил на конкурсе "Вердиевские голоса", обойдя 700 конкурентов! Запись "Реквиема" Верди с его участием в 2011 году получила две статуэтки "Грэмми", побелив в номинации "Лучшая классическая запись" и "Лучшее хоровое исполнение". Вместе с Иьдаром в записи участвовала и прима Мариинского театра Ольга Бородина - в то время супруга башкирского артиста. Нынешняя жена, 33-летняя красавица Марика Абдразакова, подарившая басу двух очаровательных дочек-погодок, во всех поездках сопровождает своего знаменитого супруга.

- В длительные поездки я всегда беру с собой семью, иначе мы бы виделись очень редко, - поясняет Ильдар. - Мы живем между городами и странами. Я всегда говорю: мой дом там, где в данный момент находятся мои чемоданы.

В этот раз в Нью-Йорк, где запланировано шесть спектаклей оперы "Макбет" с участием Ильдара, семейство Абдразаковых отправилось с двумя младшими детьми - трехлетней Рианой и двухлетней Александрой. Старшая дочка Марики - 9-летняя Стефания, которую воспитывает Ильдар, осталась в Москве: девочка ходит в школу, и родители решили, что целесообразней не отрывать ее от учебы.

День рождения главы семейства за океаном отмечали в одном из ресторанчиков "Линкольн-центра" рядом с театром в компании близких друзей и коллег Ильдара. Была российской оперная дива, исполняющая главную женскую партию в "Макбете", Анна Нетребко с сестрой Наталье - муж певицы, тенор Юсиф Айвазов, пел в это время о опере "Трубадур" в Вене и смог поздравить коллегу позже. Еще в компании именинника были дирижер постановки, итальянец Марко Армальятто, танцор Леонид Филатов с своей второй половиной и еще пара человек. Видео вечеринки опубликовала в инстаграме Анна Нетребко, чем очень позабавила подписчиков: в ролике оперные звезды от души веселятся, после традиционного Happy birthday с энтузиазмом исполняя песенку крокодила Гены.

Из Нью-Йорка семейство Абдразаковых вернется в Москву, где 16 и 18 октября на сцене Большого театра певец будет исполнять партию короля Испании Филиппа II в еще одной опере Верди - "Дон Карлос", а 21 ноября выйдет на сцену Большого зала Московской консерватории, чтобы принять участие в концерте, посвященном памяти близкого друга, самого знаменитого русского баритона Дмитрия Хворостовского, где тоже не обойдется без вердиевских арий.

«Одним «Аттилой» дело не ограничится»

- И прошлый, и нынешний сезон проходит у меня под знаком Верди, - отмечает Ильдар, в декабре прошлого года открывший сезон в Ла Скала премьерой оперы "Аттила" и выбравший постановку для режиссерского дебюта на сцене Башкирской оперы нынешней весной.

В рамках своего именного музыкального фестиваля, который в этом году прошел уже второй раз, артист представил целую программу, посвященную музыке Верди, а недавно вышел первый сольный альбом артиста, целиком посвященный музыке великого итальянца. Альбом "Верди" выпустила крупнейшая звукозаписывающая фирма классической музыки в мире - Duetsche Grammophon, записывающая самых выдающихся музыкантов современности, эксклюзивный контракт с которой башкирский бас подписал два года назад. В записи дебютного альбома Ильдара Абдразакова приняла участие та же команда, которая работала над первым его альбомом этого лейбла "Дуэты" - мексиканский тенор Роландо Вильясон и оркестр "Метрополитен" из Монреаля под управлением дирижера Янника Незе-Сегена.

"Релиз альбома - очередное напоминание о том, что Ильдар Абдразаков считается одним из лучших вердиевских басов современности", - говорится в официальном сообщении Deutsche Grammophon.

Диск "Верди" открывает музыка из "Аттилы" - знаменитая ария, в которой грозный правитель гуннов в смятении рассказывает о своем ночном кошмаре слуге Ульдино, а вообще в альбоме представлены практически все значимые вердиевские партии из репертуара артиста.

- В этих операх основная сложность чаще всего заключается в накале страстей, в прорисовывании психологического портрета героев, - уверен Ильдар Абдразаков. - С музыкой Верди всегда имеют значение чувство и душа, конфликты и противостояния людей.

Уфимским меломанам посчастливилось наблюдать за борьбой страстей в душе одного из самых любимых героев знаменитого земляка - Ильдар не только выступил в качестве режиссера, но и дважды сам исполнил партию вождя гуннов на сцене Башкирской оперы. На заключительном спектакле случилось невиданное для местного театра - почти все арии публика требовала исполнять на бис.

- Думаю, что одним "Аттилой" дело точно не ограничится, - признался Ильдар после уфимской премьеры. - Я меня есть планы поставить что-то еще на сцене Башкирской оперы. Пока рано об этом говорить, но, вполне возможно, что через год-другой в программе моего фестиваля появится и полноценный спектакль.

То, что знаменитый бас всерьез намерен продолжить творческие эксперименты на режиссерском поприще подтвердила и еще одна уроженка Башкирии, восходящая звезда мировой оперной сцены Айгуль Ахметшина, недавно открывавшая в Уфе фестиваль " Владимир Спиваков приглашает...".

- Я была на премьере уфимской постановки "Аттилы" и получила просто невероятное удовольствием, - призналась Айгуль. - Если Ильдар будет еще что-то ставить, я с огромным удовольствием приму приглашение участвовать в его новых проектах. Признаюсь, что мы уже кое-что обсуждали, но пока я не могу об этом говорить.

Сейчас оба артиста неустанно гастролируют, их график расписан на годы вперед. В ближайшее время голос Ильдара Абдразакова вновь будет звучать за океаном: после октябрьских концертов в Москве певец в ноябре будет исполнять партию Лепорелло в опере Моцарта "Дон Жуан" в театре Лирик-опера в Чикаго, а в декабре вместе с Ольгой Перетятько даст концерт в Санкт-Петербурге.

- В России я живу на три города: кроме Москвы и Петербурга, где живут мои старшим дети, есть еще Уфа, где живет мама - и я при каждой возможности стараюсь ее навещать, - говорит Ильдар. - Сейчас мы, слава Богу, видимся довольно часто - и фестиваль был, и премьера "Аттилы", и концерт, посвященный памяти нашего папы, которому в этом году исполнилось бы 85 лет.

«Мой фестиваль всегда будет стартовать в Уфе»

В графике артиста на следующий год еще несколько премьер в "Метрополитен-опера": в конце января и начале февраля он будет петь Мефистофеля в опере Берлиоза "Осуждение Фауста", которой давно не было в его репертуаре - он пел эту партию в 2009 году на этой же сцене.

11 марта певец будет выступать во Франции - вместе со своим постоянным аккомпаниатором Мзией Бахтуридзе даст сольный концерт в Национальной опере Бордо. А затем у него вновь начнется период под знаком Верди - серия выступлений в партии короля Испании Филиппа II в опере "Дон Карлос": в начале апреля он исполнит ее в рамках Зальцбургского Пасхального фестиваля, в конце месяца - на сцене Баварской оперы в Мюнхене, а в конце мая и начале июня - в театре Опера Земпера в Дрездене.

Партия Филиппа II, появившаяся в репертуаре артиста два года назад, как и партия Аттилы, принесла артисту признание публики и профессиональных критиков. Если за роль вождя гуннов он получил множество наград, в том числе музыкального «Оскара» - премию Oscar della Lirica, то роль испанского монарха, с которой он дебютировал на сцене Большого театра, позволила одержать победу в номинации "Певец года" оперной премии Casta Diva. Сегодня имя Аскара Абдразакова прочно закрепилось не только в статусе лучшего Аттилы современности, но и занимает лидирующие позиции в списке претендентов на исполнении заглавных партий в операх всего вердиевского репертуара. Лучшие оперные дома мира с огромным удовольствием приглашают башкирского баса. Тем ценнее его стремление не оставлять за бортом сцену, где когда-то делал первые шаги в искусстве - Башкирский театр оперы и балета.

В каких числах российским меломанам ждать концертов третьего именного фестиваля Ильдара Абдразакова, артист пока точно сказать не может, но о том, что земляки у него на особом положении, народный артист Башкирии заявлял неоднократно.

- Мой фестиваль всегда будет стартовать в Уфе, - пообещал знаменитый уроженец башкирской столицы, в этом году расширивший рамки фестиваля концертами в Москве и ряде других городов страны. - Не обязательно проводить фестиваль весной, возможно, перенесем его на летние месяцы или осень. Но мой родной город всегда будет в приоритете.

А пока артист вновь готовится выйти на сцену "Метрополитен-опера" - серия постановок "Макбет" с его участием завершится первого октября.

- В Метрополитен-опера я чувствую себя как дома, - признается Ильдар. - У меня есть своя гримерка, а все службы театра работают как часы - в этом отношении "Мет", пожалуй, лучший театр в мире. Конечно, у каждого театра есть свои особенности. В Ла Скала все несколько расслаблено, репетиции редко начинаются вовремя. Но там особая публика, которая не прощает певцу малейших ошибок. Даже очень известные певцы не застрахованы от обидного "бу". К счастью, со мной этого еще не случалось. В Ла Скала есть профессиональные слушатели, лоджанисты, они всегда сидят на самом верху, на галерке - оттуда мало что видно, но слышно лучше, где чем-либо. Мой совет меломанам: хотите по-настоящему оценить голос артиста - берите билеты на галерку. На премьере "Аттилы" в Милане я познакомился с одним таким одержимым оперой человеком, по виду настоящим бомжом. Да он и был бомжом, но этот человек, как выяснилось, не пропускает ни одной премьеры, покупает билеты на последние деньги - представляете, какая любовь к опере?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру