Уфимский гала-концерт "Айда на оперу!" стал бенефисом Аскара Абдразакова

Зрителей до последнего держали в неведении, что им предстоит услышать

28.11.2019 в 04:59, просмотров: 644

В Башкирском театре оперы и балета, худруком которого стал знаменитый бас Аскар Абдразаков, презентовали новый проект, призванный привлечь в театр более широкую аудиторию. Первый гала-концерт из серии вызвал небывалый ажиотаж у публики: на призыв "Айда на оперу!" откликнулись и меломаны, не пропускающие ни одной премьеры, ни те, кто не слишком часто посещает концерты классической музыки.

Уфимский гала-концерт
фото: Лада Волкова

Нет мочи без Царицы ночи

Хотя программа концерта не анонсировалась - зрителей до последнего держали в неведении, что же именно им предстоит услышать в этот вечер - театр был забит под завязку. В партере даже пришлось ставить дополнительные стулья. Ставку делали на звезд: на афишах красовались имена Альбины Шагимуратовой, входящей в топ-10 самых востребованных сопрано мира, Ильхама Назарова, обладателя двух уникальных и практически несовместимых певческих голосов - баритона и контратенора, солистки "Астана-опера" Жупар Габдуллинной и народного артиста Башкирии Аскара Абдразакова - инициатора проекта. Кроме того, на афише значилось еще с десяток имен - солиста Мариинского театра Александра Краснова, народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова, азербайджанской меццо-сопрано Сабины Асадовой и ведущих солистов Башкирской оперы. Но перед началом концерта публике объявили: Альбина Шагимуратова заболела и в Уфе выступить не сможет. Стоит заметить, что в этот вечер не вышли на сцену и заявленные в афише артисты башкирской оперной труппы - обладатель театральной премии "Золотая маска" Ильгам Валиев, номинанты на национальную оперную премию "Онегин" Ян Лейше и Владимир Орфеев, но причину их отсутствия никто не посчитал нужным объяснить.

Конечно, больше всего расстроились меломаны, которые мечтали услышать на уфимской сцене Альбину Шагимуратову, ведь 40-летняя артистка, действительно, одна из самых востребованных отечественных певиц на мировой сцене, ее график расписан на несколько сезонов вперед и участие в проекте "Айда на оперу!", несомненно, стало главный приманкой для меломанов. Удивительно уже то, что оперную примадонну вообще удалось уговорить принять участие в гала-концерте - подобный формат выступлений она не слишком жалует.

- Я против оперных гала, когда в одном отделение четыре-пять арий, в другом также, и оркестр играет увертюры. Это такая скукотища! - заявила Альбина в недавнем интервью журналу "Музыкальная жизнь". - Помимо развлечения публика должна получать какую-то пищу для размышления. Артист, музыкант должен нести просветительскую миссию. Тем более - оперный певец.

Так что те, кто мечтал услышать знаменитую арию Царицы ночи из оперы "Волшебная флейта" Моцарта - коронную партию из репертуара звезды, в итоге услышали ее в исполнении молодой башкирской певицы Алины Латыповой, что, безусловно, вряд ли могло утешить поклонников Альбины Шагимуратовой. И, скорее всего, в ближайшее время ждать звезду мировой оперы в Уфе не стоит: в конце ноября она должна выйти на сцену берлинской государственной оперы в постановке "Волшебной флейты". В январе ее с этой же оперой ждут гастроли в Royal Opera House в Омане и Королевском театре Мадрида. В январе концерты с ее участием пройдут в Женеве и Лондоне, в феврале-марте состоятся выступления в опере "Путешествие в Реймс" Россини в Palau de les Arts в Валенсии, а затем в Кельнской опере, в апреле предстоит исполнить главную партию в постановке "Анна Болейн" в Teatro Carlo Felice в Генуе. Одним словом, в ближайшем будущем в Уфе примадонну, скорее всего, уж точно ждать не стоит.

Впрочем, правдивости ради, нужно отметить, что подавляющее большинство зрителей не особо расстроил факт отсутствия главной звезды. Во всяком случае, никто из зрителей претензий не предъявлял и денег за отнюдь недешевые билеты назад не потребовал. Концерт, основу которого составили самые популярные оперные шлягеры, восприняли, что называется, на ура.

Под номером один

Открыла вечер увертюра к одной из самых популярных опер в мире - "Кармен" в исполнении оркестра театра под управлением главного дирижера Артема Макарова. Вслед за эти на сцене появился новоявленный худрук Башкирской оперы Аскар Абдразаков и порадовал публику партией Лепорелло из недавней премьеры оперы "Дон Жуан" Моцарта, за которую он номинирован на премию "Онегин". За вечер прославленный башкирский бас выходил на сцену Башкирской оперы больше, чем все остальные участники гала-концерта. В завершении первого отделения он исполнил популярные куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст", а во втором отделении выходил на сцену трижды: исполнил знаменитую "Гранаду" Лары, без которой не обходится ни одно его выступление на популярном open air "Симфоническая ночь" на фестивале "Сердце Евразии", партию Базилио из оперы "Севильский цирюльник" Россини, во время которой артист спустился в зал, а также вышел на сцену в финальном номере - "Застольная" из оперы "Травиата" Джузеппе Верди.

При этом зрителям напомнили, что в этом году Абдразаков отметил 50-летний юбилей и 25-летие творческой деятельности. К полувековому юбилею знаменитый бас исполнил заглавную партию в дебютной режиссерской работе своего младшего брата Ильдара Абдразакова - опере Верди "Аттила", ни одной арии из которой, впрочем, не было включено в программу гала-концерта. Поскольку среди участников был заявлен еще один исполнитель партии вождя гуннов - ведущий солист Башоперы Артур Каипкулов, меломаны надеялись услышать в исполнении кого-либо из артистов арию из самой грандиозной и дорогостоящей за всю истории театра постановки, которая обошлась в рекордные 18 миллионов рублей. Но ни герой вечера Аскар Абдразаков, ни Артур Каипкулов не порадовали публику ариями из "Аттилы".

Последний, к немалому удивлению меломанов, вообще не исполнил ни одного сольного номера - только дуэт Надира и Зурги из оперы "Искатели жемчуга" на пару с Алимом Каюмовым. Хотя Артур Каипкулов на сегодняшний день, несомненно, самый яркий бас башкирской труппы - его талант признали не только в республике: в этом году он был удостоен звания "Артист радио России" за исполнение партии Мефистофеля в опере "Фауст".

Другие солисты Башоперы – номинантка на премию "Онегин" Олеся Мезенцева, Лариса Ахметова, Владимир Копытов, Любовь Буторина исполнили по одному номеру, народная артистка Башкирии Эльвира Фатыхова - два, как и солистка театра "Астана-опера" Жупар Габдуллина, довольно часто выступающая в башкирской столице. Казахская дива спела арию Тоски и мадам Баттерфляй из опер Пуччини. Узбекский тенор Рамиз Усманов сорвал бурные овации, исполнив песню Герцога из "Риголетто" и арию Каварадосси из "Тоски". А вот победитель телепроекта "Большая опера" Ильхам Назаров продемонстрировал лишь одну из граней своего таланта, исполнив сольно лишь одну арию - Секста из редко исполняемой барочной оперы Генделя "Юлий Цезарь". Как звучит голос в баритональном репертуаре, уфимской публике услышать так и не удалось. Не обошлось и без премьер. Назаров на пару с Сабиной Асадовой представили композицию Ave Maria.

- В Уфе это произведение прежде не звучало. Дуэт написан нашим талантливым композитором, ректором Бакинской музыкальной академии Фархадом Бадалбейли, - рассказала Сабина Асадова. - Композиция написана как молитва двух женщин, но почему бы не спеть ее в различных вариациях?

Ave Maria очень тронула публику, жаль никто не догадался посвятить ее выдающемуся российскому баритону Дмитрию Хворостовскому, вторая годовщина со дня смерти которого совпала с датой гала-концерта. В последний раз самый известный русский певец выходил на сцену Башкирской оперы уже будучи смертельно больным - вместе с Ильдаром Абдразаковым артист дал благотворительный концерт "Хворостовский и друзья - детям", потому вспомнить его было бы как нельзя кстати. Но, видимо, организаторы концерта решили ничем не омрачать бенефис любимца уфимской публики. Кстати, следующий оперный гала состоится уже 14 декабря. Правда, кто именно будет приобщать уфимскую публику к высокому искусству на этот раз - пока неизвестно.