Юрий Шевчук: «Моя баня - хорошее лекарство от коронавируса»

Во время самоизоляции лидер «ДДТ» ответил на вопросы поклонников

Лидер культовой российской рок-группы "ДДТ", отмечающей в этом году 40-летний юбилей, на самоизоляции продолжает активно работать над новым альбомом, у которого пока даже нет названия, участвует в онлайн-концертах и общается с поклонниками.

Во время самоизоляции лидер «ДДТ» ответил на вопросы поклонников
Личный архив

«Альбом «Иначе» не потерял своей актуальности»

 

Весенние концерты юбилейного гастрольного тура "ДДТ", к сожалению, продолжают отменяться один за другим: "света в конце апреля", на что очень надеялись фанаты группы, по всей вероятности, не случится. Пока остается надежа на то, что к июню ситуация нормализуется, и самые ожидаемые выступления "дэдэтэшников" в Москве и Уфе, все-таки не придется переносить на осень. А пока, самоизолировавшись в деревне Лебедевка под Питером, фронтмен группы постоянно выходит в онлайн-пространство, не давая скучать ни себе, ни тем, кто с таким нетерпением ждет юбилейных концертов.

62-летний Юрий Юлианович - неугомонный ЮЮ, как его часто называют фанаты, устраивает концерты прямо во дворе загородного дома. Он уже принял участие в онлайн-марафоне в поддержку врачей, борющихся с COVID-19, поддержал онлайн-проект, организованный в помощь питерскому арт-центру "Пушкинская-10", который оказался в сложной ситуации из-за карантина: легендарному творческому кластеру андерграундной культуры у Московского вокзала нечем оплатить коммунальные платежи. Чтобы оплатить коммуналку за март, апрель, май, необходимо собрать полмиллиона рублей. И рассчитывать арт-пространство, где часто бывают Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук, может только на тех, кому не безразлична судьба уникальной в своем роде площадки. Перечислить можно любую сумму, а можно просто приобрести годовой абонемент на будущие концерты и выставки, ведь не будет же карантин длится вечно.

- "Пушкинская-10" - это передовая современной культуры, - считает Шевчук. - Сколько замечательных художников, музыкантов там трудится, живет, кует будущее современного искусства. Ох, я помню 90-е, когда мы там вместе жили, делили чай, хлеб, стаканы, мысли, идеи - замечательное было время и сейчас оно продолжается. Дай Бог здоровья, не околеть в эти сложные времена "Пушкинской-10", фонду свободной культуры, который находится в самом сердце Питера.

Кроме участия в онлайн-концертах Шевчук в последнюю неделю сделал поклонникам еще массу сюрпризов: во-первых, выложил на своем канале YouTube в свободный доступ фильм-концерт "Иначе", в основу которого легли песни с одноименного альбома, вышедшего в 2011 году.

- Вообще-то я давно не слушал альбом "Иначе", - признается лидер "ДДТ". - А тут как-то послушал и даже удивился: он совершенно не потерял актуальности своей, он прекрасно рифмуется с нашими временами. Мы с Шурой Бровко сложили музыку и видеоарты, которые были сделаны под руководством нашего замечательного художника Лёши Сая. Да вообще, десятки, если не сотни ребят работали над этим видео - и получилось такое настоящее артхаусное кино. В этом фильме есть и прошлое, и будущее, есть главный герой, в которого я превращаюсь и который бродит и размышляет о жизни. Конечно, "Иначе" не для всех - любителям легкого жанра я предлагаю не заморачиваться, а мы посмотрим.

 

«Если бы не концерты - лежал бы себе на диване, пил пивасик»

 

Кроме того, на днях группа "ДДТ" выпустила новый клип на песню "Русская весна" из альбома "Галя ходи". Впервые песня прозвучала еще в 2015 году на концерте-фестивале, посвященном юбилею все того же арт-пространства "Пушкинская-10", вызвав большой резонанс, а премьера студийной записи состоялась в июне 2018-го. Тем не менее "Русская весна" тоже оказался очень созвучной сегодняшнему времени. "Что в твоем окне? Что в его окне?"- спрашивает герой. А в окне - мрачный Петербург в весеннюю распутицу, одинокие прохожие, инвалиды и бомжи, знаменитые питерские дворы-колодцы и не менее знаменитая тюрьма "Кресты". Шевчук с гитарой в руках поет один в подъезде дома, а к нему уже спешит полицейский патруль. Кстати, тюремные камеры отнюдь не бутафорские - клип действительно снимался в "Крестах". Клип получился очень мрачным, герой задается риторические вопросом: "Что нас примирит, как нам вместе быть? Как весну с тобой эту переплыть?" и не дает на него ответа. Зато сам Юрий Шевчук ответил на очередную порцию вопросов, которыми его завалили поклонники, и останавливаться, похоже, не собирается, обещает: "Продолжение следует". Кроме того, вопреки обыкновению, привыкший тщательно оберегать личное пространство от посторонних глаз, знаменитый рокер впервые показал фанатам свой загородный дом и не только рассказал, чем, кроме творчества, он занимается на самоизоляции, но и наглядно это продемонстрировал, дав возможность понаблюдать за своей пробежкой по окрестным полям.

- Смотрите, какая красота - это мое любимое место, я здесь бегаю постоянно по этим полям, - сообщает Шевчук на камеру. - Сложно, конечно: здесь нет ковровых дорожек, нет асфальта. Ну, нашему человеку иногда чем сложнее, тем лучше. Прикольненько! Концерты идут два с половиной часа, а то и больше - это зависит от вас. Поэтому, конечно, надо заниматься, чтобы не выглядеть каким-то чучелом беременным, а нормальным мужиком, рок-н-ролльщиком. Если бы не концерты, я бы никогда не бегал и спортом не занимался. Лежал бы себе на диване, пил пивасик - и все у меня было бы хорошо. А тут видите - сами себе устраиваем проблемы. Ну, что? Дальше побегу.

 

«Моя баня - хорошее лекарство от коронавируса»

 

На следующих кадрах Юрий Юлианович, уже приготовившись отвечать на вопросы поклонников, сидит на ступеньках крыльца собственного дома.

- А это лестница к дверям нашего дома - здесь я написал, наверное, двенадцать-пятнадцать альбомов за последние двадцать с чем-то лет, - сообщает музыкант. - Много здесь передумано, много звезд наблюдали мы с Катериной Георгиевной (гражданская жена Шевчука - прим. ред.), и северное сияние на Рождество, как правило, и на крещенские морозы.

Показал Шевчук и постройки на участке - покосившуюся древнюю беседку, баньку и сарай, где устроил что-то вроде тренажерного зала - рядом с любимым мотоциклом с потолка свисает боксерская груша, на которой хозяин отрабатывает удары.

- Первое, что мы построили, - вот эту беседку. Посмотрите, какая красота! - улыбается Шевчук. - Я умоляю Екатерину Георгиевну ее не убирать, потому, что это наши руины - древняя Греция, Рим. Это смерть культуры, которой угрожает наша гребанная цивилизация, как говорит великий композитор Губайдулина. А вот наша баня - скажу так: сердце этого места. Вот эти веники я сам заготавливал - березовые, дубовые, эвкалиптовые - иностранные. Вот всякие "приветы" - из Сибири есть, а вон там икона Божьей матери - уфимская. В общем, тут очень уютно, да и тепло всегда. Печка старая развалилась. Раньше баню топил по-черному - очень было круто! Сажа, друзья мои, снимает, смывает всю грязь. Плохих людей здесь не было, только ближайшие друзья, самые близкие - искренние, чистые помыслы здесь парились, наблюдали, как сбегает душа в снег, а потом возвращается обратно, обнимаясь с телом потертым - хорошее лекарство от коронавируса. Плюс сто граммов и минус до космического нуля. Всем здоровья желаю, всем!

Окончив свою поэтическую речь Юрий Юлианович наглядно показал, что он пребывает в прекрасной физической форме: и снегом обтирал свой могучий, обнаженный торс, и на удивление легко отжимался под старый свой хит "Я завтра брошу пить", и боксировал, и даже какие-то приемчики из восточных единоборств демонстрировал.

- Меня тут спрашивают: "Почему вы такой злой, Юрий Юлианович?" Да я не злой. Зло мое все в этом старом мешке - ему, наверное, уже лет десять. А это конь мой железный - мотоцикл: на нем легко ездить по грязи, за грибами, на рыбалку - куда хотите. Ой, не могу уже дома сидеть, - признается Шевчук и начинает яростно колотить по груше.

 

 «Возвращался из горячих точек в Москву и испытывал шок»

 

- Мне тут задают простой вопрос: будет ли война? Ну, большой войны, я думаю, не будет, потому что правители ядерных стран понимают: если она случится, то это будет уже всеобщий кирдык - всему человечеству, земле нашей матушке. Локальные войны идут, постреливают под Луганском и Донецком на границе. Идет война в Сирии, Ливии. Жил в Древней Греции такой философ Гераклит Эфесский, по-моему, его звали, который говорил: "Мир есть война". Многие до сих пор в это верят. Для обывателя война всегда неожиданно случается. Я помню, возвращался из горячих точек в Москву и испытывал шок: люди по улицам гуляют, целуются, сидят в ресторанах, танцуют, слушают музыку. А полтора часа лета - там людей убивают, там мрак и кромешный холод. Как писал Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир": войны начинаются с тысячи разных мелочей. Кто-то кому-то на ногу наступил, кто-то у кого-то отжал жирный кусок экономики, кто-то кого-то послал на переговорах в высших эшелонах власти - нам это неведомо, но это все копится, значит, возрастает и возможность войны. Что мы можем сделать? Ну, прежде всего, наверное, ее не пропагандировать, голосовать против. Не трусить, но голосовать против. Мы живем в сложное время, масса разных сил, и если нужно Родину защищать, конечно, нужно ее защищать, но все-таки делать все возможное для того, чтобы это не случилось. И вообще у меня вот такая большая мечта есть: собрать бы всех этих пропагандонов с разных сторон с первых, центральных каналов, привезти их на какой-нибудь отдаленный остров, раздать им оружие, чтобы они повоевали друг с другом эти амбициозные чуваки с накаченными задами и языками. Вот это будет шоу настоящее: они повоюют, а мы с вами посмотрим.

 

«Интернет - классная вещь, но иногда похож на помойку»

 

- Что для меня значит быть человеком? Наверное, прежде всего, нужно понять: кто ты, что ты, с кем ты, как ты, дружок? Это очень важно, мне кажется. "Познай себя - и ты познаешь весь мир", - сказал один мудрец. И нужно стараться понять другого человека: что он так же, как ты, мучается, страдает, переживает, любит, ненавидит. Почему? Какие у него проблемы? И через это понимание другого человека мы, может быть, доползем и до любви. Например, взять новые технологии - давайте не будем писать гадости друг про друга, а займемся самообразованием: можно читать книжки умные - они помогают разобраться во многих проблемах, слушать музыку хорошую, смотреть фильмы, помогать друг другу. Интернет - классная вещь, но посмотрите, как он иногда похож на помойку. Еще короче: умные люди обсуждают идеи, а глупые - соседей.

 

«Женская поэзия - это ключик к сердцу женщины»

 

- Прежде всего, на мой необъективный взгляд, женщина должна обладать умом и душевной теплотой, тогда она справится с любым идиотом, наверное. Люблю женскую поэзию, хотя многие говорят, что она не существует. Ну, не знаю: поэзия - она женского рода. Люблю Цветаеву, Ахматову, был знаком с Беллой Ахатовной Ахмадулиной. В Репино мы с ней встречались где-то в 92-м, бродили по набережной Финского залива. Она мне рассказывала о Высоцком, о шестидесятниках - это слово, кстати, она ненавидела. Женская поэзия - это ключик к сердцу женщины, это дверь. Читайте ее и вам многое откроется, пацаны, про умных, чутких, замечательных, красивых женщин.

 

«Время альбомного мышления прошло»

 

- Меня спрашивают: будет ли допечатываться тираж книги "Сольник"? Наверное, не будет, хотя она разошлась, конечно. Я думаю о новой книге, но вот, друзья, к сожалению для старого графомана, идет работа над новым альбомом, новыми песнями. Поэтому как-то не до книги стихов и книг сейчас. Стихи пишутся время от времени - редко, но пишутся. Вот разберемся с этой работой и, может быть, займусь книжкой. Еще я как-то говорил, что время альбомного мышления прошло. Очень быстрое время стало, очень много информации - современному человеку не позавидуешь.  Я вот открываю в YouTube рубрику "Новые альбомы" - господи, как же это все переслушать!? Хотя я стараюсь очень, но это сложно. И всего не прочесть - книг очень много выпускается. Я иногда думаю: может, мне самому хватит уже, как многие говорят, засорять эфир? Ну, не знаю... все-таки наша следующая работа будет, наверное, альбомом. Мне кажется, альбом - это маленькая книга. И этот ряд песен - это не просто какая-то мозаика музыкальная. Я постарался подумать над тем, чтобы они несли какой-то смысл и, если их прослушать вместе, то, может быть, вы пришли бы к какому-то выводу, что очень важно. Для меня важно, это точно. Так что да здравствует старый, добрый, новый альбом "ДДТ"!" Ну, не знаю, как он будет называться. Может, "Эволюция"? У нас есть такая заглавная песня в этом альбоме. А может "Ре-ре-эволюция".

 

«Была байка, что "Это все" я писал три года»

 

- Если брать историю искусства, то есть периоды накопления, когда количество перерастало в качество и рождались гении. Вы все эти имена хорошо знаете. Если говорить об отечественном рок-н-ролле, Гребенщиков рванул в свое время, Цой, Башлачев, Летов - вот эти ребята, собрав всю информацию, боль и философию данного периода времени, дали настоящий, качественный рок-н-ролл, слова без шелухи и всякой грязи. Что касается моих старых песен, про которые тут многие спрашивают - "Волки", "Самолет", " Похороны войны", почему они не исполняются, будут ли записываться на студии. Ну, чем-то они мне не пришлись. Видать, я там до дна не достучался. Но они лежат, они никуда не делись, и я вернусь к ним, но через какое-то время. Если помните, была байка о том, что "Это все" я писал три года - в год по куплету. Тут, наверное, та же история. Задумки неплохие, но решить их сейчас мы не способны, мне кажется. Такое тоже бывает. Да, с финансами, которые сейчас поют романсы, мне что-либо обещать вам сложно. Но мы отсняли несколько новых песен. Взяли студию с группой и подсняли - просто легко, в концертном виде "Борщевик", "Где я был" и еще пару песен "ДДТ". Есть идея просто снимать на студии. Я уже говорил, что Илья Дурапов делает новый клип на песню "В постели" - танцевальный такой: двое молодых людей танцуют, занимаются любовью, но в пластике. Ну, в общем, думаем как-то в эту сторону. Я прекрасно понимаю, что сейчас время клипов и многие люди почему-то слушают музыку глазами, а не ушами, как наше поколение.  

 

«Очнулся в больнице - и не где-нибудь, а в морге»

 

- Фильм "Духов день": Мишка Коновальчук, сценарист, Сергей Сельянов, режиссер - много, много замечательных людей в 90-м - в самые жесткие времена - трудились над этим фильмом. Я помню, как Сергей Сельянов каждую ночь переписывал диалоги для фильма, что-то ему постоянно не нравилось. И эта его неудовлетворенность меня просто вдохновляла. Фильм этот - это такое путешествие то ли человека, то ли его души во времени и пространстве. Там нет никакой компьютерной графики и тому подобного, но есть мысль, а это для кино иногда важно. Расскажу вам историю. Когда мы закончили съемки, я пригласил ребят из группы "ДДТ" приехать на съемочную площадку, где все уже сворачивалось - провода, камеры. Мы там дали хороший концерт. Привезли немного аппаратуры, накрыли столы - было здорово! Но мы с Сергеем Сельяновым, как два главных, конечно, не допили и, когда все уже полегли, пошли искать. Это было в Северской - есть такое местечко под Питером. Нашли какое-то кафе - не кафе... Короче, какое-то странное место. Наткнулись мы на него, уж не помню, как оно называлось. Допустим, "Три пескаря". Заходим, там сидят настоящие уголовнички, человек шесть. На столе сиротливо блестит бутылочка водочки и чуть-чуть закуски. И мы туда с Сережей - опа! И они нам: "Ну, что, чуваки, угостимся?" Короче, начали наезжать. Сережа Сельянов стал с ними спорить. Я его, конечно, за рукав дергал, понимая, к чему это ведет. Но, к сожалению, Сергей был весьма бодр. Он первый получил и сразу лег, а я отбивался на свою голову. В итоге очнулся в больнице, и не где-нибудь, а в морге! Андрей Муратов, наш клавишник, меня на машине привез прямо в объятия своего дяди, но мест не было в реанимации и меня поселили на время в морге. По-моему, это был Первый мединститут. Я очухиваюсь, а у меня шесть переломов - лицо ходило ходуном. Мне потом сказали: "Еще один удар, Юра, и ты бы стал полным персонажем этой картины". Да, очухиваюсь - кругом мертвые, лампа тусклая горит. Думаю: "Куда я попал?" Потом меня два каких-то санитара на каталке завезли в лифт, и я поднялся в реанимацию из морга. Это было удивительное путешествие, друзья мои. И вот я до сих пор иногда думаю: вот фильм "Духов день" - это путешествие, и это второе путешествие, которое мне про этот фильм на самом деле все и рассказало.

 

«Революция - это жажда справедливости для всех»

 

- Многие меня спрашивают: "Что вы, Юрий, читаете, что слушаете, что смотрите?" Выхожу я утром из дома на репетицию, открывается дверь - слышу шум города: рабочих, которые роют яму у парадной, узбеков, курящих из "Пятерочки" и говорящих на своем языке о чем-то важном, голубей, размножающихся на крыше, шум покрышек проезжающих мимо машин. Вижу глаза прохожих - напряженные, печальные, к сожалению. Короче, слышу какофонию цивилизации. Нашим с вами большим настоящим счастьем считаю гениальную архитектуру Питера. А молодым советую почитать, прежде всего, старика Артура Шопенгауэра, его "Афоризмы" - занятная книжка. Она о том, что может составить наше с вами большое, настоящее счастье. Молодым, увлекающимся революцией и переменами, конечно, советую почитать книгу Владимира Ленина "Государство и революция". Она о том, что государство - это организация тотального насилия, а не компромисс между классами. Жесткая книга. Как альтернативу советую поставить на полку книгу Джина Шарпа "От диктатуры к демократии". Почитайте моего любимого Альбера Камю - "Бунтующий человек". Она о том, что бунт - это жажда чужого, а революция - это жажда справедливости для всех. Интересно, чувственно написано, хорошим языком. Еще Хосе Ортега-и-Гассет "Восстание масс" о личности и толпе, которая мало чем интересуется, главное состоять в ней - и не важно, имеешь ли ты свое мнение или нет. Почитайте Юваля Ноя Харари, его книги о цивилизации - "Sapiens. Краткая история цивилизации", "Homo Deus. Краткая история будущего". Меня тут еще спрашивают, в чем секрет русской души? Что в ней есть такого, чего нет у других? Я задумался над этим вопросом. Есть такая книга Николая Бердяева "Русская идея", где он об этом много пишет. И о том пишет, как формировалась общественная мысль на протяжении столетий и вообще возможно ли у нас гражданское общество. Мы с Николаем Бердяевым считаем: конечно да, друзья мои.

 

«Жесткие вопросы люблю: критика очень помогает»

 

- Жесткие вопросы люблю, критика очень помогает. Читаю ее, в основном, если она, конечно, не носит совсем уж цинично-разрушительный характер на мою нервную, тонкую душу. Я ее читаю часто: критика помогает, без нее - никуда. Рок-музыке уже шестьдесят лет, дорогие мои - много уголька достали из забоев рок-н-ролльщики-шахтеры. Рок уже, конечно, не такой революционный, как был в 68-ом, и или у нас в 80-е. Но я поражаюсь, насколько много групп молодых, которые постоянно ищут слова, ритм, музыку - они просто поражают. Это говорит о том, что рок не потерял своей демократичности, как и рэп. Он близок к людям, к миру этому. Он, в отличие от легких жанров, до сих пор говорит о наших с вами проблемах, но музыки все больше, а нот все меньше. Некоторые нас обвиняют в том, что мы свистнули что-то у какой-то иностранной группы. Да нет... Как раз наоборот. Вот взять "Рожденный в СССР" - ее гармоническую сетку. Меня обвиняют в том, что я ее содрал у группы Green Day. Да нет, не содрал. Группа Green Day эту свою песню, похожую на нашу, написала в 94-м, а "Рожденный в СССР" появился в Москве в 91-м. Такие дела. И таких примеров много. Но, знаете, когда довлеет текст, тогда уже думаешь: "Да Бог с ней, с этой гармонией!". Потом, конечно, пытаюсь ее поменять как-то. Вот я сейчас читаю книгу - "Фермата" называется. Алексей Мунипов собрал двадцать интервью от ведущих, на его взгляд, да и на мой, наверное, тоже, гениальных российских композиторов - Айги, Батагов, Губайдулина, Десятников, Невский, Мартынов - они все рассуждают о современной музыке. Это новая классика - советую почитать. Владимир Мартынов говори о том, что время композиторов вообще закончилось - осталось ремесло и музыкальные потоки, в которых мы существуем. А время этих гениев - Баха, Моцарта, Бетховена, Шонберга, "Могучей кучки" нашей, которые влияют, как гуру, на сознание людей, - это время подошло к концу. Вот включаешь "Музыку кино", играет симфонический оркестр - и думаешь: что-то тут от Чайковского, что-то - от Моцарта, что-то - от Стравинского... В будущем, благодаря современным технологиям, мы все, наверное, будем писать музыку, все человечество - кому что нравится. Можно будет просто что-то напеть - и все это сыграет Лондонский симфонический оркестр. Оркестр роботов. Но, с другой стороны, вдохновения никто не отменял – иногда, бывает, приходит такая гармония, что диву даешься - и в этом кайф! Роботы этого создать не смогут, так что живем, друзья!

 

«Не мог отказать моим ребятам петь песни «ДДТ»

 

- В Уфе бываю, конечно. Раньше часто ездил, когда мама болела. Да и сейчас езжу, у меня там много друзей, сестра с племянницей живет: Наташа - удивительный человек, гораздо лучше, чем я, это точно. Вот меня спрашивают, как я отношусь к тому, что в Уфе появилась группа "Дуст" - официальный трибьют "ДДТ". Я дал добро Ниязу Абдюшеву, он руководитель этого, как сейчас говорят, проекта. Там Рустам Каримов играет и многие другие старые участники группы "ДДТ" уфимского периода. Они сделали ряд каверов, новые песни разучили "ДДТ", которые у них, конечно, звучат по-другому. Но как я мог отказать этим ребятам - я с ними юность прожил. Ну, а как? Приходите на их концерты, попойте песни старые.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру