Премьер Михайловского театра поставил в Уфе два одноактных балета

Объединяет оба балета музыка Дмитрия Шостаковича

Спектакли "Соседи" и "1481" Башкирский театр оперы и балета готовился показать ещё в мае – к празднованию юбилея Победы, но премьеру пришлось отложить из-за пандемии. Звёздный танцовщик с мировым именем, премьер Михайловского театра Иван Васильев не только танцует главные партии, но и выступает в качестве хореографа-постановщика обоих балетов.

Объединяет оба балета музыка Дмитрия Шостаковича

Сон в летнюю ночь

 

Новинки, пополнившие репертуар главного театра башкирской столицы, стали первым премьерными спектаклями сезона, который провели со зрителями. В конце октября премьерные показы ещё одной новинки - оперетты Жака Оффенбаха "Герцогиня.G" провели без публики и оркестра. Правда, в итоге и балетные премьеры всё же пришлось смотреть под фонограмму - оркестр ещё пребывал на карантине из-за того же коронавируса, унесшего жизнь одного из музыкантов.

Впрочем, уфимских балетоманов отсутствие живой музыки вряд ли особо расстроило, ведь они пришли, прежде всего, смотреть, а посмотреть, действительно, было на что. Хотя бы на звёздного танцовщика с мировым именем, премьера Михайловского театра Ивана Васильева, который не только танцует главные партии, но и выступает в качестве хореографа-постановщика обоих балетов.

В прошлом сезоне Васильев уже ставил на уфимской сцене балет-сказку "Конёк-Горбунок" на музыку Родиона Щедрина с феерическими декорациями и костюмами главного художника театра Ивана Складчикова, который, кстати, вошёл в лонг-лист театральной премии "Золотая маска". Новые постановки, над которыми Васильев работал опять в тандеме со Складчиковым, должны были стать частью праздничных мероприятий, посвящённых 75-летию Победы. Увы, карантинные меры спутали все планы, но зато премьерные спектакли отложенных на полгода балетов Иван Васильев танцевал уже в новом статусе - летом он стал главным приглашенным балетмейстером Башкирского театра оперы и балета. Это назначение позволит ему не только самому ставить спектакли, но и определять репертуар балетной труппы театра. Уже сейчас известно, что в ближайших планах артиста-хореографа постановка балета "Нуреев", где, без сомнения, уфимцы смогут вновь лицезреть его в главной партии. В своих новых уфимских постановках Васильев танцует главные партии не в один день: на первом премьером показе он вышел на сцену в "Соседях", на втором - в "1418".

- Балеты отличаются друг от друга очень сильно, но в итоге они связаны. Получается, что это как бы один спектакль, состоящий из двух частей: первый акт - "Соседи", второй акт - "1418", - пояснил постановщик Иван Васильев.

Действие первого балета происходит в конце 50-х - начале 60-х годах в Ленинграде. Это история любви молодой пары – Рокера, которого танцуют Иван Васильев и Сергей Бикбулатов и Девушки, партию которой исполняют Валерия Исаева и Лилия Зайнигабдинова. Молодые люди живут на одной площадке, и однажды парень заступается за соседку, избавляя от навязчивых кавалеров, с которыми девушка вовсе не желает знакомиться. Зарождающееся чувство между героями заставляет обоих предаваться мечтам друг о друге, а в итоге Рокер признается в любви прекрасной соседке, и та отвечает ему взаимностью.

Второй балет - "1418", получивший название по числу дней от начала и до конца войны, начинается в послевоенное время - пожилая пара ветеранов войны, сидя на лавочке в парке, вспоминает как героически сражались с фашистами. Воспоминания переносят их в прошлое, которое они не могут забыть - проводы на вокзале, полученная "похоронка", оказавшаяся ошибкой: Юноша в исполнении Рустама Исхакова и Ивана Васильева не погиб, а попал в плен, откуда смог в итоге бежать, работа его невесты, которую танцуют Гульсина Малюкасова и Валерия Исаева, в полевом госпитале, куда она отправилась, после того, как пришла в себя после страшного известия, тяжёлые бои и, наконец, радость победы над врагом. Заканчивается балет сценой, где к ветеранам в парке подходят герои из первого балета - Рокер со своей подругой - и дарят пожилой паре цветы.

 

Эхо былых эпох

 

Объединяет оба балета и музыка Дмитрия Шостаковича: "1418" целиком поставлен на Седьмую "Ленинградскую" симфонию - дирижёр-постановщик Артём Макаров использовал первую, третью и четвёртую части знаменитого произведения. А вот в "Соседях" музыка Шостаковича - вальс из Сюиты № 2 для джаз-оркестра, вторая часть Первого концерта для фортепиано с оркестром, а также вальс и романс из фильма "Овод" соседствует с самыми популярными в мире в те годы эстрадными и джазовыми мелодиями - песнями в исполнении Фрэнка Синатры, Эллы Фицджеральд и короля рок-н-ролла Элвиса Пресли.

Такой необычный, смелый микс русской классики и хитов культовых американских исполнителей XX века вполне оправдан. Взять, к примеру, композицию Tea for two - "Чай для двоих" - Винсента Юманса и Ирвинга Сизара, которую современники называли "олицетворением духа эпохи тех лет" и которая стала суперпопулярной в Америке и Европе, - она была оркестрована Шостаковичем. Русский классик услышал её на грампластинке и был настолько очарован, что выпустил её под новым названием "Таити-Трот" и даже включил в свой балет "Золотой век". Другая композиция, звучащая в "Соседях" - I've Got You Under My Skin - "Ты - частичка меня" - Коула Портера в исполнении Фрэнка Синатры вошла в Зал славы самой престижной музыкальной премии в мире "Грэмми" и ещё при жизни легендарного исполнителя считалась шедевром. Песня Jailhouse Rock - "Тюремный рок" - очень успешного дуэта - Джерри Либера и Майкла Столлера - из одноимённого голливудского фильма с участием Элвиса Пресли тоже заняла достойное место в Зале славы рок-н-ролла. Одним словом, композиции в "Соседях" подобраны со вкусом. К тому же такой музыкальный материал - редкость для Башкирского театра оперы и балета, что, несомненно, подогревает интерес к постановке.

- Для нас эти премьерные постановки - что-то новое и не совсем обычное, - говорит музыкальный руководитель и главный дирижёр театра Артём Макаров. - "Соседи " - довольно смелая компиляция музыки разных эпох и жанров. На моей памяти подобного в нашем театре ещё не было. Наряду с этим балет "1418" - также смелый шаг для коллектива театр, но в совершенно другом направлении. Сложнейшая, пронзительная музыка Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, символ военных лет, имеет, я бы сказал, сакральное значение не только для музыканта, но и любого российского человека. Создать театральное воплощение этой великой музыки - рискованный замысел. Но, надеюсь, мы справились.

Необычной оказалась и хореография новинок - микс неоклассики и танца модерн. В качестве ассистентов постановщика выступили народные артисты Башкирии Гульсина Мавлюкасова и Ильдар Маняпов - обоим нашлись роли в новых спектаклях. Мавлюкасова танцует главную женскую партию в балете "1418", а Маняпов - небольшую партию ветерана войны.

Что касается главных мужских партий, в обеих постановках блистал Иван Васильев, два вечера подряд демонстрируя свои фирменные фишки, за которые его так обожает публика, - впечатляющие прыжки, почти акробатические трюки на полу, неизменную экспрессию и яркий артистизм.

 

От Большого до Ла Скала

 

Трудно поверить, но когда-то будущую звезду мирового балета не воспринимали всерьёз - педагоги Белорусского хореографического колледжа, где Васильев когда-то учился, считали его бесперспективным. "С таким ростом, короткими и толстыми ногами в балете делать нечего", - вынес неутешительный вердикт преподаватель народных танцев. Об этом сам Иван не раз рассказывал в интервью, но, как оказалось, педагог ошибался. Да, артист, действительно, невысокого роста, несколько коренаст, но всё это с лихвой компенсируется безупречной техникой, яркой мужской харизмой и неуёмной энергией.

Сегодня 31-летний Васильев - заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов и приглашённый солист многих знаменитых театров - от Большого и Мариинки до Ла Скала и Баварского балета. Дебютировав в качестве хореографа пять лет назад, на сегодняшний день он имеет уже пятнадцать авторских постановок. Кстати, нередко он выступает не только как хореограф-постановщик, но и как соавтор оригинальных либретто - так было и с его первой уфимской постановкой "Конёк-Горбунок". В рекламных буклетах новых уфимских балетов автором либретто значится только Васильев.

- Я мечтал ставить балеты с десяти лет, хотя мне всегда нравилось танцевать, - признаётся Иван. - Но танцевать пятнадцать версий одного балета не интересно, мне тесно в рамках традиционных балетных амплуа. Моя задача как хореографа - сделать что-то новое.

С непростой задачей столкнулся и художник-постановщик балетов Иван Складчиков, с прошлого сезона занимающий пост главного художника Башкирского театра оперы и балета. Нынешние премьеры - третья работа Складчикова на уфимской сцене: кроме балета "Конёк-Горбунок", он создал декорации и костюмы для оперы "Аттила" - режиссёрского дебюта прославленного башкирского баса Ильдара Абдразакова.

- Балеты «Соседи» и «1418» - моя первая встреча с творчеством Дмитрия Шостаковича и темой Великой Отечественной войны в балете. Когда я только начинал работать над спектаклем "1418", для меня встал большой вопрос: "Как не утонуть в тяжести и темноте, в которую погружается сюжет балета?", - признается Иван Складчиков. - Именно поэтому моим решением было создание сценографии и костюмов лёгких по восприятию, даже чуть акварельных, которые могли бы оттенить серьёзность темы. Я хотел подчеркнуть, что даже в ту страшную пору люди встречались, любили друг друга - и было место для очень близких и понятных нам человеческих чувств и эмоций, связанных не только с войной. Отсюда родилась общая художественная концепция спектаклей, каждый из которых, тем не менее, имеет свою стилистику: более сдержанная и лаконичная одежда 40-х в балете "1418" и стиль new look послевоенной эпохи в "Соседях". В обоих спектаклях для меня было важным реализовать некую графичность, схожую с книжными иллюстрациями, чтобы дать зрителям ощущение прозрачности и пробудить чувство ностальгии по тем временам, которые для меня - ребёнка, рождённого в Советском Союзе, - стали тёплой, уютной историей, греющей душу.

Кроме оригинальных и впечатляющих декораций, созданных Иваном Складчиковым, стоит отметить работу художника по свету Ирины Вторниковой, которая давно сотрудничает с уфимским театром. Ближайшие постановки "Соседей" и "1418" можно будет увидеть 11 декабря.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру