Нацоркестр Башкирии за 29-летнюю историю выступил на всех главных площадках Москвы

Обратимся к истории становления этого уникального в своём роде коллектива

Главный академический коллектив республики впервые сыграл концерт на сцене Концертного зала им. Чайковского Московской государственной академической филармонии. Но первые столичные гастроли симфонического оркестр из Уфы прошли 24 года назад, когда молодой коллектив вышел на сцену Большого зала Московской консерватории им. Чайковского - одной из лучших концертных площадок страны. 

Обратимся к истории становления этого уникального в своём роде коллектива

Шедевры русской классики

 

В 2022 году Национальный симфонический оркестр Башкирии будет отмечать круглую дату - 30 лет со дня основания. К своему юбилею оркестр, без сомнения, подходит в отличной форме: не так давно он отыграл долгожданный концерт на одной из самых престижных концертных площадок российского столицы - Концертом зале им. Чайковского в Москве, что случилось впервые за 29-летнюю историю существования оркестра. В рамках абонемента "Шедевры русской классики. Оркестры России" уфимский коллектив исполнил музыку Рахманинова и Римского-Корсакова.

В конце года Нацоркестр Башкирии надеется выступить и на престижной европейской сцене - в Большом зале Берлинской филармонии, куда не смог отправиться в прошлом году из-за пандемии Covid-19. Безусловно, успех оркестра под руководством талантливых музыкантов - главного дирижёра Дмитрия Крюкова и директора оркестра, одного из лучших кларнетистов молодого поколения Артура Назиуллина - очевиден.

Несмотря на неполный зал из-за санитарных ограничений, московский концерт прошёл с большим успехом - билетов было не достать: как признался Артур Назиуллин, их раскупили ещё в прошлом году, когда должны были состояться гастроли.

- Впечатления от концерта просто потрясающие! - не скрывает эмоций директор оркестра. - Это был смотр нашего оркестра на перспективу ангажементов по стране. Я надеюсь, что мы его прошли достойно. Переполняет гордость за наших музыкантов, нашу культуру, которую мы представили в самом сердце Москвы.

Поддержать башкирских музыкантов в Москву прилетела целая делегация из Уфы во главе с министром культуры республики Аминой Шафиковой, а глава Башкирии Радий Хабиров прислал оркестрантам роскошную корзину цветов.

Очевидно, на сегодняшний день коллектив находится в отличной форме, постоянно совершенствуя своё мастерство. Но сегодня мы хотим вспомнить, как всё начиналось, обратиться к истории становления этого уникального в своём роде коллектива. Вспомнить нужно ещё и потому, что 4 февраля исполнился месяц со дня безвременной кончины основателя башкирского симфонического оркестра Тагира Камалова. Народный артист Башкирии, человек и музыкант, благодаря которому сегодня в башкирской столице есть профессиональный симфонический оркестр, скончался в возрасте 58 лет от осложнений после коронавирусной инфекции.

 

Первые гастроли в Москве

 

Когда в прессе и соцсетях появились сообщения, что Нацоркестр Башкирии впервые выступит в Концертом зале им. Чайковского в Москве, е давние поклонники маэстро Камалова пришли в недоумение: "Как это "впервые"? Ведь в зале им. Чайковского оркестр впервые выступал аж 24 года назад?!"

Действительно, в июне 1997 года оркестр Тагира Камалова впервые отправился на серьёзные гастроли - в рамках Дней культуры Башкирии в Москве выступил в Большом зале им. Чайковского, но не в филармонии, а в Московской консерватории! Кстати, именно эта концертная площадка, основанная ещё в 1901 году, - одна из самых престижных не только в нашей стране, но и в мире. Она славится превосходной акустикой, выступать здесь почитают за честь самые выдающиеся музыканты мира, и не случайно именно здесь проходит международный музыкальный конкурс им. Чайковского, тоже один из самых престижных и авторитетных в мире. Тогда оркестр исполнял "Реквием" Верди для оркестра, хора и солистов. На сцену вышли уфимские музыканты и солисты хора, а также Государственная академическая хоровая капелла России им. Юрлова. В качестве солистов выступали легендарная Ирина Архипова, бас Аскар Абдразаков - в то время восходящая звезда мировой оперной сцены, грузинский тенор Теймураз Гугушвили и меццо-сопрано Марина Шагуч.

– Это событие навсегда вошло в историю нашего оркестра, - вспоминал Тагир Камалов. - Выступать как дирижёр со своим оркестром, а также с двумя хоровыми коллективами в том самом зале, куда, будучи студентом, входил с дрожью в ногах, – это, конечно, было очень волнительно. В первом отделении мы исполняли "Реквием", а во втором - "Варган-симфонию" башкирского композитора Мурата Ахметова. Не обошлось без приключений - только мы начали второе отделение, как в зале погас свет. Публика, естественно, в недоумении, музыканты - тоже.  Но я решил, что мы будем играть при дежурном свете. Но только я взмахнул палочкой - свет неожиданно вновь включился.

Стоит отметить, что статус государственного Национальный симфонический оркестр получил всего лишь за год до своего поистине исторического концерта в Большом зале им. Чайковского - тогда ведь была сделана запись "Реквиема", и эта пластинка сегодня настоящий раритет.

 

От симфонической капеллы «Шарк» до оркестра

 

А начиналось всё в лихих 90-х, когда молодой дирижёр, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных Тагир Камалов решил в одиночку создать в башкирской столице настоящий профессиональный симфонический оркестр.

Музыканты-единомышленники нашлись быстро, но вот финансовую поддержку после долгих поисков согласился оказать только глава частной телерадиокомпании "Шарк" Флорид Саттаров. Энтузиаст Камалов сумел убедить бизнесмена, что оркестр – это именно то, что поднимет имидж его компании. Первая репетиция состоялась 2 июня 1992 года, в день рождения Тагира Камалова, которому в этот день исполнилось 30 лет. Правда, в то время его детище ещё называлось не оркестром, а симфонической капеллой "Шарк", но её создатель был по-настоящему счастлив.

- Я знал, что стану дирижёром уже в пятнадцать лет, - рассказывал журналистам основатель башкирского оркестра. - А впервые увидел дирижёра по телевизору, наверное, года в четыре или лет в пять - мне потом родители сказали, что это был симфонический концерт, а дирижировал Максим Шостакович. Вы не поверите, но я тогда очень впечатлился! Да и рос я в музыкальной семье - у нас все пели, играли на каких-то инструментах - гармошках, тальянках.

Будущий основатель национального симфонического оркестра республики сначала отучился в Уфимском училище искусств по классу баяна, потом поступил в Институт искусств, но он всегда хотел большего - и после третьего курса перевёлся в Российскую музыкальную академию им. Гнесиных. Правда, прежде, чем он её закончил, будущему дирижёру пришлось отслужить в армии, поскольку в советское время перевод из одного вуза в другой аннулировал бронь для призывников. Служил Тагир в Венгрии, был командиром переносных зенитно-ракетных комплексов, а в свободное время руководил армейским духовым оркестром. Идея организовать свой симфонический оркестре завладела молодым музыкантом, который, кстати, после окончания академии с 1989-го по 1992-й был дирижёром Башкирского театра оперы и балета.

- Я поставил себе такую цель: до 30 лет создать первый в республике симфонический оркестра, а если уж до этого времени ничего не получится, вообще оставить эту затею, - не скрывал будущий народный артист Башкирии.

В 1992-м, кроме оркестра, у Камалова была ещё одна цель - поехать в Японию на музыкальный фестиваль "Мин-Он", но, чтобы отправиться в Токио, ему нужно было где-то раздобыть 200 долларов, но все попытки найти нужную сумму закончились провалом.

 

Токийский вояж благодаря первой леди

 

Упорный и целеустремленный молодой человек часами просиживал в приемных высокопоставленных чиновников, но всё было напрасно.

- В приёмную министра внешних связей Гарифуллина ходил как на работу, наверное, неделю, всё никак не мог попасть к нему на приём, - вспоминал Камалов. - Секретарша мне уже сочувствовать стала, прониклась моей проблемой, а однажды говорит: "Вас сотрудница из другого отдела заметила, заинтересовалась, а когда узнала, в чём дело, посоветовала к Муртазе Рахимову обратиться. Сказала, что только он и может вам помочь". Потом выяснилось, что той сотрудницей была супруга Муртазы Губайдулловича - Луиза Галимовна. Благодаря ей я без проблем попал на приём к Рахимову, мы поговорили полчаса, и все проблемы были решены. В итоге на конкурс я поехал, он стал огромной школой - мне потом неоднократно поступали предложения от директора Токийской филармонии, но я уже создал свой оркестр в Уфе и вынужден был отказаться от заманчивого предложения.

Тагир Камалов всегда с теплотой отзывался о первом президенте Башкирии, который не раз помогал музыканту. Годы спустя, когда оркестр уже обрёл государственный статус, Муртаза Рахимов узнал, что у дирижёра нет своего жилья - он вместе с женой и маленькой дочкой ютится в небольшой квартире родителей.

- Как-то в субботу меня пригласили в Белый дом с самого утра, к восьми часам, и Муртаза Губайдуллович вручил мне ключи от собственной квартиры! Сказал: "Только обещай сына ещё родить!" Я на радостях аж трёх пообещал! - смеялся Тагир, вспоминая ту встречу с главой республики. - Через год у нас с женой, действительно, сын родился, а у моего родного брата - сразу двое сыновей-близнецов. Так что обещание своё я так или иначе выполнил.

Но прежде, чем к музыканту стали проявлять внимание первые лица республики, ему пришлось пережить немало лишений. Когда у владельца "Шарка" начались финансовые трудности, Камалову, чтобы сохранить оркестр, пришлось заняться "бизнесом"- торговать всем подряд: маслом, сахаром, мукой... Конечно, за прилавком он не стоял, но дирижёру пришлось заниматься совсем не тем, чем должен профессиональный музыкант, но иначе его оркестранты остались бы совсем без средств к существованию. Попытки объединиться с Башгосфилармонией успеха не имели, и в 1994 году было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Национальный симфонический оркестр РБ», который, кстати, стал вторым частным оркестром на постсоветском пространстве после Национального симфонического оркестра России Михаила Плетнёва. Свой нынешний статус - главого государственного оркестра республики - оркестр Камалова обрёл спустя два года, в 96-м.

 

Звёзды и фестивали

 

Буквально через год после создания оркестр Камалова начал проводить музыкальные фестивали. Сейчас, конечно, этим никого не удивишь, но почти тридцать лет назад это было как глоток свежего воздуха. Уже в 1993-м, меньше чем через год после появления оркестра, состоялся первый фестиваль, в программе которого была не только русская классика - музыка Чайковского и произведения башкирских композиторов: Нура Даутова, Лейлы Исмагиловой, Салавата Низаметдинова и других. Камалов с самого начала уделял большое внимание развитию национальной музыки. Через год, на втором фестивале, звучал Вагнер, Лист, Моцарт, Бетховен и "Героическая симфония" Наримана Сабитова, а также было премьерное исполнение Симфонии №6 Гии Канчели. Все концерты отличала продуманность программ и жанровое разнообразие. Четвёртый фестиваль запомнился меломанам редко исполняемыми "Поэмой экстаза" Александра Скрябина и Концертом  французского композитора Франсиса Пуленка для органа, струнных и литавр,  пятый - впервые прозвучавшей в Уфе Девятой симфонией Бетховена и вокально-симфоническим циклом "Песни моего народа" Нура Даутова, шестой - первым концертным исполнением  оперы "Орфей и Эвридика" Глюка, где заглавную мужскую партию спел обладатель уникального голоса, контратенор Эрик Курмангалиев.

Вообще, за свою историю оркестр выступал с самыми яркими звездами оперной сцены, прославленными музыкантами и композиторами - Еленой Образцовой, Ириной Архиповой, Зурабом Соткилавой, Дмитрием Хворостовским, Аскаром и Ильдаром Абдразаковыми, Николаем Петровым, Денисом Мацуевым, Даниилом Крамером и многими другими. При Камалове Национальный симфонический оркестр Башкирии постоянно гастролировал по стране и неоднократно выезжал за рубеж: в Тунисе вступал аж трижды - в 1997-м, 2004-м и 2008-м, в Испании - в 2003-м и 2004-м, в Швейцарии - в 2009-м. В январе 2012-го Камалов, занимающий пост главного дирижёра и худрука оркестра, планировал отправиться со своими музыкантами за океан, в масштабное турне по США, включающее концерты в 39 штатах, но минкульт разрешения на выезд башкирских музыкантов не дал, хотя все расходы брала на себя принимающая сторона. А в декабре основатель оркестра и вовсе был неожиданно отправлен в отставку без объяснения причин и до истечения сроков контракта. Отставка получилась очень громкой и не очень красивой.

 

Дирижёрами не становятся

 

Копаться в той истории, когда дирижёра уже нет в живых, сейчас не хочется. Коллеги советовали тогда Камалову отстаивать свои права в суде, бороться "против беспредела", но он почему-то отказался от этой затеи, был уверен, что рано или поздно вернётся. В любом случае очевидно, что с талантливым человеком, столько сил отдавшим главному делу своей жизни, поступили несправедливо. Да, характер у дирижёра был не самым лёгким - временами он бывал взрывным, импульсивным, но в противном случае он и вряд ли бы сумел добиться такого успеха, ведь созданный им коллектив за короткий срок сумел стать одним из самых авторитетных в стране. Он выступил чуть ли не на всех престижных столичных сценах, в том числе Большом и Малом залах Московской консерватории, Кремлёвском Дворце съездов, Колонном зале Дома Союзов, киноконцертном зале "Россия". Программы оркестра неоднократно входили в абонемент Московской филармонии.

Но, пожалуй, одним из самых главных достижений Тагира Камалова стала "Антология башкирской симфонической музыки" - записи оркестром произведений национальных композиторов разных поколений.

- Уже сам факт таких записей подразумевает неимоверный труд и благоговейное отношение к национальной музыке. "Антология башкирской музыки" идентична "Антологии русской музыки", записанной Евгением Светлановым, - так охарактеризовал эту работу коллеги другой наш известный земляк, дирижёр с мировым именем Александр Вакульский, много лет возглавлявший Симфонический оркестр Нидерландов.

Многие башкирские композиторы нередко называли Тагира Камалова полноправным "соавтором" своих работ и посвящали ему свои произведения.

- Создание этой уникальной "Антологии" навсегда внесло имя Тагира Камалова в золотой фонд башкирской национальной культуры, - считает композитор Мурат Ахметов, создавший многие свои произведения по инициативе основателя НСО.

- Дирижёрами не становятся, ими рождаются – это уникальная профессия! - говорил Камалов. - Дирижёр как драматург, в руках которого сосредоточены звуки и эмоции. Профессия требует концентрации, яркой фактуры. И самое главное - дирижёр должен обладать харизмой.

Основатель Нацоркестра Башкирии был человеком очень харизматичным, как, к слову, и нынешний главный дирижёр оркестра - Дмитрий Крюков, которому сейчас всего тридцать - именно столько было и Камалову, когда он впервые собрал свой коллектив, который в итоге стал визитной карточкой башкирской столицы.

Концерт, который Национальный симфонический дал в конце января в Москве, глава республики Радий Хабиров назвал "историческим".

- Сложнейшая программа была исполнена на одном дыхании. Артисты оркестра были великолепны - выложились на все сто процентов, - поделилась впечатлениями башкирский министр культуры Амина Шафикова в инстаграме.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру