Радик Юльякшин: «Башкирская эстрада, к сожалению, звучит все еще колхозно»

Певец считает, что местные артисты отстают от трендов на 20 лет

На минувшей неделе Радик Юльякшин, известный под сценическим псевдонимом Элвин Грей, отпраздновал 32-й день рождения. И снова по традиции - на сцене, пригласив на бесплатный концерт тех, кто не осилит покупку билета. Уже на следующей неделе певец даст сразу четыре сольника в Уфе. На встрече с поклонниками на фестивале "Фактор Востока" один из самых популярных национальных исполнителей рассказал о том, как прошел его конкурс "Яны Мон" и как он относится к скандальному рэперу Моргенштерну.

Певец считает, что местные артисты отстают от трендов на 20 лет
архив мк

«Петь на стадионах по-своему кайфово»

- Как создаешь свои концертные образы?

- Как я подбираю образ на каждый день? Все обычно бывает спонтанно. Но вот к сегодняшнему дню все было подготовлено заранее. У меня в гардеробе обычно все лежит готовое на полочках. То есть я знаю, что надену завтра, послезавтра. Я и сам к этому готовлюсь, и наши стилисты. Они заранее мне все подбирают - делают и концертные, и повседневные образы.

- На тебя работает группа дизайнеров?

- Да, они и шьют одежду под меня, и заказывают. У нас есть стилисты, которые четко работают только по одежде. Стилисты со мной с первых дней, когда проект Элвин Грей еще только создавался, когда мы только-только придумали этот псевдоним. Кто знаком с моим творчеством, знает, что костюмы у меня были просто космические. Но с возрастом я сказал, мол, хватит уже, давайте посерьезнее. Мне ведь скоро 32 года, я и костюмчики иногда надеваю. Своей команде я доверяю. То, что они делают, - со вкусом и мне нравится. Поэтому мы вместе уже на протяжении 11 лет. Проект как раз столько и существует, скоро уже 12 лет.

- А насколько комфортно в одежде чиновника?

- Когда в школе учился, я всегда любил галстуки, костюмы. Каждое утро просыпался и сам гладил рубашку. Потом уже начал петь, гастролировать и понял, что нужно что-то сценическое и отошел от костюмов. А сейчас вот снова возвращаюсь к этой одежде. Наверное, это опять-таки связано с возрастом. Мне комфортно, круто, классно.

- У тебя очень насыщенный гастрольный график, включая Турцию, Германию и другие страны. Кто там твоя аудитория и как удалось пробиться?

- Пробился туда я только через музыку. Могу сказать, что слушатели за рубежом - это далеко не только наша диаспора. Я исполняю исключительно те песни, которые пропускаю через себя. Через боль, через радость, разные моменты жизни. И эти песни слушают совершенно разные люди - от трех лет до 80 лет. Могут прийти и пары семейные, и бабушки с детьми, и школьники. Кстати, именно поэтому мы выступления в клубах не делаем. У нас только концертные площадки. Если бы мы выступали в клубах, то бабушки и дети не смогли бы прийти. Именно поэтому у нас в основном дворцы культуры, чтобы могли прийти все, кто желает.

- А как ощущения от концертов во дворцах спорта?

- Мне везде комфортно, не важно, какая это площадка. Ну, конечно, классно петь на стадионах - там по-своему кайфово. Но во дворцах есть свой плюс - можно вживую пообщаться, видно всех. Эмоции, взгляд. На большой площадке так лично ни с кем не поговоришь, там на масштаб работаешь. А во дворцах культуры можно донести что-то, увидеть ответочку, услышать людей. Но на самом деле мне везде комфортно и везде одинаковая атмосфера.

- В наше время самые крутые вещи - это хайп. Не боишься ответной реакции со стороны консерваторов, как недавно произошло с Зайнетдином?

- Хайповать мы любим и умеем. Получается так, что часто мы это делаем. Особенно я. Но, знаете, хайп получается не от того, что ты решил "давай-ка я хайпану". Все выходит как-то сходу, а народ уже сам раздувает. А раздувают ой сколько, копают... Я люблю это все читать. Но я ничего не боюсь. Народ по-своему прав, а у меня своя правда. Оправдываться я не буду, всегда буду говорить так, как я думаю и считаю. Если бы послушал народ, я бы сейчас здесь не сидел. У меня всегда есть своя точка зрения, свой ответ. Я просто ни раз уже попадал в такие ситуации. Я все понимаю, знаю все ситуации и проблемы у наших артистов. Были ведь уже и конфликты с артистами из Татарстана. На самом деле нужно проще к этому относиться и быть настоящим. Не нужно из себя строить что-то и подстраиваться под кого-то. Просто будь как есть. Кто умеет хайповать - те молодцы. Но надо, конечно, аккуратно, без фанатизма.

«Не могу я так хайповать, как Моргенштерн»

- Мастер хайпа на всю страну - это Моргенштерн. Как относишься к его образу?

- Ну, он молодец. Я, к сожалению, не могу так хайповать. Меня не поймут бабушки и детишки. У меня все-таки есть грань. Ну, не могу я так хайповать, хотя хотелось бы. Мне в этом случае придется репертуар поменять. Моргенштерн умеет это красиво делать и у него получается. Я, кстати, на него подписан. Мое мнение такое: пусть делает. Зато все это обсуждают. Это же круто! А он на хайпе зарабатывает, причем очень хорошо. Сегодня Алишер номер один по заработкам в России, и еще никто так не сделал, как он. И самое приятное, что он наш, башкирский паренек. Уфимцы вообще молодцы, всегда что-то придумают, хайпанут.

- Кого можно в Уфе отметить из молодых артистов?

- На нашем проекте «Яны Мон» победил Искандер Сулейманов, ему всего 17 лет. Мне кажется, у него хорошее будущее. Он сейчас работает с Гризли, делает биты Моргену.

- На проекте "Яны Мон" учат хайповать, пиарить себя?

- Мне кажется, этому не научишь. Это либо есть у тебя, либо нет. Как можно научить хайповать?

- А вдруг кто-то стесняется?

- Стесняется - пусть не поет тогда. А если поешь – значит, пой. Развлекай, ты же артист, ты должен уметь это делать. У нас на проекте пять финалистов, останется один, который возьмет гран-при. Получит 1 миллион и пусть хайпует. Это возможность, чтобы снять клип, записать песни, продвинуть себя.

- Как пришла идея создать музыкальный конкурс "Яны Мон"?

- Это была моя мечта. Очень хотелось создать такой проект, чтобы наша башкирская эстрада... Как бы это сказать... Думаю, все понимают, что она отстает где-то на 20 лет. Тот же баян, курай можно сделать модно, круто, чтобы звучало. Но, к сожалению, звучит все еще колхозно. Я еще ведь и в Москве пожил, потому что здесь был для меня потолок. А сейчас вернулся в Уфу и очень хочу, чтобы наша эстрада шла вперед. Думаю, наш проект сделан на 200 процент так, как запланирован. Международный конкурс хорош с той точки зрения, что наш язык могут услышать и другие страны. У нас осталось семь участников: это и Азербайджан, и Казахстан, и Кыргызстан, Узбекистан, Армения. Приятно же когда нашу музыку, мелодию могут услышать за рубежом. Эти страны очень активно голосуют, смотрят проект. К нам приходят такие гости, как Марат Башаров, Валерий Меладзе, Игорь Гуляев. Скажу точно, что проект будет жить долго. Сегодня сделали и закрыли - так не получится. Осенью будем запускать вторую серию "Яны Мон". Планы грандиозные, будем работать и хотим, чтобы все-таки наша музыка пошла вперед по качеству и по звучанию.

- Когда Марат Башаров, Валерий Меладзе и Лина Арифуллина заговорят на башкирском языке?

- Они уже учат! Перед каждой передачей мы садимся со всеми гостями и учим, - смеется Радик. - Учить будем обязательно! Я думаю, получится и все будет круто.

- Денег на проект хватает?

- Что только люди ни писали про эти 30 миллионов гранта на сохранение башкирского языка и языков народов республик. Я на них и отдохнуть слетал, и никах сделал. Убили просто! Но если реально, денег даже не хватило. И в проект я уже вложил деньги из своего кармана, потому что не ожидал, что будут такие расходы. Сейчас мы привлекаем спонсоров, потому что денег катастрофически не хватает. Если вы посмотрите проект, то поймете, куда эти деньги ушли. Это серьезная работа, над проектом работают 100 человек. Я думал, что все будет проще. Я ведь знаю, как мы проводим концерты. А тут, оказывается, совсем другая история, серьезная. Теперь будем знать. Хочется, чтобы Башкортостан был первым и нас ни с кем не сравнивали. Такие мероприятия нужны, чтобы собирать талантливых людей из разных сфер.

- Будете помогать победителю с дальнейшим репертуаром?

- На проекте есть яркие ребята, с кем можно поработать. Участники должны сами выбирать свой репертуар, чтобы им было комфортно. Повторюсь: либо это дано человеку, либо нет. Я, например, не буду петь ту песню, которая мне не по душе. Даже если она крутая и хитовая, я не смогу ее спеть, если она "не про меня", если я не могу пропустить ее через себя.  

- То есть отправляете участников в свободное плавание?

- Да. Финалист выигрывает денежный приз, который является большим толчком и отличной возможностью. Либо он запишет на эти деньги песню, либо прогуляет их. Все зависит от него. Если бы мне в мои 18 лет дали такую возможность, я бы воспользовался и вложил все в музыку. Купил бы себе студию и творил. На самом деле тогда я так и сделал, только я купил компьютер в кредит. Так что "Яны Мон" - это крутая возможность показать себя. Да сейчас вообще легче все стало. В тиктоке» можно снимать себя, дурачиться, в инстаграме. Сейчас даже телевидение и радио не нужно, чтобы себя продвинуть. Но не хватает одного таланта или голоса, нужно еще много работать, мало спать, всегда что-то делать. У меня есть пример: крутые, талантливые ребята. И голосистые, и сами аранжировки пишут, но они лентяи. И вот то, что было у них 10 лет назад, то же самое и сейчас - ничего не поменялось. Они такие же талантливые, но мало работают. Так что одного таланта недостаточно.

«Даже не знаю, где буду жить через пять лет»

- В 2000-х музыканты практически не могли пробиться без продюсера. Сейчас продюсеры нужны или можно спокойно обойтись без них?

- Пробиться можно, но рядом всегда нужен человек, который будет заниматься делами. Это и финансы, и прорабатывание образа, и многое другое. Один артист как будет все это делать? Если он хочет все делать сам, то это называется жадность. Все сам, чтоб никому не платить? Сам договорится, билеты раздаст, решит юридические дела, за рулем сам будет ездить. Творческий человек должен заниматься творчеством, писать песни. Он не должен отвлекаться и тратить время на другие дела, поэтому рядом всегда должен быть грамотный человек.

- А какого распорядка дня придерживаешься, как творческий человек?

- Рано утром я не люблю просыпаться, все встречи забиваю только на обед. Я уже давно так живу, привык. Ночью я не сплю, а днем сплю. Ночью меня никто не трогает, не звонит. Я могу походить один, творить, расслабиться. А днем все время звонки, всем что-то надо, поэтому я лучше днем посплю, никого не слышу, а ночью буду бодрствовать, работать, писать песни. Я просыпаюсь в обед и не хочу просыпаться утром. Не представляю, как люди офисные рано встают, а выходные у них только в субботу и воскресенье. Я могу не знать, какой сегодня день недели и даже число. Когда меня приглашают на какое-то мероприятие утром, я обязательно просплю и опоздаю. Но кто со мной уже долго работает, знают об этом. Вот сегодня я пришел к 12, это для меня рано. Мне в 10 пришлось встать!

- Как близкие относятся к этому? Жена на завтрак тебя не зовет?

- У нас завтрак в обед. Ей, наверное, пришлось привыкать. Раньше она рано просыпалась, работала в салоне красоты. А сейчас, когда мы вместе, ей пришлось подстроиться под меня. А по-другому никак. Либо мы вообще видеться не будем. На гастроли, кстати, она ездит со мной. Живу я теперь в Уфе, за городом. Удивляюсь тому, что в жизни творится. Сначала я в 2010 году уехал в Москву, потом в 2015-м в Казань перебрался, прожил там пять лет, дом построил, студию. Думал, что в Казани и останусь. А сейчас опять в Уфе. Жизнь удивительная штука, я даже не знаю, где буду жить через пять лет.

- А где хотелось бы?

- Вообще без разницы, я везде быстро привыкаю. Но хотелось бы там, где меня не трогают. Сейчас живу за городом и мне хорошо. Попробовал пожить на "Фирме Мир", снимал там квартиру. Но никогда у меня не получается жить в квартире. Все соседи в итоге знают, что я там живу. У меня всегда много гостей, музыка. Даже в Москве, когда жил на «Бабушкинской», соседи все время жаловались, звонили в полицию. И вот приходят ко мне полицейские в очередной раз и говорят: "Ну, Радик, пожалуйста, хватит уже". Мы даже успели подружиться с полицией. Ну а что я могу поделать, если я так живу. Именно поэтому сейчас я предпочитаю жить за городом, чтобы музыку слушать, танцевать и не мешать соседям.

- Говорят, часть соседей по дому на "Фирме Мир" тоже были не прочь вызвать полицию, но другие всем двором хотели прийти за автографом.

- Значит, я вовремя уехал, чувствовал, что что-то будет. Я только выхожу из квартиры, а они уже ждут мня около двери. Даже из других городов приезжали, представляете. Я всегда удивлялся этому.

- Попадаются неадекватные фанаты?

- Бывает. Если вижу, что неадекват, то я не должен также отвечать человеку. Агрессии быть не должно никогда. Я ко всем уважительно отношусь, ведь я сам выбрал такой путь. Меня это не напрягает. Отношусь к таким моментам как к творческой работе и не откажу в совместном фото.

- Неужели никогда не ругаешься?

- Ругаюсь, но не на камеру. Лучше этого не видеть.

- Как отметил день рождения и о каком подарке мечтаешь?

- 17 мая я сделал благотворительный концерт во Дворце молодежи. Пригласил детей, людей, которые хотели бы прийти, но не могут - инвалидов, сирот, малообеспеченных. Это был душевный, добрый концерт в мой день рождения. А подарок - чтобы родные были здоровы. Это самый крутой подарок. Хочу, чтобы все было хорошо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру