Нацоркестр Башкирии открыл юбилейный сезон симфоническим криком души

Коллектив выступит в Татарии, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге

Коллектив выступит в Татарии, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге

В год 30-летия уфимский коллектив примет участие во Всероссийском форуме симфонических оркестров, который пройдёт в Екатеринбурге, и впервые даст сольный концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

 

Философское осмысление мира

 

Новый сезон Национальный симфонический оркестр республики, который в этом году отмечает тридцатилетие, открыл на домашней сцене - Большом зале концертного зала "Башкортостан" программой абонемента "Титаны музыкального Олимпа". Оркестр под управлением главного дирижёра Дмитрия Крюкова исполнил одно из самых грандиозных произведений европейского симфониста XX века Густава Малера - Пятую симфонию до-диез минор. Для уфимских меломанов выступление оркестра стало настоящим подарком - ничего подобного слышать в этом зале им прежде не доводилось. Впрочем, кроме завсегдатаев, среди публики в этот вечер были и те, кто годами не посещает симфонические концерты, но имя одной из ключевых фигур музыкального модернизма привело их в концертный зал. Стоит отметить, что своему культовому статусу Пятая симфония Малера в значительной степени обязана фильму Лукино Висконти "Смерть в Венеции". Об этом, прежде чем встать за дирижёрский пульт, упомянул маэстро Дмитрий Крюков, нередко выступающий и в качестве лектора на концертах. 

18 сентября Пятую симфонию Малера в исполнении Госоркестра Башкирии смогут услышать также меломаны Набережных Челнов - концерт пройдёт в рамках юбилейных гастролей, которые состоятся в сентябре в городах Башкирии и соседних регионов. Чтобы включить в репертуар столь монументальное произведение, как Пятая симфония, оркестр проделал колоссальную работу, ведь именно эта симфония считается одной из сложнейших для исполнения. 

- Несмотря на всю глобальность и планетарный масштаб Пятой симфонии Малера - это австрийская, венская музыка и в ней очень много стилистических моментов ярко австрийских, венских, которые, честно скажу, очень немногие, буквально единицы по всему миру - Люцерновский оркестр, оркестр Венской филармонии - исполняют так, как это задумал сам композитор, - пояснил Дмитрий Крюков. - Это немножечко венский вальс, который исполняется не совсем ритмично, масса других каких-то оттенков и вещей. Элементарно: исполнение "четверти с точкой и восьмой", как говорил сам композитор, обычный вариант исполнения и "малеровский" - это две диаметрально противоположные вещи. Вот мы и попытались этим всем заняться и, ко всему прочему, сыграть очень стильно.

Главный дирижёр оркестра отметил, что это произведение «невероятной силы и в нём заложен контраст». 

- Первые две части - это абсолютный крик души, на разрыв сердца, - объясняет Дмитрий Крюков. - И более драматичной музыки, наверное, не существует. Третья часть - созерцание красоты, попытка философского осмысления мира. Четвёртая часть, знаменитое Адажиетто, в котором слышна дуальность Малера: с одной стороны - это любовное послание, с другой - в ней отчётливо слышно прощание с жизнью, не случайно во многих странах, особенно в Америке, эту музыку исполняют на траурных церемониях, идея искупления любовью, гётевской "вечной женственностью", которая достигнет апогея в Восьмой симфонии. Ну и финал, который воспевает красоту мироздания. Это, действительно, целая прожитая жизнь. 

Маэстро процитировал Малера, который говорил, что «симфония должна быть как Вселенная». 

- Вот Пятая симфония - это классический пример абсолютно запредельного мышления в плане глобальности, глубины в плане обнажения человеческой души - тонкая, тихая музыка, в которой, действительно, можно почувствовать, как вся Вселенная в едином хоре сливается в воспевании красоты, - считает Дмитрий Крюков. 

 

«Утвердим позиции в музыкальной элите России»

 

Нацоркестр не случайно открыл юбилейный сезон именно этим колоссальным произведением. 

- Эта симфония - переходная в творчестве Малера, и я думаю, что она станет переходной и в творческой жизни коллектива, - считает дирижер. - С одной стороны, оркестр уже достиг определённых высот, чтобы исполнять эту музыку. А с другой стороны, может, это будет новой главой в восхождении Национального симфонического оркестра РБ, который является настоящим духовным локомотивом региона.

Кстати, стоит отметить, что в новом сезоне состав оркестра пополнился несколькими высокопрофессиональными музыкантами, среди которых виолончелист Рустем Хамидуллин, прежде работавший в Швейцарии, которую ему пришлось оставить из-за пандемии, а также скрипач казанского камерного оркестра La Primavera вьетнамец Та Наснбилиг.

- За каждым выдающимся достижением искусства стоят талант, вдохновение и тотальное трудолюбие, а мы каждый день стремимся к тому, чтобы в коллективе появлялись все составляющие успеха, - говорит гендиректор Нацоркестра Башкирии Артур Назиуллин. - Радует, что наша творческая политика не только настраивает оркестр на правильный лад, но и позволяет ангажировать к работе музыкантов самого высокого уровня из других регионов России, а также приглашать к участию в концертах по-настоящему звёздных солистов. Мы не первый год работаем над повышением уровня оркестра, и сегодня я с уверенностью могу сказать, что в новый сезон Национальный симфонический оркестр Башкирии входит в хорошей профессиональной форме и с чётко выверенными планами утвердить позицию в ряду музыкальной элиты России. 

Так, 7 октября оркестр сыграет сольный концерт на Всероссийском форуме симфонических оркестров в Екатеринбурге. Там будут исполнены произведения Рахманинова и Римского-Корсакова. 

- Кстати, накануне в том же зале выступит один из лучших оркестров Европы - Российский национальный оркестр, созданный Михаилом Плетнёвым, - уточняет г-н Назиуллин. - А 7 декабря мы планируем сольный концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, где ранее творческие коллективы из нашей республики не выступали.

Юбилейный тур начнётся уже 15 сентября в Ишимбае, а 16 сентября оркестр выступит в Стерлитамаке. В обоих городах прозвучит одна и та же популярная программа "Все венгерские танцы Брамса", которую уфимская публика слышала в минувшем сезоне.

20 сентября уфимский оркестр выступит в Учалах, а 21 сентября - в Белорецке. В обоих городах с идентичными программами, солистом которых выступит сам Артур Назиуллин. Прозвучит Концерт для кларнета с оркестром №2 испанского композитора Оскара Наварро, а также сюита "Шехеразада" Римского-Корсакова и "Башкирская лирическая сюита" национального классика Хусаина Ахметова. 22 сентября башкирский оркестр ждут в Магнитогорске Челябинской области, где будут исполнены сразу несколько произведений: сюита "Шехеразада" Римского-Корсакова, Концерт Наварро с солистом Артуром Назиуллиным и Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор норвежского классика Эдварда Грига, где будет солировать лауреат международных конкурсов, московский пианист Егор Сидоров.

 

Вдохновение музыкой родного края

 

Уфимских поклонников симфонической музыки оркестр приглашает на очередной концерт, который пройдёт в ГКЗ "Башкортостан" 5 октября, где можно будет услышать программу "Навстречу Екатеринбургу! В преддверии гастролей", где прозвучат "Испанское каприччио" и увертюра "Светлый праздник" Римского-Корсакова, а также "Симфонические танцы" Сергея Рахманинова. 14 октября на этой же площадке в рамках абонемента "Великие симфонии" оркестр исполнит Симфонию №11 Дмитрия Шостаковича и Квинтет для кларнета с оркестром Моцарта, где в качестве солиста вновь выступит Артур Назиуллин. 27 октября в уфимской афише новинка - концерт абонемента "Филармонические сезоны. Балеты Дягилева", где впервые можно будет услышать музыку испанского композитора Мануэля де Фальи к одноактному балету "Треуголка". Солировать будет хорошо известный уфимской публике московский виолончелист Александр Рамм. Не менее интересный концерт с разнообразными номерами ожидается в Уфе 16 ноября в рамках абонемента "Солисты НСО РБ". Ну и, конечно, в канун Нового года уфимских меломанов ждёт традиционный "Зимний фестиваль", который пройдёт в декабре и порадует любителей классики музыкой Гайдна, Бетховена, Малера, Респиги, Бартока, Штрауса и Оффенбаха. Юбилейный сезон, несомненно, преподнесёт ещё массу сюрпризов, интересных проектов и премьер. Оркестр не обходит вниманием и национальную музыку в рамках абонемента "Золотые страницы башкирской классики" в этом сезоне прозвучат произведения Загира Исмагилова и других известных уфимских композиторов советской эпохи.

- Этим летом главный дирижёр оркестра Дмитрий Крюков провёл отпуск в музыкальной библиотеке и пришёл в полный восторг от того наследия, которое оставили башкирские композиторы, - отметил Артур Назиуллин. - Это же мощнейшая симфоническая музыка, наполненная национальным колоритом: эпосом башкирского народа, вдохновлённая красотой родного края. 

Абонемент "Золотые страницы башкирской классики" открылся в минувший понедельник музыкой Наримана Сабитова и Хусаина Ахметова, а продолжится уже в следующем году. Кроме того, до конца этого года Госоркестру Башкирии вместе с музыкантами Национального филармонического оркестра России ещё предстоит принять участие в финале и Гала-концерте III Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова, который будет проходить в Уфе с 22 по 26 ноября. А вот самое ожидаемое в истории башкирского оркестр событие - гастроли на одной из самых престижных мировых академических площадок - Большом зале Берлинской филармонии - в очередной раз пришлось переносить. Напомним, первоначально концерт в Берлине планировался ещё в марте 2020-го, но был перенесён на год из-за пандемии коронавируса. В 2021-м границы так и не открылись и теперь остаётся только надеяться, что это всё-таки произойдёт в 2022 году и международная гастрольная жизнь будет доступна в том формате, в каком была в допандемийную эпоху. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру