Ильдар Абдразаков отметил юбилей в Вене в компании соотечественников

12 ноября юбиляр порадует поклонников очередным сольным концертом в Ла Скала

Один из самых востребованных на международной сцене российских оперных певцов отпраздновал 45-летие в Вене. В столице Австрии всемирно известный бас готовится к премьере оперы "Севильский цирюльник".

12 ноября юбиляр порадует поклонников очередным сольным концертом в Ла Скала
архив мк

Армия царей и «плохих парней»

Уроженца Уфы Ильдара Абдразакова сегодня мечтают заполучить самые престижные оперные дома мира. С дебюта на европейской сцене, который случился двадцать лет назад и не где-нибудь, а в оперной Мекке - миланском театре Ла Скала, певец продолжает триумфальное шествие по миру. Критики никогда не скупились на похвалы в адрес Ильдара Абдразакова, отдавая дань его фантастическому голосу, который идеально подходит как для бельканто, так и для драматических партий басового репертуара.

К своему юбилею артист имеет в репертуаре огромное количество самых разных партий: это и целая армия всевозможных "плохих парней" и исторических личностей - Мефистофель в операх Гуно, Берлиоза и Бойто, четыре злодея из "Сказок Гофмана", коварный Дон Жуан, свирепый вождь гуннов Аттила, могущественный английский король Генриха VIII в "Анне Болейн", а также Борис Годунов, Князь Игорь и ещё множество комических персонажей, таких как моцартовский Фигаро, Мустафа из "Итальянки в Алжире" или забавный Базилио из "Севильского цирюльника".

Как раз буквально через день после своего дня рождения, который знаменитый бас отметил 26 сентября, он вышел на сцену Венской оперы, чтобы спеть Базилио в новой постановке этого шедевра Россини. Среди партнёров по "Севильскому цирюльнику" оказался и знаменитый перуанский тенор Хуан Диего Флорес, исполняющий партию Графа Альмавивы. Любопытно, что перуанцу доводилось отмечать юбилей Ильдара Абдразакова двадцать лет назад, когда он дебютировал в Ла Скала в опере "Сомнамбула".

В этот раз юбиляр праздновал, в основном, в компании соотечественников, многие из которых, как, к примеру, певица Валерия и её супруг, продюсер Иосиф Пригожин, специально прилетели в столицу Австрии, чтобы погулять на дне рождения друга. Среди гостей, собравшихся в одном из ресторанчиков Вены, были также партнёрша Ильдара по "Севильскому цирюльнику", молодая российская меццо-сопрано Василиса Бержанская, известный баритон Василий Ладюк и украинская меццо-сопрано Зоряна Кушплер. Со своим близким другом Ладюком Ильдар выйдет на сцену во второй половине октября в новой совместной постановке театров Opera de Lausanne и Opera Royal de Wallonie в бельгийском Льеже оперы Чайковского "Евгений Онегин", где споёт партию Гремина, а Василий - титульную партию.

12 ноября юбиляр порадует поклонников очередным сольным концертом в Ла Скала, где исполнит свои коронные партии под аккомпанемент грузинской пианистки Мзии Бахтуридзе. А в декабре на этой же сцене споёт партию Банко в опере "Макбет" Верди на открытии сезона 2021/2022, где его партнёрами станут итальянский баритон Лука Сальси и российская дива Анна Нетребко.

Всё начиналось с Верди

Стоит отметить, что именно итальянскому классику Джузеппе Верди меломаны всего мира обязаны возможностью наслаждаться бархатным басом звезды оперной сцены Ильдара Абдразакова.

- Впервые я попал на оперный спектакль в двенадцать лет и, честно признаться, мне совершено не понравилось, как вид искусства опера меня совсем не впечатлила, - вспоминает Ильдар. - Но всё изменилось, когда мой старший брат Аскар, то время ещё студент Уфимского института искусств, раздобыл где-то DVD с записью оперы Верди "Аттила" из Ла Скала с Самуэлем Рэми в главной партии и Риккардо Мути в качестве дирижёра. Я просто был поражён и буквально влюбился в эту оперу. А когда сам стал учиться пению, то просил своего педагога Миляушу Галеевну Муртазину дать мне исполнить что-то из "Аттилы". Кстати, в 2011 году я пел заглавную партию в этой опере, а так поразивший меня в юности Самуэль Рэми исполнял партию Папы Льва Великого. Моему голосу подходит итальянский репертуар и, когда я пою Верди, то чувствую себя как рыба в воде. Если смотреть с точки зрения техники, то он сочинял басовые партии вполне комфортные для певцов, для меня, во всяком случае. Но проблема для исполнителей Верди часто заключается в эмоциональной напряжённости, психологической характеристике его персонажей.

В апреле 2022 года башкирскому басу предстоит дебют в ещё одной итальянской опере - "Тоска" Пуччини, где он исполнит партию барона Скарпиа в театре San Carlo в Неаполе, а в июле вновь споёт одну из своих любимых вердиевскиих партий - Аттилы. На этот раз в Royal Opera Hause в Лондоне. А начнёт год комическими партиями в двух операх Россини: во второй половине января он будет петь партию Селима в опере "Турок в Италии" на сцене Opera Monte-Carlo в Монако, а с февраля по апрель - партию Мустафы в опере "Итальянка в Алжире" в швейцарском Цюрихе, где его партнёршей вновь станет итальянская меццо-сопрано Сесилия Бартоли, с которой они произвели настоящий фурор пару лет назад на Зальцбургском фестивале.

- Я обожаю партию Мустафы, - признаётся Ильдар. - "Итальянка" - одна из моих самых любимых опер, которую я сам планирую однажды поставить на сцене Башкирского театра оперы и балета и пригласить на главную роль свою землячку Айгуль Ахметшину.

«Я долго ждал партию Годунова»

Напомним, что и первой постановкой, с которой Ильдар Абдразаков дебютировал в качестве режиссёра, тоже стала опера Верди - "Аттила" на сцене Башоперы. Спектакль имел большой успех и был показан на исторической сцене Большого театра в самом начале пандемии, став практически последним спектаклем перед длительным локдауном.

- Пандемия, конечно, отменила многие контракты, но тем не менее 2020-й был для меня отличным годом: у меня родился сын и я смог больше времени проводить с семьёй, родственниками, друзьями, - говорит певец, который с рождением младшего сына Амира стал по-настоящему многодетным отцом - у него пятеро детей: два сына и три дочери. - Кроме того, у меня было гораздо больше выступлений в России, чем планировалось изначально.

Действительно, в пандемийную эпоху башкирский бас порадовал соотечественников не просто какими-то разовыми выступлениями, а партиями в текущем репертуаре.

В конце августа Ильдар с женой Марикой и младшими детьми перебрался в Вену, ведь в сезон 2021/2022 ему предстоит много петь в европейских театрах. Но и российские поклонники звёздного баса смогут его услышать до конца года дважды - в ноябре в премьерном спектакле "Дон Жуан" в Большом театре, а в конце декабря он примет участие в Рождественском концерте. В новом сезоне артист исполнит также басовую партию в концертной версии оперы "Ромео и Джульетта" Берлиоза во французском Страсбурге, примет участие в венском концерте Rossini-Gala, а в мае вернётся к одной из своих самых значительных партий русского репертуара - Бориса Годунова в Венской опере.

- Я долго ждал, когда смогу исполнять партию Бориса - это великолепный, очень сложный персонаж и до него нужно дорасти, - уверен артист, за плечами которого на сегодняшний день исполнение этой партии на самых разных площадках - от дебюта на сцене Парижской национальной оперы в 2018 году и Оперы Монте-Карло нынешней весной до Большого театра и питерской Мариинки. - Раньше мне и голос не позволял петь Бориса, но дело не только в этом. Его нужно прочувствовать. Я пришёл к нему через Филиппа II из "Дона Карлоса". Когда я спел его много раз, то понял, что это дорога к Годунову: оба цари, и там и тут идёт борьба с самим собой и противостояние с народом.

В Башопере, где будущая звезда мировой оперы впервые вышел на сцену, знаменитый бас выступает хотя и не так часто, как хотелось бы его поклонникам, но обязательно включает Уфу в число городов, где проходит его именной международный фестиваль, который в этом году расширил свои границы и добрался до Сибири. Конечно, в планах худрука фестиваля было организовать выступления и за рубежом, но из-за закрытых границ их пришлось отложить до лучших времён.

Справка "МК"

Ильдар Абдразаков - один из самых популярных в мире басов. Родился в Уфе, где закончил институт искусств по классу вокала. В 1998 году он дебютировал на сцене Мариинского театра в главной партии оперы "Женитьба Фигаро". Гран-при телеконкурса Марии Каллас, который от выиграл в 2000 году, открыл ему дорогу на мировую оперную сцену: на следующий год певец дебютировал в Ла Скала с партией Родольфо в опере "Сомнамбула" Беллини, в 2004 впервые спел Дон Жуана на сцене нью-йоркского Метрополитен-опера, в 2009-м состоялся дебют в лондонском Королевском Ковент-Гарден. Долгое время партий из русских опер в репертуаре артиста не было. В 2012 году он спел в Нью-Йорке в постановке "Хованщина" Мусоргского, а в 2014-м там же дебютировал с партией Князя Игоря в одноимённой опере Бородина. Кроме именного фестиваля артист является худруком Международной академии Елены Образцовой. Имеет множество профессиональных наград, в том числе российскую национальную театральную премию "Золотая маска". В 2011 году запись "Реквиема" Верди с участием Ильдара Абдразакова получила две премии "Грэмми", победив в номинациях "Лучший классический альбом" и "Лучшее хоровое пение". Снимался в роли Фёдора Шаляпина в картине "Ёлки-4" и был ведущим проекта "Большой балет" на канале "Культура". В этом году ему присвоено звание заслуженного артиста России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру