Открылся проект ретро-премьерой уникального фильма «Венеция, Карнавал, Любовь», в котором Нуреев сыграл главную роль, а яркой прелюдией к нему стал конкурс масок, сделанных в венецианском стиле. Он подогрел интерес уфимцев - прежде всего, подростков и молодежи - не только к личности Нуреева и миру искусства в целом. Благодаря конкурсу уфимцы другими глазами взглянули и на поднадоевшие за два года антиковидные маски. Многие из конкурсантов постарались изготовить не только яркий карнавальный атрибут, но и совместить в нем красоту с защитной, медицинской функцией.
Если оставить в стороне суть самого международного проекта «Нуреевские сезоны», главной задачей которого, является пропаганда классического искусства и личности великого популяризатора русского балета на Западе Рудольфа Нуреева, то можно сказать, что одной из главных интриг проекта стал конкурс венецианских масок. Точнее, он стал приманкой, через которую организаторы проекта постарались вовлечь молодежь в программу, рассказывающую об истории жизни и творчества выдающегося земляка, а через его неординарную личность — и в мир классического искусства в целом. Это удалось в полной мере. В рамках проекта в Уфе на протяжении пяти дней были устроены бесплатные кинопоказы серии документальных и художественных фильмов о Нурееве и с его личным участием как актера. А топовой лентой в этом киномарафоне стала ретро-премьера уникального итальянского фильма «Венеция, Карнавал, Любовь», в котором Нуреев сыграл главную роль профессора, перевоплощающегося в героя Венецианского карнавала.
Тема бесконечной любви артиста к Венеции стала благодатной почвой для фантазии организаторов — Фонда содружества «Башкортостан — Италия» и ряда партнеров, поддержавших идею конкурса. Судьба самого фильма, вышедшего в свет на Западе в 1982 году, уникальна — запрещенный к показу в нашей стране во времена СССР из-за статуса «невозвращенца» Рудольфа Нуреева, он ровно на 40 лет был потерян на полках киноархивов, по счастливой случайности обнаружен, восстановлен, переведен на русский язык творческой командой «Нуреевских сезонов» и впервые представлен к показу в России в нынешнем марте. А к теме фильма логично подтянулись и фотовыставка зарубежного партнера проекта «Нуреевские сезоны», всемирно известного мастера фотокамеры Грациано Аричи, сумевшего запечатлеть 40 лет назад процесс съемок фильма в Венеции. И идея сделать в Уфе открытие «Нуреевских сезонов» в необычном формате костюмированного карнавала, тем самым оживив кадры старой киноленты. И конкурс венецианских масок, вызвавший большой интерес к теме балета, казалось бы, очень далекой от интересов нынешних подростков и молодежи.
Конкурс был объявлен за месяц до открытия проекта в Уфе, намеченного на 17 марта — день рождения Рудольфа Нуреева, так что принять участие в нем успели все желающие. И вместо ожидавшихся 30-40 масок на конкурс было подано почти 200 работ, исполненных в самых разных техниках: из папье-маше, ткани, бумаги, ниток и кружев, пластика, фетра, стекла.
Часть из них, среди которых было множество детских, были представлены заочно, в виде фотографий. Но более сотни участников приехали в театр на открытие «Нуреевских сезонов», чтобы принять участие в дефиле и лично, на себе продемонстрировать свои творения.
Шоу-показ конкурсных масок во время открытия проекта «Нуреевские сезоны» в Уфе прошел под живую музыку квартета старинной музыки, в самом роскошном интерьере театра, напоминающем залы для светских раутов ушедших в историю веков. Как минимум треть собравшихся пришли в карнавальных костюмах. В стремительном вихре карнавала выбор лучших работ из-за большого их количества и красочного многообразия оказался делом настолько сложным, так что с ходу, в тот же вечер удалось определить лишь двух первых победителей конкурса.
Одной из них стала художница Элеонора Саунина. В своей мастерской она отлила маску в технологии, аналогичной знаменитому муранскому стеклу, сувениры из которого везут из Венеции практически все туристы. Свою маску Элеонора подарила в память о феерическом празднике театральному музею Рудольфа Нуреева - единственному в мире музею знаменитого танцовщика.
Одной из самых оригинальных присланных на конкурс таких работ была, например, тканевая эко-маска из расшитого льна в форме знаменитого «чумного доктора», с «клювом», набитым башкирскими травами, известными во всей России своими целебными свойствами. Ее сделала преподаватель из поселка Прибельский под Уфой Гульнара Алдакаева.
Финальным же аккордом в церемонии награждения конкурса стал сеанс связи со зрителями, собравшимися в уфимском кинотеатре «Родина», прямо с площади Сан Марко из Венеции. Бывшая уфимка экскурсовод и популярный блогер Ольга Тумино, вышедшая замуж за венецианского гондольера и уже семь лет живущая в Италии, провела в этот вечер уникальную онлайн-экскурсию по любимым местам Рудольфа Нуреева в Венеции, чем еще раз погрузила зрителей в атмосферу фильма «Венеция, Карнавал, Любовь», навела мосты между Уфой и Венецией. И дала надежду на то, что «Нуреевские сезоны» еще вернутся на родину своего героя – в Уфу.
Справка «МК»
«Нуреевские сезоны» - международный культурный проект, который реализуется с 2018 года - 80-летия со дня рождения Рудольфа Нуреева. Он включает бесплатные кинопоказы серии фильмов о Нурееве, эксклюзивные фотовыставки, встречи зрителей с почетными гостями фестиваля из числа бывших коллег и друзей Нуреева, с создателями фильмов, мастер-классы, съемки новых фильмов о Нурееве и другие мероприятия. В 2018 году он прошел в Москве и Париже. В марте 2022 года проект впервые реализуется группой партнеров с охватом регионов России - в Москве, Уфе и Казани при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда содействия гражданскому обществу Башкирии.