Ильдар Абдразаков: «В 20 лет я всегда отказывался от Годунова»

Башкирский бас споёт царя Бориса в La Scala на открытии сезона

Знаменитый миланский театр анонсировал программу сезона 2022/2023, который откроется русской классикой - новой постановкой оперы "Борис Годунов" Модеста Мусоргского. Спектакль, в котором наряду с российскими артистами заняты и украинские, обещает стать одним из самых ожидаемых событий культурного календаря Европы. При этом руководство театра не требует от заслуженного артиста России Ильдара Абдразакова никаких политических высказываний, заявив, что оно против "отмены русской культуры".

Башкирский бас споёт царя Бориса в La Scala на открытии сезона
архив мк

«Нужно возвращать мировые шедевры»

На днях оперная Мекка мира - миланский театр Ла Скала преподнёс настоящий сюрприз поклонникам одного из самых востребованных оперных артистов современности Ильдара Абдразакова, объявив выбор главного спектакля предстоящего сезона. Им совершенно неожиданно стала новая постановка оперы "Борис Годунов", где российский бас, солист Мариинского театра исполнит титульную партию. На пресс-конференции, где был анонсирован предстоящий сезон, руководство La Scala - генеральный директор Доминик Мейер, главный дирижёр и музыкальный руководитель Риккардо Шайи, а также мэр Милана Джузеппе Сала отметили, что выбор этой оперы русского классика был сделан два-три года назад в соответствии с принятой в оперном мире практикой составлять календарь и бронировать артистов на несколько лет вперёд.

Тем не менее решение открыть сезон именно "Борисом Годуновым", что называется, произвело эффект разорвавшейся бомбы, ведь La Scala стал одним из первых оперных театров, который исключил из своих планов оперу "Пиковая дама" Чайковского, которую должен был ставить российский дирижёр Валерий Гергиев, после того, как маэстро не откликнулся на призыв осудить действия России на Украине. От других российских артистов, за исключением сопрано Анны Нетребко, которой всё-таки пришлось публично осудить военную спецоперацию, никаких политических заявлений, к счастью, не требовали. В La Scala объяснили такую избирательность тем, что должность гендиректора и худрука Мариинского театра, которые занимает Валерий Гергиев, сближает маэстро с президентом России.

- Мы считаем его политиком. Остальных - нет. Маэстро Гергиев - почти министр культуры, это другой случай, - заявил Доминик Мейер, отметив, что "великая музыка должна жить самостоятельно". - Нужно возвращать к жизни мировые шедевры, независимо от событий.

Стоит отметить, что в премьерной постановке "Бориса Годунова" наряду с русскими и европейскими артистами заняты и украинские певцы. В частности, самозванца Григория споёт тенор Михаил Дидык, много лет сотрудничающий с Национальной оперой Украины, а Варлаама - бас Андрей Гонюков, являющийся штатным артистом Киевской муниципальной оперы.

В La Scala "Бориса Годунова" впервые поставили в 1965 году, а затем на миланской сцене оперу дважды ставили наши соотечественники: в 1975 году в качестве режиссёра-постановщика выступал Юрий Любимов, а в 1979 году - Андрей Тарковский. Сейчас над оперой пригласили работать одного из самых востребованных режиссёров Скандинавии, датчанина Каспера Холтена, на счету которого более 65 поставленных по всему миру опер, в том числе и в России.

- Это просто отличная новость, что Ла Скала откроет сезон русской оперой. Дирижёр-постановщик оперы Риккардо Шайи ещё четыре года назад, когда мы работали над "Аттилой", заявил о желании поставить «Бориса Годунова» в Ла Скала, - прокомментировал новость Ильдар Абдразаков. - Но о том, что русская опера будет открывать сезон, тогда речи не было - это должен был быть просто один из спектаклей сезона. Открытие сезона - самый важный спектакль года: благодаря прямым трансляциям 7 декабря его будет смотреть весь мир. Это будет грандиозным событием, и очень здорово, что в такое непростое время будет звучать русская музыка.

Кстати, стоит отметить, что башкирский бас будет открывать сезон в La Scala уже в шестой раз.

«Годунов - самая значимая роль»

Коронная партия

Царя Бориса - одну и своих коронных партий - Ильдар Абдразаков исполнял неоднократно на самых разных сценах мира: в Парижской национальной опере, в Большом и Мариинском театрах, в Опере Монте-Карло.

- Для баса, низкого голоса, Борис Годунов - это топ. Многие мои коллеги в возрасте - Ферруччо Фурланетто, Сэмюэль Рэми, Рене Папе, когда я общался с ними, говорил о каких-то ролях, все они отмечали, что Борис - это то, к чему всегда идут, стремятся басы. Особенно иностранные исполнители. Можно петь оперы Верди, Вагнера, других композиторов, но вот "Борис Годунов" для них всех и для меня, естественно, это, конечно, самая значимая роль. И я всегда говорил: если певец с низким голосом начинает петь, он должен готовить себя исполнить партию Бориса Годунова. Были случаи, когда молодые коллеги, довольно известные певцы, пели Бориса в двадцать или в двадцать с небольшим лет - я снимаю перед ним шляпу. Но в мои двадцать лет, когда мне предлагали эту партию, я всегда отказывался. Потому что спеть - это одно дело, а сыграть, прочувствовать - это совершенно другое. И я к этой роли шёл постепенно.

Одной из самых ярких страниц в карьере башкирского баса стали его дебют в партии царя Бориса на сцене парижского театра "Опера Бастилии".

- Мой дебют в партии Годунова состоялся в 2018 году на сцене Парижской национальной оперы. До этого я, конечно, исполнял арии из этой оперы, были концертные исполнения - но это не идёт ни в какое сравнение с тем, как ты работаешь над постановкой с дирижёром, режиссёром, - признался Ильдар. - Концерт ты готовишь ну пять-десять дней, выходишь на сцену, ничего не успев прочувствовать как следует - и думаешь: "А что это было?" А над постановкой ты работаешь несколько месяцев, это такая сложная работа над ролью. В парижской постановке, например, на сцене было всего два стула красная лестница - и всё! Ни трона, ни стола - ничего! Вот и попробуй сыграть. К тому же режиссёр Иво Ван Хове не говорит по-русски. У него, конечно, была транскрипция, перевод, но каких-то тонкостей он просто не понимал в силу языкового барьера - и приходилось ему что-то объяснять. А вот с постановщиком "Бориса Годунова" в Опере Монте-Карло Жаном-Роменом Весперини работать было удивительно легко. Во-первых, он знает русский и ставил оперы в России, во-вторых, мы с ним ещё до "Бориса" работали вместе - это была опера "Осуждение Фауста" в Париже.

Царя Бориса Ильдару, очевидно, предстоит петь ещё не раз. В июне 2023-го он будет исполнять эту партию на сцене Баварской оперы в Мюнхене в постановке испанского режиссёра Каликсто Биейто, который любит шокировать приверженцев традиционной оперной классики. Кроме того, в следующем году оперу Мусоргского с Ильдаром Абдразаковым в титульной партии планирует поставить в рамках Зальцбургского фестиваля немецкий режиссёр Кристоф Лой, известный своим радикализмом.

- Для меня важно, чтобы постановка русской оперы не стала провокацией по отношению к России, - отметил Абдразаков. - "Борис Годунов" в моём понимании должен быть приближен к традиции. Я очень надеюсь, что миланская постановка обойдётся без автоматов и прочего оружия, что это будет настоящий красивый спектакль в традициях La Scala.

Сказки «Золотой маски»

Впрочем, "Борис Годунов" станет не единственным спектаклем в календаре нового сезона La Scala с участием Ильдара Абдразакова: он также заявлен в составе исполнителей оперы "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха. Новую постановку оперы, в которой российскому басу предстоит исполнить партии сразу четырёх злодеев, осуществит именитый итальянский режиссёр Давиде Ливерморе. Стоит отметить, что в своё время именно эта сложнейшая басовая партия, объединяющая четырёх героев - советника Линдорфа, оптика Коппелиуса, доктора Миракля и колдуна Дапертутто в постановке Василия Бархатова на сцене Мариинского театра сезона 2011/2012 принесла Ильдару Абдразакову самую престижную российскую театральную премию "Золотая маска".

С режиссёром-постановщиком миланского спектакля Давиде Ливерморе певцу предстоит работать не впервые: они уже дважды открывали сезон в Ла Скала. В 2018 году башкирский бас пел титульную партию в его новой постановке "Аттилы" Верди, а в прошлом сезоне - партию Банко в ещё одной вердиевской опере - "Макбет", премьеру которой в прямом эфире посмотрели более двух миллионов человек. Те, кто знаком с постановками Ливермора, знают, что режиссёр всегда старается передать смысл произведения в контексте современности, так что в данном случае никакой "традиционной" постановки уж точно ждать не стоит. Хотя "Сказки Гофмана" - очень популярное во всём мире произведение: до пандемии количество его постановок превышало 700 спектаклей в год. Его новую версию в La Scala меломаны ждут с особым нетерпением, не сомневаясь, что скучать постановщик им точно не даст.

- Я люблю секс, наркотики и рок-н-ролл, а нигде нет больше секса, наркотиков и рок-н-ролла, чем в опере, - заявил Давиде Ливерморе в одном из интервью. - Опера эмоционально рассказывает экстремальные истории о невозможной любви, социальных революциях, интимных и глубоких иллюзиях или разрушении души.

Ильдар Абдразаков, несмотря на то, что не слишком-то любит современные постановки, тем не менее прекрасно сработался с итальянским режиссёром, который, судя по всему, ещё не раз выразит желание пригласить в какую-нибудь из своих постановок российского баса.

Кстати, последний раз в опере "Сказки Гофмана" Ильдар выходил на сцену ещё в 2016 году, когда выступал в качестве приглашённого солиста Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В постановке Ливерморе, премьера которой намечена на март следующего года, Абдразаков станет единственным российским исполнителем, остальные партии исполнят в основном итальянские певцы, в том числе знаменитый тенор Витторио Григоло.

Давиде Ливерморе признался, что очень высоко ценит русскую классику и российских артистов: он поставил оперу "Бал-маскарад" Верди на исторической сцене Большого театра в Москве и оперу "Евгений Онегин " Чайковского в театре Астана-опера в Казахстане. А недавно побывал в Санкт-Петербурге, где договаривался об обменных гастролях Александровского театра и Национального театра Генуи, директором которого он в настоящее время является.

- Мы хотим привести в Санкт-Петербург "Марию Стюарт" Шиллера и хотели бы увидеть в Генуе спектакль по Чехову на русском языке, - рассказал Давиде Ливерморе. - В мире полно настоящих русских талантов, особенно в оперных театрах. Их художественный и численный вклад имеет феноменальное значение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру