Владимиру Спивакову дали отставку во Франции из-за российского гражданства

Сначала маэстро лишился возможности играть на любимой скрипке Страдивари

Всемирно известного музыканта втихаря уволили с поста художественного руководителя одного из самых популярных международных музыкальных фестивалей в мире. Ежегодный летний праздник классической музыки, проходящий во французском Кольмаре, маэстро возглавлял более тридцати лет.

Сначала маэстро лишился возможности играть на любимой скрипке Страдивари
архив МК

«Я считаю это проявлением трусости»

2022 год принёс 78-летнему Владимиру Спивакову - одному из самых популярных российских дирижёров и скрипачей в мире - немало испытаний. Сначала маэстро лишился возможности играть на своей любимой скрипке работы Антонио Страдивари. Её музыканту передали в пожизненное пользование меценаты, восхищённые виртуозным талантом Спивакова. А маэстро любовно называл инструмент "Любашей". Но Спивакову, к его большому сожалению, всё-таки пришлось расстаться с любимым инструментом, так как лондонская компания Llоyds отказалась страховать скрипку стоимостью два с половиной миллиона долларов, если она большую часть времени будет находиться на территории России. Так что пока "Любаша" скучает без своего маэстро в сейфе у скрипичного мастера в Париже.

А в конце октября маэстро неожиданно получил ещё один неприятный сюрприз, на этот раз из Франции, которая, к слову, всегда очень высоко оценивала талант российского артиста, награждая его государственными наградами, в том числе высшей - орденом Почётного легиона. Тем не менее поста художественного руководителя популярного международного музыкального фестиваля во французском Кольмаре, который он занимал с 1989 года, маэстро Спиваков вдруг лишился.

Причём французы даже не потрудились хоть как-то объяснить своё решение и вообще не сообщили о том, что собираются отправить прославленного дирижёра в отставку. Просто по-тихому взяли и заменили российского музыканта на французского дирижёра, 47-летнего Алена Алтиноглу. На сайте фестиваля появилось сообщение, в котором даже не упоминается имя Владимира Спивакова: "Признавая наследие более чем тридцатилетнего абсолютного художественного совершенства, международный фестиваль в Кольмаре сегодня открывает новую страницу в своей истории подключением Алена Алтиноглу".

Стоит отметить, что маэстро не из тех, кто спешит делиться с поклонниками своими проблемами, вот и на этот раз он долго хранил молчание о своей отставке в Кольмаре, но потом всё-таки прокомментировал. Правда, сделал это не российским СМИ, а французской радиостанции Radio Classique, которую процитировала газета Le Figaro.

- Я узнал эту новость от французской знакомой, которая переслала мне новость из интернета, - рассказал маэстро. - Переговоры велись за моей спиной. Конечно, я почувствовал себя преданным.

Позже, как отметил Владимир Спиваков, он всё-таки получил официальное уведомление о своей отставке по электронной почте.

- Письмо от организаторов было полно расплывчатых терминов, так, например, "по понятным всем причинам" - одному богу известно, что это значит! Письмо совсем короткое, всего в несколько строк - и оно не было даже подписано, - признался дирижёр. - Честно говоря, я считаю это проявлением трусости в русле попыток отмены всей российской культуры.

Статус почётного гражданина не помог

Справедливости ради стоит отметить, что многие французские меломаны оказались очень возмущены таким несправедливым отношением к маэстро со стороны организаторов фестиваля - об этом красноречиво свидетельствуют комментарии к публикации в Le Figaro.

- Я думаю и всегда считал, что международные музыкальные фестивали не имею ничего общего с политикой, - заявил Владимир Спиваков. - Вы можете убрать моё имя с сайта фестиваля, но я уверен, что никакое политическое руководство не сможет вычеркнуть мою роль из истории фестиваля в Кольмаре. Потому что частично и благодаря моим усилиям этот фестиваль стал истинным "местом встречи", где люди со всех континентов, различных конфессий, национальностей и политических взглядов говорят на одном языке - на языке музыки.

Действительно, роль Владимира Спивакова в истории фестиваля в Кольмаре трудно переоценить, ведь именно он превратил его в один из самых популярных в мире. До того, как 1989 году Спиваков возглавил фестиваль, существующий с 1980 года, он вообще был мало кому интересен. Усилиями российского музыканта небольшой городок Кольмар в провинции Эльзас с 65 тысячами местных жителей за две фестивальные недели ежегодно посещали до десяти тысяч туристов из Европы, Японии и США. Имя Владимира Спивакова, который был не только худруком фестиваля, но и постоянно выступал в Кольмаре со своим оркестром "Виртуозы Москвы", привлекало внимание частных меценатов, крупных российских фирм и банков. На фестивальных концертах в Большом зале муниципального театра в антрактах для зрителей устраивали "русские чаепития".

Маэстро много делал для того, чтобы меломаны со всего мира могли познакомиться с лучшими образцами русской классики. Например, до него в программе фестиваля никогда не было музыки Александра Скрябина, Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке. По заведённой традиции каждый год был посвящён одному из выдающихся композиторов или исполнителей - и русских имён всегда было предостаточно: от Сергея Рахманинова до Фёдора Шаляпина. Одним словом, маэстро очень много сделал для пропаганды российской культуры на Западе - и всех всё устраивало.

Более того, ещё в 1999 году Владимир Спиваков стал почётным гражданином Кольмара. Вице-мэр города Габриэль Бройнер даже написал книгу "Годы Спивакова. Хроника международного музыкального фестиваля в Кольмаре", где есть такие строки: "Владимир Спиваков не только подарил городу особую культуру, особую форму гуманизма, он подарил ему душу!"

В 2022 году фестиваль в Кольмаре был отменён. Как заявил Спиваков в интервью французской радиостанции, мэрии города опасалась, что российско-украинский конфликт повлияет на репутацию мероприятия. Но, разумеется, маэстро даже не предполагал, что с ним поступят так некрасиво - уволят втихаря с должности, которую он занимал на протяжении тридцати трёх лет. И ведь даже звание почётного гражданина города не помогло. Как и его пацифизм, ведь ещё 26 февраля маэстро Спиваков подписал письмо в числе других российских деятелей культуры, не согласных с проведением СВО на Украине.

Калмыкия вместо Кольмара

Хотя маэстро, несомненно, очень переживает из-за несправедливости, допущенной в отношении него страной, которая долгие году пела ему дифирамбы и вручала правительственные награды, от недостатка работы он уж точно страдать не будет. Пока в прессе разворачивалась вся эта шумиха с кольмарским фестивалем, Владимир Теодорович отправился в столицу Калмыкии - Элисту, где вместе со своим камерным оркестром "Виртуозы Москвы" выступил на сцене Калмыцкой филармонии. Но одним концертом дело не ограничилось: в столице степной республике состоялась презентация аудиокниги лауреата Нобелевской премии мира Далай-ламы XIV "Этика для нового тысячелетия", которую озвучил маэстро.

- В этой книге есть душа. Во время её прочтения я провёл параллели с великими русскими писателями и обнаружил, что философия "Этики для нового тысячелетия" схожа с философией классической русской литературы, - отметил Владимир Спиваков. - В ней заложен не только смысл всего бытия, но и смысл всего человеческого существования.

Кстати, это далеко не первый опыт маэстро, когда он работает не в своём привычном амплуа дирижёра или скрипача-виртуоза, а в качестве чтеца. Напомним, к 100-летнему юбилею Мустая Карима, которое широко праздновалось осенью 2019 года, Владимир Спиваков принял участие в работе над озвучкой документального фильма "Мустай" о знаменитом земляке. А в прошлом году маэстро читал закадровый текст в документальном сериале "Евангелие Достоевского" канала "Культура".

Но есть в биографии знаменитого музыканта и вовсе экстраординарный опыт: ещё в 2010 году Московский международный Дом музыки, бессменным президентом которого он является уже два десятилетия, открыл VIII сезон не традиционным концертом классической музыки, а премьерой анимационного фильма "Гадкий утёнок" по мотивам знаменитой сказки Андерсена, где маэстро Спиваков озвучил... Петуха.

- Мне предложили - и я не отказался, в первую очередь потому, что очень хорошо отношусь к автору мультфильма Гарри Бардину. Действительно, это было очень интересно, правда, когда я первый раз смотрел мультфильм, то не узнал свой голос, - признался Владимир Теодорович.

К слову, знаменитый дирижёр был не единственным музыкантом, кто принимал участие в озвучке героя "Гадкого утёнка" - компанию ему составил целый "Хор Турецкого", ведь мультфильм музыкальный. И маэстро также выступал в своём привычном амплуа - дирижировал Национальным филармоническим оркестром России, исполнившим музыку Петра Чайковского из балетов "Лебединое озеро" и "Щелкунчик", которая звучит в фильме.

После выступления в Калмыкии Владимир Спиваков с "Виртуозами Москвы" дал два концерта в Казани. В этом месяце у маэстро очень насыщенный гастрольный график: 22 ноября он будет дирижировать Национальным филармоническим оркестром России в Ростове-на-Дону, 23 ноября - в Краснодаре, а 24 ноября выступит в Сочи на "Зимнем фестивале". 4 и 5 декабря запланированы сольные концерты маэстро в Туле и Калуге, а завершится год двумя, пожалуй, самыми важными выступлениями: 24 декабря в Доме музыки состояться традиционные "Рождественские встречи", а 28 декабря - гала-концерт в честь 20-летия Московского международного Дома музыки.

- Дом музыки стал любимым местом москвичей и гостей столицы, и там бывает до пяти тысяч человек в день! - отметил маэстро.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру