Группа «Кино»: «Голограммы Цоя на гастролях не будет»

Спустя 33 года уфимские фанаты вновь услышали легендарные песни группы "Кино"

Оригинальный состав команды - Игорь Тихомиров, Александр Титов, Юрий Каспарян - дали концерт в "Уфа-Арене" в рамках большого гастрольного тура. Несмотря на то, что лидера коллектива Виктора Цоя давно нет в живых, "Кино" легко смогли собрать восьмитысячный зал.

Спустя 33 года уфимские фанаты вновь услышали легендарные песни группы "Кино"
архив МК

«Очень переживаем за Шевчука»

Интересно, что среди зрителей было много молодых людей и студентов. Для многих из них 80-90 годы - это прошлое, о котором они могут судить лишь по рассказам родителей, с трудом понимая, как тогда жили. Тем не менее советское подражание "новой волне", зародившейся в Англии, оказалось настолько честным и самобытным, что песни "Кино" по-прежнему актуальны для очень большой аудитории.  

Александр Цой, единственный сын легендарного музыканта, признается, что не хотел делать "аттракцион" из новых концертов "Кино". Сейчас на выступлениях используется восстановленный голос лидера команды, однако о создании голограммы и речи быть не может, отмечает Александр. Цой уверен, что обновленный тур "Кино" - это про творчество, а не про новые технологии. Александр так же отметает и идеи о собственном выходе на сцену, потому что не хочет заменять кем-либо отца, а лишь оживить его через эмоции зрителей. Голос Виктора, звучащий в туре, это настоящий вокал музыканта, который с помощью современных технологий удалось вычленить из старых записанных треков - размикшировать до отдельной вокальной дорожки.  

- Вам не кажется, что история сделала определенный круг? Не вернулись ли 80-е? Ведь сегодня музыкальная сфера, по сути, разделилась.

- Во время ковида было такое ощущение, когда на танцпол ставились стулья, а если люди пытались вставать, бегали ребята и сажали всех, - замечает Юрий Каспарян.

- Все развивается и назад пути нет. Я долгое время сотрудничал с вашим земляком Юрием Юлиановичем Шевчуком. И, конечно, я очень переживаю сейчас за него. Очень. Это все, что я хочу сказать на эту тему, - объяснил Игорь Тихомиров.

- Уфу называли столицей русского рока, сейчас - рэпа. Есть кто-то из уфимских музыкантов, с кем вы общаетесь, кроме Шевчука?

- У нас есть очень хорошие друзья, уфимская группа Lumen, - продолжает Тихомиров.

- Да, действительно, Рустем Булатов приходил к нам, классный парень, - добавляет Александр Титов.

- Как к рэпу относитесь?

- Никак. Но в принципе нормально.

- Но ведь рокеры очень не любили рэп.

- Про все так говорили: и про диско, и про остальные стили. Это межцеховые разборнячки, - смеется Каспарян.

- Почему сейчас, на ваш взгляд, не появляются яркие команды, которые долгое время были бы главными группами?

- Сузилось восприятие, поток информации не только в музыке, а вообще везде изменил людей, - считает Тихомиров.

- После "Кино" появлялись отличные группы - "Сплин", "Ленинград". Некоторые просто выдерживают проверку, некоторые - нет, - рассуждает Каспарян.

- Раньше для того, чтобы заниматься музыкой, нужно было очень этого хотеть. Те, кто доходил до какого-то признания, это были люди, которым музыка точно была нужна. А сейчас можно на айфоне сделать трек, причем достаточно качественно, но из-за этого порог входа стал гораздо ниже, поэтому поток в целом стал более мелкодисперсный, - уверен Александр Цой.

«Восемь концертов в Уфе? Это невозможно»

- Тур только начался, но тем не менее планируете ли вы продолжение, новые аранжировки и программы?

- Голограммы не будет, не будет караоке, не будет трибьюта в группе, и я петь тоже не буду, - сходу сказал Александр. - Новые аранжировки наверняка будут, новая программа и видео - тоже.

- То есть у вас так много архивного материала, который за этот тур не покажете?

- Достаточно много, но дело не только в архивном материале. Мы играем чуть больше 20 песен. У нас есть сделанные 8-9 песен, которые мы еще не играли на концертах и много того, что еще не брали в работу. Мы даже можем из этой же программы сделать новый концерт очень интересный, просто сделать все по-другому в плане видеоряда, света и драматургии. Понятно, что нельзя выкинуть из программы "Группу крови", "Звезду по имени Солнце", "Кончится лето" - это скелет, который если не сыграть, люди расстроятся. Но тем не менее места для вариаций много.

- Вы собираете огромные площадки, проехав всего лишь несколько городов. Ожидали такой успех?

- До этого тура мы сыграли в нескольких ледовых дворцах, так что у нас уже было понимание ситуации. Выступали в Нижнем Новгороде и Минске. Сравнительно небольшой концерт в петербургском "Севкабельпорте" в первую очередь был задуман как место для съемки фильма, который стал промо-роликом для всех концертов. А дальше начались большие серьезные площадки, и программа готовилась именно под такие масштабы. Успех был ожидаем. Даже если взять концерт в "Севкабельпорте", то масштаб пришлось уменьшить - сам зал диктовал другие условия, поэтому мы смотрелись там немного по-другому. Мы затачивали выступления под большой экран, огромный зал и большую сцену. В этом туре у нас даже немного уменьшенная обстановка по сравнению с нашей полной версией, которая рассчитана на стадионы, вмещающие примерно 12 тысяч человек, - объясняет Тихомиров.

- К вопросу ожидаем ли был успех. Скорее, надо говорить о том, что мы готовили эту программу и вкладывали очень много средств и усилий в ее создание. Понимали, что если это не состоится, то мы окажемся полными банкротами. В Москве, когда пошли первые слухи о нашем воссоединении, ко мне подходили журналисты и говорили "да вы что, на что вы замахиваетесь, вас же съедят", - вспоминает Титов.

- Наша идея бы не сработала, если бы мы сделали тысячный зал, проекционный экран и хронику на нем сзади показывали, а ребята просто играли бы под старое видео. Тогда это бы не взлетело. Это был бы просто позорный и неприкольный проект, - считает Цой.

- Помню свои ощущения на первом концерте в ЦСКА-Арене в Москве. Все волнуются ужасно. И вот начинается шоу. У меня было такое ощущение, как будто откуда-то из другого пространства в муках рождается слоненок, - улыбается Каспарян. - Второй концерт уже прошел как по маслу. Он как раз записан, выйдет в ближайшее время на Ютубе.

- В 1990-м году в Уфе "Кино" давали восемь концертов - с 6 по 8 апреля. Каждый зритель запомнил эти выступления на всю жизнь.

- Уфа для меня практически родной город, - признается Тихомиров. -  Но это не только из-за 1990-го года, но и из-за того, что сотрудничая с «ДДТ», я бывал здесь много раз, даже не помню, сколько точно. Сейчас вспомнить обстоятельства того выступления мне очень сложно, потому что столько концертов проведено в Уфе, что уже просто все размыто, сложно собрать отдельно впечатления по каждому концерту. 

- Откровенно говоря, про "киношные" концерты я очень мало что помню. Восемь концертов было в Уфе? Такого у нас не могло быть, - засомневался Каспарян. - Я бы запомнил.

- Может, это полиграфическая ошибка? Таких чесов я не помню. Виктор, мне кажется, просто не стал бы в такую авантюру и мясорубку вписываться, - поддержал коллегу Тихомиров.

«Наша аудитория - старые поклонники с детьми и внуками»

- Выходило много переизданий "Кино". Они были кем-то доработаны?

- Неизвестно. Все, что творилось с 90-х до 2010-й - это все не было согласовано с нами и не выплачивались никакие роялти.

- Сегодня с коммерческой точки зрения проект успешен?

- Слушайте, проект безусловно оправдал ожидания, потому что он гастролирует. Никто бы не повез проект за свой счет, в убыток. Это просто невозможно. Сейчас из Нижнего Новгорода в Уфу едет две фуры полные оборудованием. Невозможно в таком масштабе работать и не думать про деньги совсем. Тогда ничего не получится. Это финансы, логистика, большая группа техников, - отмечает Цой.

- Музыкант все-таки должен быть рупором эпохи или наоборот музыка должна помогать расслабиться?

- Мне кажется, такой большой спектр музыки есть, что можно найти и рупор, и все, что угодно, - считает Каспарян.

- Рупор - это термин от журналистов. Музыкант самовыражается так, как считает нужным. А в рупор его превращают другие люди, - уверен Тихомиров.

- Ваша аудитория - это кто?

- Старые поклонники с детьми и внуками. В первых рядах стоит молодежь - мы видим это со сцены. А дальше очень разнородные зрители - много взрослых с детьми.

- Не рассматривали вариант создать голос Виктора Цоя с помощью новых технологий, искусственного интеллекта?

- Сведения об искусственном создании голоса весьма преувеличены. В любом случае, мы в эту сторону не собираемся даже смотреть, так же как в сторону голограмм и прочих технических псевдочудес, - говорит Тихомиров.

- Предположим, мы создадим этот аппарат, голос. Но сама поэзия откуда будет браться? Ведь мы же говорим об авторе в первую очередь, - заключает Титов.

- Да, клонировать голос уже можно, но для этого нужен исходник кого-то поющего текст. Кто бы это мог быть и что это будет за текст? И при чем здесь группа "Кино" - непонятно, - поддерживает музыкантов Цой.

- Что сподвигло вас объединиться?

- Как-то все сложилось. Долгие годы то так, то этак шло. А потом вдруг так раз - и все сложилось. Наш звукорежиссер говорит, мол, может я сумасшедший, но давайте забацаем проект. С похожими предложениями разные люди появлялись время от времени, не часто, но начиная с начала нулевых. Были предложения в том числе и с голограммой, но все весьма убого и мы не вписывались, - вспоминает Каспарян. - В 2018 году произошло знаковое событие: Александр Викторович Цой отсудил у "Мороз рекордс" все авторские права, и в 2019 году начался проект.

- То есть до этого времени у вас не было права использовать музыку?

- Можно было бы договориться как-то, но это просто не то же самое, что сейчас, когда мы можем делать, что хотим.

- Не хотите сделать что-то вроде "Ленинградского рок-клуба", который был во времена СССР?

- У меня был клуб, я потом три года отдавал кредит и больше пока не готов к такому центру притяжения, - улыбается Цой.

- На какой концерт вы бы хотели попасть как зрители?

- В ближайшее время до конца июня не попадаем ни на какие, кроме наших, - смеется Тихомиров.

- Из последних концертов я был на фестивале, где играла группа Тома Йорка Smile, - вспомнил Титов.

- Я недавно ездил в Париж на Placebo, - рассказывает Цой. - Хотел бы сходить на Led Zeppelin.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру