Аскар Нигамедзянов: «Постельные сцены сложнее, чем поцелуи»

Актер из Уфы рассказал, чего ему стоило пробиться в большое кино

В родной город актер Аскар Нигамедзянов прилетает не так часто из-за насыщенного рабочего графика, но признается, что Уфу по-прежнему очень любит и всегда с радостью приезжает, чтобы увидеться с родными и друзьями. Интересно, что на встречу с Аскаром пришли многие его уфимские друзья. 29-летний Нигамедзянов впервые прилетел в родной город в качестве звезды экрана. Его узнают по сериалам «Ольга», «Колл-центр», «Пищеблок», фильмам «Гоголь», «Капитан Волконогов бежал».  

Актер из Уфы рассказал, чего ему стоило пробиться в большое кино
архив МК

«Если ты учишься в театральном вузе - к тебе есть внимание»

Аскар – выпускник 39-й школы. Сразу после получения аттестата парень пробовал поступить на актерский факультет в Москву, но провалился. В итоге вернулся в Уфу и поступил на филологический факультет БГУ. Мечту об актерстве Аскар не забыл и через год вновь отправился в столицу. И снова не поступил. В Уфе Аскар с 15 лет занимался в театральной студии "Оперение/Хахачу", которую на тот момент курировал Константин Хабенский. Это-то и сыграло в будущем свою роль.

Во время учебы на филфаке он писал стихи и участвовал в поэтических конкурсах. На одном из таких мероприятий его талант заметила ректор СПБГУ и пригласила перевестись на филфак в Петербург. Аскар решился и уехал в Северную столицу. На творческом вечере Константина Хабенского, где Аскар был зрителем, звезда кино увидел парня в зале и пригласил на сцену прочесть свои стихи. Дело в том, что Хабенский запомнил талантливого уфимца на занятиях в студии. Когда Аскар прочел стихи, зал провожал его аплодисментами. К слову, там были и многие известные люди из приемных комиссий театральных вузов, которые отвергли уфимца во время экзаменов. В тот момент Нигамедзянов подумал, что это знак. Отучившись год в Петербурге, он решил в последний раз попробовать свои силы и вновь поехал поступать в Москву. И уфимца наконец-то приняли во МХАТ, где мастером Аскара стал актер Дмитрий Брусникин.

- Как попали в киноиндустрию?

- Я учился во МХАТе, где у нас был экзамен по актерскому мастерству, мы играли спектакль "Транссиб". Расскажу в двух словах что это такое. На первом курсе мы сели со студентами в поезд и поехали до Владивостока. Неделю ехали в одну сторону, неделю - обратно и брали интервью у попутчиков. Когда вернулись в Москву во МХАТ, каждый день перевоплощались в тех людей, у кого брали интервью, и исполняли эти роли. Затем поставили спектакль "Транссиб", где в образе этих людей исполняем их истории. И вот мы играли этот спектакль в конце первого курса, а к нам на экзамен пришли режиссеры Алексей Чупов и Наташа Меркулова. Они меня заметили и пригласили на пробы в сериал "Колл-центр" - это был мой первый большой проект. Дальше в какой-то степени сработала инерция. Если ты учишься в театральном вузе, к тебе есть внимание, тем более если учишься во МХАТе, ГИТИСе или пятерке вузов. На экзамены на спектакли приходят продюсеры, режиссеры, которые обращают внимание на молодых актеров, студентов и потом зовут на пробы.

- В первой серии заключительного сезона "Ольги" вы много целуетесь. Насколько сложно снимать такие сцены?

- Поцелуй не очень сложно снимать. При определенном ракурсе ты можешь это сымитировать. Сложнее снимать постельные сцены. Например, мы снимали сериал "Неличная жизнь", и у меня были сцены с Любовью Толкалиной. Ей по сюжету 44 года, а мне намного меньше. Мы снимали сцену секса и это было непросто, потому что это все не по-настоящему, но ты выполняешь задачи, которые тебе говорит режиссер. Соответствующие движения, рядом стоит оператор, много людей, а тебе в рацию говорят: "Вот так, теперь закидывай одну ногу, теперь другую, работаем, работаем". Это более неловко, непривычно, сложнее чем поцелуй. К поцелую я отношусь проще.

- У вас были смешные случаи на съемочной площадке?

- Постоянно смешные случаи, постоянно "кололи" друг друга во время съемок. Юлия Серина, моя партнерша по сериалу "Ольга" сама по себе забавная, мы все время смешили друг друга. Да и с Юрой Борисовым тоже. Случаев очень много и во время "Неличной жизни" с Максимом Лагашкиным, он потрясающий человек и актер. Все было на атмосфере смеха, юмора, иронии.

«Хотел бы снять современного «Курьера»

- Даже в Москве вы продолжаете работать с уфимцами. Складывается уфимская киномафия?

- Да, у моего друга Виталия Дудки скоро выходит фильм " Юра дворник" про прославившегося уфимца Юрия Ветлугина. Меня, к сожалению, не будет на премьере, я буду на съемках в это время. Виталик большой молодец, долго пробивался в индустрию российского кинематографа и сделал это относительно недавно. У него уже вышел фильм "Кто там?" для широкого проката и планируются еще проекты. В " Юре дворнике" я тоже снялся, играю там нетипичную для себя роль рэпера. Кроме того, в фильме снимался музыкант, выходец из Уфы Томас Мраз. Совсем недавно мы снимали клип на трек Томаса к этому фильму. С режиссером из Уфы Романом Каримовым я тоже знаком и с удовольствием бы с ним поработал, но что-то пока мы потерялись, может, наши творческие пути еще пересекутся. Меня уже несколько раз звал Айнур Аскаров, но никак не можем с ним поработать. Надеюсь, все впереди.

- В каких театральных постановках сейчас задействованы?

- В театре я играю в Мастерской Брусникина и в театре "Практика". Будете в Москве, приходите! Мы планируем ставить спектакль по стихам и рассказам Хармса. С датой премьеры пока не определились, но репетиции уже идут.

- Хотел бы сами снять фильм и кого бы в нем сыграли?

- В последнее время задумываюсь об этом, хочу снять полный метр. На тему, которая мне очень близка ввиду того, что я четыре года поступал в театральные вузы. Эта тема для меня очень больная, важная, ценная. Я бы хотел снять фильм, но не автобиографию, про молодого парня, который приезжает из провинции в Питер поступать в театральную академию. Он совершенно инфантильный, не знает, чего хочет от жизни. Фильм "Курьер" Шахназарова смотрели? Вот такой современный «Курьер». У него есть принципы, но довольно примитивные, это представитель потерянного поколения. Герой знакомится с компанией ребят, которые тоже поступают, знакомится с девушкой, у них завязывается роман, они тусят на крышах домов, попадают в передряги. Парень звонит родителям, говорит, что у него еще есть деньги и где ночевать, хотя нет ни денег, ни ночлега. Возможно, ночует в Эрмитаже. В итоге он не поступил вуз, а поступил в ПТУ. Такая вот честная история. Но пока это все на уровне задумки. Надо сначала написать сценарий, а потому уже думать, буду ли я в качестве режиссера или актера, а может, буду бегать и туда, и сюда. Желание есть, просто надо его реализовать.

- Есть ли у вас заветная мечта?

- Мечта заоблачная - сняться когда-нибудь у Тима Бёртона. Я считаю, что я бёртоновский персонаж. Мне кажется, в каком-нибудь "Доме странных детей мисс Перегрин" я бы мог сыграть.

«Можно слушать и Баха, и Моргенштерна*»

- Топ-3 зарубежных и российских режиссеров для вас?

- Серебренников как театральный, так и кинорежиссер, Быков. Ханта полюбил за фильмы "Межсезонье" и "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Топ зарубежных - Тим Бертон, Кристофер Нолан, Ларс фон Триер, Гаспар Ноэ. Мне кажется, применительно к художникам, режиссерам, актерам, да и вообще в искусстве нет понятия "нормальный". В любом случае это будет нестандартно, выходить за рамки нормы, этики, эстетики. Для кого-то это покажется эпатажным, для кого-то психически ненормальным, гениальным и так далее. Мне это нравится. Все ведь очень индивидуально работает. Это так же, как можно слушать Баха, можно слушать Моргенштерна*. Можно слушать и Баха, и Моргенштерна*. Почему бы и нет? Вопрос вкуса и твоего личного восприятия.

- Смотрите советские фильмы?

- Да, смотрю. Я очень люблю старые фильмы Никиты Михалкова - "Сибирский цирюльник", "Неоконченная пьеса для механического пианино". У меня симпатия к творчеству Никиты Сергеевича в советский период. "Три тополя на Плющихе" - гениальный фильм, простой, честный. "Кин-дза-дза", "Война и мир" Сергея Бондарчука. Люблю фильмы с Тихоновым. К советскому кино я отношусь очень нежно - и к Гайдаю, и к актерам. Это классика, без которой, возможно, не существовало бы современное российское кино.

- Почему выстреливают определенные актеры?

- Это может быть классный типаж, который выстрелил. Дальше ты понимаешь, что этот типаж сейчас будет востребован в кино и многие режиссеры его начинают брать в другие проекты. Затем уже по инерции все идет. Типаж и талант - это как раз Юра Борисов. Вышел фильм "Бык", который взял Гран-при на "Кинотавре", и после этого, мне кажется, Юру заметили. Он и до этого снимался много, но именно благодаря "Быку" стал более востребованным и успешным актером. Должно все совпасть - твоя классная роль в крутом фильме, с классной командой, партнерами и это будет твой дальнейший трамплин. Если говорить о музыке, взять того же Моргенштерна*. Я считаю, он талантливый человек, взял талантом и эпатажем. И это, наверное, тоже работает. Надо найти свою индивидуальность. Ну и, конечно, либо сошлись звезды, либо нет, это лотерея. Какие-то видосы залетают, какие-то нет. Я сам еще в поиске своей индивидуальности и своего особого амплуа.

- Почему, на ваш взгляд, в последнее время нет объединяющих вещей в области искусства?

- Сейчас очень много всего, много контента и в музыке, и в кино. Это огромный разброс. Что-то со временем будет переосмыслено, и мы поймем, спустя года, что тот или иной фильм стал фундаментом и классикой кино или песня стала народной. Не так давно вышел фильм "Серебряные коньки". Я считаю, что это хорошее семейное кино, и думаю, что со временем лента станет классикой отечественного кинематографа.

«Хочу быть в статусе актера, а не преподавателя»

- Нейросети сегодня рисуют картины и пишут сценарии, а следующий этап развития - создание видео. Это обесценит живое творчество?

- Риск действительно есть, что со временем нейросети будут создавать всё и уже не будет необходимости в живом актере, музыканте и писателе. Как в меме "Прибежали в хату дети, второпях зовут отца. Тятя, тятя, нейросети пишут лучше Гришковца". Я очень надеюсь, что этого все-таки не произойдет, потому что человек все же незаменим по своей природе и психофизике. Живому человеку нет альтернативы в театре, кино, музыке, да и в любой сфере деятельности. Время покажет, но я надеюсь, что этого не будет. Театр никогда не умрет, это очень древнее искусство, впрочем, как и музыка. Возможно, современные технологии надо внедрять в театр. Но, помимо этого, оставлять и что-то живое, комбинировать. Я очень люблю современный театр. Если форма не мешает, не преобладает над содержанием, то почему бы эти нейросети не включить в живой театр. Мне кажется, может получиться хорошее искусство.

- Какого контента сейчас не хватает в блогах или на телевидении?

- Мы планировали снимать сериал для "Тиктока", но ввиду обстоятельств, к сожалению, это все загнулось. По поводу контента - честно, ощущение, что уже очень много всего. Очень много рэперов, блогеров, совершенно разные темы. Мне кажется, сейчас есть столько возможностей нести любой контент. Это может быть и юмор, и познавательные материалы, и рэп, и поэзия под музыку, танцы, пародии, да что угодно. Все это уже есть, на самом деле. Надо пытаться искать свой рецепт, какую-то свою особенность, фишку и индивидуальность, непохожесть на других. Это все очень индивидуально работает.

- Как продвигать себя блогерам в кино?

- Блогерам это, наверное, сложнее сделать. Блогеру нужно сначала заработать медийность. Если он медиен, то делает кассу и поэтому его продюсерам выгодно звать его в проект. Так что блогеру в начале нужно набрать аудиторию, чтобы потом попасть в кино, или заводить знакомства с режиссерами и продюсерами. Актеры работают через агентов. Мне кажется, резонно даже блогеру, у которого есть аудитория, найти агента, который имеет доступ к закрытым проектам и кастингам. Если ты имеешь агента, у тебя есть возможность попадать на пробы. Кроме того, можно напрямую писать режиссерам в соцсетях, ехать в Москву, попадать на какие-то тусовки, закрытые мероприятия, премьеры и там знакомиться с людьми из индустрии.

- Что бы посоветовали выпускникам, которые хотят поступить в театральный вуз?

- Мне кажется, нужно ходить в театральную студию. Есть в Уфе студия "Оперение", которую открывал Хабенский. Можно снимать интересные ролики, выкладывать в сеть, привыкать к камере, работать на публику. Перед поступлением найти педагогов, которые помогут подобрать программу и поехать в столичные вузы после окончания школы. Учитывая, что в Уфе стали активно снимать кино, можно узнать, где проходят пробы и попробовать попасть в проекты.

- Не планируете делать мастер-классы для детей по поступлению в вузы?

- Я на территорию педагогики еще не готов вступить. Есть какой-то внутренний вопрос права, могу ли я себе это позволить или нет. Пока прямо преподавать, наверное, нет. Есть, конечно, бэкграунд за четыре года обучения во МХАТе, какие-то тренинги, упражнения, которыми я могу поделиться. В качестве мастер-класс - да, можно. А в плане серьезного курса педагогики - пока, наверное, нет. Если я приду к этому, то дай бог. Поживем - увидим. Пока все-таки хочу быть в статусе актера, а не преподавателя.

«Ничего плохого про Уфу сказать не могу»

- Ваши близкие как-то вошли в творческую жизнь?

- В Уфе у меня очень много родных. Двоюродные и троюродные сестры, братья, тети - со всеми не успеваю увидеться. Ненейки и кортотайки, к сожалению, уже не живы. Я не говорю ни на башкирском, ни на татарском языках. Возможно, это связано с тем, что башкирский язык тогда у нас был факультативом. Я татарин, но в нашей семье не говорят на этом языке. Видимо, ввиду всех этих обстоятельств я языки и не знаю, к сожалению. Но, конечно, это бы не помешало.

- Когда приезжаете в Уфу, замечаете перемены в городе?

- Город меняется в лучшую сторону. Когда я уезжал, еще не было "Арт-квадрата", а теперь это самое тусовочное место в Уфе, очень уютное. Уфа становится более привлекательной для того, чтобы приезжать отдохнуть, увидеться с родными и друзьями. Ничего плохого про Уфу сказать не могу, очень люблю этот город. Я 20 лет прожил здесь, этот город меня воспитал, сформировал мой вкус, привил любовь к театру. Именно в Уфе я стал ходить в театральную студию и понял, что хочу стать актером. В Уфе я полюбил поэзию. С каждым разом, когда приезжаю в Уфу, понимаю, что этот город для меня стал еще более уютным. Мне кажется, даже если я потом окончательно перееду в Москву, все равно буду возвращаться в Уфу, видеться с родными и друзьями.

- Что вас вдохновляет?

- Вдохновляют люди, талант. На съемочной площадке я познакомился с Юрой Борисовым. Это человек, который меня вдохновляет. Помимо того, что Юра очень талантливый актер, он еще и очень хороший человек. Для меня это важно: если человек не очень, то и как актера я его не воспринимаю всерьез. Для меня личные качества на работе, на съемочной площадке очень важны. Коллеги вдохновляют, у которых ты учишься и что-то берешь, книги, какие-то моменты. Все, что угодно может вдохновить. Ты выходишь на балкон с чашкой кофе посмотреть на небо и это уже тебя вдохновит. Можешь идти по парку и у тебя родится какое-то стихотворение. Я даже думаю, это не столько категория вдохновения, сколько категория желания, потому что ты можешь вдохновение приманить. Например, хочешь снять фильм или поставить спектакль, или написать стихотворение. И просто приманиваешь это вдохновение, синоним - "включаешь это желание". И это работает, вот и все.

- Как вы разделяете одаренность, талант и гениальность?

- Это как с любовью. Как ты понимаешь, это любовь или нет? Когда ты уверен, что это любовь, ты в этом даже не сомневаешься. В моменте, сегодня и сейчас, мы можем назвать кого-то гением. Объективно гений это или нет и великий это человек или нет, рассудит время. Мое личное восприятие: если я понимаю, что это гений, у меня даже нет сомнений в этом. Есть актер Никита Кукушкин, я увидел его в спектакле один раз в "Гоголь-центре" и у меня сразу щелкнуло "это гений" и ни капли сомнения не было, кто бы что ни говорил.

- Для вас чем-то отличаются гении в технических сферах и в области искусства?

- Для актера кажется, что актерская деятельность не такая сложная, как, скажем, ядерная физика. А для ядерного физика, наоборот, актерская деятельность куда более сложная сфера.

- А вы хотите оставить след в истории?

- Кто-то говорил: "Когда я считаю, что я гений, я иду мыть посуду". Я пока об этом не задумывался, просто занимаюсь любимым делом. Что будет дальше, не знаю, пока таких целей у меня нет. Поживем - увидим.

 

*признан минюстом РФ физлицом-иноагентом  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру