Директор «Мухи»: «Ни один иностранец при создании «Амуров» не пострадал»

Впервые большой анимационный проект создан с нуля в Уфе

Студия "Муха" известна на всю Россию многочисленными клипами, анимацией и фильмами. Начинали уфимские художники с печатных комиксов, которые в 90-е разлетались как горячие пирожки. Сейчас "Муха" создает громкие российские проекты. Так, например, уфимские специалисты работали и над фильмом "Чебурашка", и над сериалом "Комплекс Бога". Сегодня "Муха" параллельно работает над несколькими проектами. Но с особым нетерпением здесь ждут выхода на экраны своего детища - мультфильма "Северные амуры".

Впервые большой анимационный проект создан с нуля в Уфе

«Мы бы с удовольствием фигачили комиксы»

В 90-х годах студия "Муха" занимала небольшой кабинет на восьмом этаже Дома печати. В офисе царила особая атмосфера, сюда постоянно приходили художники и многие творческие люди. Зачастую это были знаменитости российского масштаба. Многие помнят, что одним из гостей "Мухи" был лидер группы "Алиса" Константин Кинчев, да и другие музыканты заезжали на студию.

- Раньше "Муха" была очень известна своими комиксами. А сейчас студия их выпускает? – интересуемся у директора студии Артура Абдрахманова.

- Да, карикатурист Камиль Бузыкаев у нас занимается комиксами, - говорит г-н Абдрахманов. - В прошлом году вышли комиксы про Карима Хакимова, Салавата Юлаева, Даяна Мурзина и генерала Шаймуратова. По названиям понятно, что это не та история, которая была в конце 80-х годов. Тогда это была коммерция, люди покупали комиксы. Такая социальная история. И мы бы с удовольствием фигачили бы комиксы и сейчас, если бы на этом можно было заработать.

Сегодня у "Мухи" большой офис, занимающий этаж в уфимской высотке, у каждого отдела - свой кабинет.

- Общайтесь со всеми сотрудниками, будьте как дома, у нас нет секретов. По сути, это не офис, а дом для художников, место-то намоленное, - говорит Артур Абдрахманов, директор "Мухи", предлагая журналистам осмотреть офис.

- Сердце нашей студии - отделы анимации, - объясняет Дмитрий Цирков, проводя экскурсию. - Это 2D и 3D-анимация. Сейчас мы занимаемся небольшими проектами, ребята как раз над ними работают. Часть мультипликаторов делает мультфильм "Пушкин и ..." - коротенькие зарисовки в рамках одной серии. Каждая история - про одно стихотворение Александра Сергеевича. Каждая серия заключает в себе сюжет, всего будет 54 серии.

Игровой отдел "Мухи" принимал участие в работе над недавно вышедшим фильмом "Нюрнберг".

- В "Нюрнберге" мы делали компоузинг - финальную картинку, 3D-графику и заменяли хромакей.

Как только фотографы начинают снимать отделы анимации, сотрудницы заливаются смехом.

- Самые веселые люди у нас как раз в отделах 2D и 3D-анимации, - улыбается Дмитрий. - Настя, быстро создай иллюзию, что работаешь.

- В этом я профессионал, - смеется девушка.

- Кухня - второе сердце "Мухи", - не перестает шутить Цирков. - В действительности же самое важное в студии - это "сервачная". Место, где находятся серверы, на которых хранится вся информация.

Интересно, что многие сотрудники "Мухи" - мультиинструменталисты, которые могут и анимацией заниматься, и рендером, и подготовкой материалов. Некоторые работают удаленно из дома.

- Это разрешено только тем, кто может практически все, и в ком мы полностью уверены. Это самые надежные люди, старожилы студии, которые работают здесь еще со времен создателя - Виталия Мухаметзянова.

Основной костяк студии - уфимские специалисты. Но иногда в столицу Башкирии ради работы в "Мухе" люди приезжают из других городов. Так, например, аниматор-мультипликатор Илья Демкин перебрался в Уфу из Омска.  

«Казалось, что клип - это небольшое кино»

Директор студии Артур Абдрахманов пришел в "Муху" в конце 90-х, работал с легендарным создателем "Мухи" Виталием Мухаметзяновым. Компания занималась не только выпуском нашумевших комиксов, но и съемками клипов для звезд первого эшелона - Киркорова, Баскова, Алсу, Успенской, Агутина, группы "Серебро", Глюкозы и многих других. Артур признается, что во время работы над видео ему всегда хотелось чего-то большего.

- Казалось, что клип - это небольшое кино, - улыбается Артур.

И, действительно, "Муха" постепенно добралась до полного метра. Уже в ближайшее время на большие экраны выйдет полнометражный мультфильм "Северные амуры", созданный «Мухой» совместно с киностудией "Башкортостан". Лента расскажет о подвигах легендарных башкирских воинов, участвовавших в русско-шведской войне и бивших Наполеона. Как признаются создатели, впервые часовой анимационный фильм полностью создан местными аниматорами.

Студия начала заниматься фильмами довольно давно, однако впервые большой анимационный проект создан с нуля в Уфе.

- "Северных амуров" снимали примерно два года. Впервые идея о создании проекта и само название "Северные амуры" прозвучало от главы Башкирии Радия Хабирова, - объясняет Артур. - Понимаете, это первый руководитель республики, который обратил внимание на нашу студию. Ни при Рахимове, ни при Хамитове никакого внимания и интереса к студии не было. Мы жили сами по себе, все своей работой доказывали. В основном сотрудничали с Москвой, Питером и немного с зарубежными партнерами. Для Башкирии мы никогда никаких проектов не делали, почему-то были здесь неинтересны.

По словам г-на Абдрахманова, у Радия Хабирова к студии «был простой человеческий интерес».

- Он уже знал про нашу студию, слышал о ней в Москве и ему стало интересно, как мы работаем, - считает он. - Мы пообщались, и Радий Фаритович предложил идею рассказать всем о Северных амурах, об этой интересной теме в нашей истории. Мы стали изучать вопрос, копаться в истории, познакомились с историком, преподавателем БГУ, большим специалистом и знатоком Рамилем Рахимовым. В итоге он стал нашим историческим консультантом.

Артур Абдрахманов уверен, что в исторических документах можно найти гораздо более сильные и интересные истории, которые произошли в прошлом, нежели сочинять что-то, чего на самом деле никогда не было.

- Скелет и костяк мультфильма, все события в нем выстроены на тех исторических моментах, которые нам показал Рамиль Рахимов. Мультфильм начинается с того, что Россия воюет, на севере шведы нападают и, чтобы их осилить, призывают башкир. Приезжает гонец, а башкир найти не может, их нет на месте, потому что в это время они воевали с саранчой. И это тоже исторический факт, - рассказывает Артур. - Буквально все моменты, отраженные в мультфильме, мы смотрели в архивах, составляли дорожную карту событий, и она нам показалась настолько увлекательной, что нам почти не пришлось ничего сочинять самим. По сути, мы занимались только тем, что внедряли эту историю и персонажей.

Интересно, что Рамиль Рахимов - реконструктор, который вместе с другими увлеченными людьми воссоздает исторические события.

- Он занимается реконструкциями не только по роду своей деятельности, но это еще и его хобби, и жизнь. Нам было безумно интересно общаться с Рахимовым. Сейчас обсуждаем многие моменты, связанные с генералом Шаймуратовым.

После "Северных амуров" у "Мухи" и киностудии "Башкортостан" есть совместные планы по созданию проекта о генерале Минигали Шаймуратове.

«Амуры» на китайском и хинди

Во время работы над "Северными амурами" аниматоры столкнулись с неожиданным феноменом, что на башкирском языке роли вышли более яркими.

- Даже если не понимаешь башкирский язык, интуитивно чувствуется это. На русском языке было очень интересно озвучивать, но гораздо более сильно получилось на башкирском. Так что башкирская версия с русскими субтитрами нам очень понравилась, - признается Артур Абдрахманов.

По словам директора студии, с каждым из артистов озвучки была своя история.

- С Аминой Шафиковой, министром культуры Башкирии, мы общаемся часто и поэтому голос ее уже знали. В какой-то момент у нас уже был записан один из голосов непрофессионального артиста. Но чувствовалось что-то не то. И вот в одну из встреч с Аминой Ивниевной мы слушали-слушали как она разговаривает и предложили ей попробовать озвучить роль. И уговорили ее. Амина Шафикова приехала к нам в студию, мы все записали и когда убедились, что все хорошо и ей самой понравилось, оставили именно ее голос.

В озвучивании ролей приняли участие многие известные люди - музыканты Айдар Галимов, Радик Юльякшин, Рустем Булатов и Денис Шаханов из группы Lumen, Назифа Кадырова, Аскар Абдразаков.

- Это ведь все не профессиональные актеры, а певцы, поэтому у нас каждый раз было некое опасение - получится или нет? И когда мы приглашали людей на студию, сразу предупреждали, что сначала послушаем и если все получится, то оставим голос уже в финальном варианте. Здорово, что все это понимали и были согласны на такие условия. Все они очень работящие люди, настоящие труженики. Я понимаю, что если люди такого уровня чего-то достигли, то это на 90 процентов за счет своей работоспособности. Все, кто у нас озвучивали роли, в хорошем смысле очень податливые, слушают режиссера. И результат на лицо - все отлично получилось. Роли очень объемные и те образы, которые мы старались сделать, люди только усилили своими голосами.

- Чья была идея сделать в фильие камео создателя "Мухи" Виталия Мухаметзянова?

- Идея моя, потому что Виталий был моим наставником. Когда я пришел работать в "Муху", он сразу меня заметил, посадил рядом и сказал: "Учись, если хочешь быть режиссером". Он очень много мне всего дал. Камео Виталия - это дань уважения моему учителю от меня. Я буду его помнить всю жизнь и очень благодарен ему.

В планах у "Мухи" перевести фильм на китайский язык и хинди. Возможно, с субтитрами, этот вопрос обсуждается. Помочь с переводом вызвались иностранные студенты уфимских вузов. Идею предложил Илья "Патрик" Тавлияров, лидер уфимской группы «VIA Чаппа». В проекте Илья выступил в качестве музыкального директора.

С "Мухой" Илья сотрудничает еще с 90-х годов, когда на студии были записаны первые альбомы «VIA Чаппа». Когда Артур Абдрахманов предложил Илье написать песню для "Северных амуров" по мотивам народной композиции "Любезники - любизар" об Отечественной войне 1812 года, он, не задумываясь, согласился.

Как оказалось, музыкант очень любит народную музыку, фольклор и этнику. Тавлияров сделал художественный перевод, поработал с музыкой, написал песню. В итоге Илье так понравился проект, что он решил вплотную заняться "Северными амурами". Вероника Муртазина написала саундтрек, Андрей Гучков делал оркестровку.

«Мех на костюмах - наша маленькая гордость»

Руководителем проекта выступил Дмитрий Цирков. По его словам, "Северные амуры" - это плод коллективного творчества.

- В общей сложности над мультфильмом работали около 70 человек, - отмечает Дмитрий.

Цирков рассказал об этапах создания анимационного фильма. Изначально пишется сценарий, а затем аниматоры рисуют небольшой простенький "мув" - движение.

- Это необходимо для того, чтобы понять, что это за персонажи, куда они идут, что делают и в каком месте находятся. После того, как нарисован упрощенный "мув" - на полные 60 минут в случае "Северных амуров" - начинается огромная работа по 3D графике, - объясняет Дмитрий. - Это создание полноценных локаций, в которых будут происходить все действия. Создание персонажей: для начала модель, затем их регат - оснащение костями, после чего аниматор будет анимировать эту марионетку. Также рисуют все объекты. Например, деревья. Все это делают отдельные люди, поэтому производство мультика занимает очень большое количество ресурсов, времени и людей. 

Особый предмет гордости аниматоров - детали.

- Например, мех на костюмах героев - это наша маленькая гордость. Его тоже делают отдельные люди. У нас таких специалистов в принципе немного. Дело в том, что мех - это одна из самых сложных вещей в мультипликации, ведь важно сделать так, чтобы он был как можно более натуральным. Одежда - это тоже отдельный пункт, потому что на экране очень важны все складочки и детали, чтобы все было как настоящее. Если в эпизоде на герое есть какая-то ткань, то она должна иметь вес и свою фактуру. Этим тоже занимается специальный отдел. В "Северных амурах" в разные периоды над этим работали от трех до десяти человек.

Кстати, есть в мультфильме и двухмерные вставки, которые анимировались мультипликаторами 2D-отдела.

После того, как сделаны локации, персонажи и когда это все уже заанимировано, наступает череда визуальных эффектов - FX.

- Это, например, огонь, частицы, которые изображали саранчу, взрывы, дым. Все это делают специалисты по спецэффектам, - продолжает Дмитрий.

Только после того, как прошли все эти долгие этапы, можно давать рендер, то есть финальную визуализацию картинки. Она, кстати, происходит по слоям - по отдельности персонажи, локации, предметы, которые персонажи берут в руки и так далее.

Кроме того, в анимационной сцене выставляется свет. Затем, как объясняет Дмитрий, начинается длительный процесс "просчета кадра".

- Каждый кадр из 60 минут мультфильма считан отдельно. На просчет одного кадра уходит от 3 до 10 часов. В секунде 25 кадров, в 60 минутах - представляете сколько? Так что сами понимаете, это очень небыстрый процесс.

После того, как финальная визуализация завершена, будущий мультфильм "зашивается" в единую красивую картинку. Этот этап называется компоузинг.

- Это когда появляется красивое небо на заднем плане, когда свет начинает играть как в реальной действительности, когда фон и персонажи начинают создавать единую пространственно-воздушную среду, - объясняет Дмитрий. - Только после всех этих процессов режиссер забирает будущий мультик к себе и своей великой могучей режиссерской рукой наводит цветокор. То есть приводит весь мультфильм к единому колориту. И не забываем, что помимо всего прочего в мультфильме еще делают звук. И только после этого мы наконец можем наблюдать нашу работу на большом экране.

«Когда включаю мультфильм, то не перематываю»

Полнометражный мультфильм идет 60 минут. Точная дата выхода в прокат пока неизвестна. Изначально премьера была заявлена на май, однако сроки сдвинулись, несмотря на то, что "Северные амуры" полностью готовы.  

- Немаловажно, как разместят наш мультфильм. Главное, чтобы рядом с ним в прокате не было более дорогого и богатого конкурента. Понимаете, нюансов очень много, прокат - это даже более тонкая наука, чем само создание мультфильма, - объясняет Абдрахманов.

Интересно, что "Амуры" от начала и до конца сделаны уфимской студией.

- У нас все отечественное, кроме софта. Ни один иностранный товарищ при создании мультфильма не пострадал, - смеется директор "Мухи".

Предполагается, что прокат должен быть всероссийским и, возможно, распространится на некоторые страны СНГ.

- Я не бизнесмен и никаких финансовых целей на прокат у меня нет. Но мы с интересом ждем выхода, - отмечает Абдрахманов.

- Как в целом оцениваете мультфильм?

- Свою работу хвалить смысла нет. Но скажу честно: когда включаю мультфильм, не перематываю. Мне интересно смотреть, находить какие-то детали в голосах. Пока мультфильм показывали всего лишь два раза - в кинотеатре "Родина" был закрытый просмотр и в московском "Доме кино". Люди выходили после просмотра, вроде не ругались и не плевались, - улыбается Артур.

Кстати, кроме мультфильма вышла еще и игра "Северные амуры", которую можно установить на мобильные телефоны на платформах IOS и Android. Игра уже доступна для скачивания.

Режиссер Руслан Тавабилов отмечает, что мультфильм показывает две войны, но, по сути, проект гораздо глубже.

- Войны и наши доблестные герои - это оболочка. Но по большому счету "Северные амуры" о том, что из поколения в поколение передается опыт, жизненные ценности и любовь к родине. Надеюсь, что когда мультфильм выйдет в широкий прокат, зрители вспомнят о казалось бы банальных, но таких важных вещах - слушать и уважать взрослых, больше времени уделять детям, - делится Руслан.

- Как думаете, с какой мыслью человек выйдет из кинотеатра после просмотра фильма?

- Мин яратам (по-башкирски «я люблю», - прим. ред.) весь мир.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру