В новой постановке Генделя похоронили красоту «золотого сопрано Башкирии»

Диляра Идрисова воплотила одну из аллегорических фигур произведения – Красоту

Диляра Идрисова призналась, что партия в барочной оратории "Триумф времени и разочарования" в премьерной постановке Нижегородского театра оперы и балета стала самой сложной в её артистической карьере.

Диляра Идрисова воплотила одну из аллегорических фигур произведения – Красоту
архив МК

Арии из гроба

В том, что новая российская постановка редкой барочной оперы Генделя с участием народной артистки Башкирии Диляры Идрисовой преподнесёт немало сюрпризов, было ясно ещё до того, как новинку услышала публика. Перед премьерой оперы-оратории "Триумф времени и разочарования", которая прошла на Дягилевском фестивале в Перми, режиссёр-постановщик Елизавета Мороз откровенно пообещала в своей новой постановке "треш и китч". А благодаря прямой трансляции с фестивальных показов посмотреть премьеру смогли меломаны по всей стране, в том числе, разумеется, и на родине исполнительницы одной из главных партий - солистки Башкирского театра оперы и балета.

Диляра Идрисова воплотила одну из аллегорических фигур произведения - Красоту. Партнёрами "золотого сопрано Башкирии" стали солисты Нижегородской оперы: тенор Сергей Годин (Время), меццо-сопрано Яна Дьякова (Удовольствие) и приглашённый контратенор Андрей Немзер (Разочарование). Хотя, по замыслу автора, все четыре аллегорические фигуры одинаково важны, молодой режиссёр, выпускница ГИТИСа Лиза Мороз сделала акцент именно на персонаже Красота в исполнении Идрисовой, вокруг которой вертится всё действие оперы-оратории. А поскольку изначально был обещан "треш и китч" именно "принцессе барокко", как часто называют Диляру в прессе, пришлось труднее всего.

- Главной задачей, которую мне надо было решить, - как показать, что такое красота, если каждый её видит по-своему, - отметила Елизавета Мороз. - Я предлагаю зрителю поразмышлять о красоте момента, потому что, как мне представляется, именно момент и живёт красота.

Стоит вспомнить, что дебют Диляры Идрисовой в партии Красоты состоялся ещё три года назад - в разгар пандемии коронавируса. В 2020 году башкирская певица участвовала в постановке креативного американского режиссёра Тэда Хаффмана, которую он осуществил во Франции. Премьера на сцене театра Opera Comedie в Монпелье стала тогда событием - о ней много писала европейская пресса. Россиянке, вообще-то, и там пришлось нелегко: режиссёр заставил её выйти на сцену в нижнем белье, но Елизавета Мороз приготовила башкирской певице испытание посерьёзнее.

Ещё до начала спектакля в партере Пермской оперы появилась очень пожилая дама в пышном вычурном золотистом платье, которая металась по залу, а потом оступилась и рухнула на пол. Кто-то из зрителей сразу же бросился на помощь бедняге. Но когда поднялся занавес, выяснилось, что это и была исполнительница партии Красоты, и её падение, кстати, очень реалистичное, было частью режиссёрской задумки. В начале спектакля на сцену, оформленную не то как траурный зал крематория, не то как античный театр, вынесли белоснежный гроб, а в нём оказалась та самая странная пожилая дама, узнать в которой "принцессу барокко", как часто называют Идрисову в прессе, из-за довольно устрашающего возрастного грима было практически нереально.

Кстати, певице пришлось не только лежать в гробу, но по ходу действия даже тащить его на себе, как некий крест. Сама Диляра Идрисова призналась, что партия Красоты в этой постановке стала для неё самой трудной за всю артистическую карьеру. Режиссёр тоже говорила о трудностях и "творческом вызове".

- Без малейшего преувеличения могу сказать, что работа с этим материалом стала для меня серьёзным творческим вызовам, - отмечает Елизавета Мороз. - Это иносказательная история, отвлечённая от реального человека со сложной драматургией. В своей постановке я стараюсь эту историю обустроить, пытаюсь приблизить к современному слушателю.

«Не слышать, не глядеть - одно спасение...»

В оригинальном либретто оратории, написанной в 1707 году, юную, цветущую Красоту, стремящуюся к удовольствиям, соблазняет радостями земной жизни Наслаждение. Но Время и Разочарование напоминают о быстротечности жизни и необходимости думать о душе, о вечности. В итоге Красота отворачивается от Наслаждения, поняв его порочную сущность, и постригается в монахини. Оратория была написана немецким композитором во время его путешествия в Италию, когда опера как жанр была запрещена в "вечном городе" папой римским. А вот жанр оратории как раз был очень востребован, хотя, по большому счёту, отличался от оперы только лишь морализирующим сюжетом.

Авторы современных интерпретаций оратории иногда просто шокируют зрителя. Стоит только вспомнить нашумевший спектакль Константина Богомолова, поставленный в 2018 году на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, в котором в качестве либреттиста выступил писатель Владимир Сорокин. Треша там тоже было через край: Красота оказалась девочкой Леной, Наслаждение - маньяком Чикатило, а два остальных персонажа - родителями несчастной жертвы.

В постановке Елизаветы Мороз обошлось без маньяков, но было членовредительство: Красота, прежде чем добровольно отречься от земных радостей, сама лишает себя зрения, представ перед публикой с залитыми красной краской щеками. Глядя на такой треш, вспоминаются поэтические строки Микеланджело: «Мне сладко спать, и лучше камнем быть во времена позора и паденья. Не слышать, не глядеть - одно спасенье...».

До того, как Красота по собственной воле ляжет в гроб, она сдерёт себя не только платье с украшениями, но и собственную кожу - артистка остаётся в одном алом спортивном купальнике, с облитыми красной краской щеками. По ходу спектакля Диляре Идрисовой приходилось петь, ползая по полу, совершая какие-то непонятные телодвижения или же сидя в инвалидной коляске. И остаётся только восхищаться мастерством певицы, сумевшей достойно исполнить свою партию.

Режиссёр словно проверяла на прочность артистку, вынуждая её петь в самых нелепых и неудобных позах. Но Идрисова оказалась на высоте, стилистически точно демонстрируя все барочные эффекты. Судя по комментариям в соцсетях, публика была просто очарована голосом "золотого сопрано Башкирии".

В Нижегородской опере "Триумф" с участием Диляры Идрисовой можно будет увидеть предстоящей осенью. А земляки певицы услышат её 1 сентября в ГКЗ "Башкортостан" – певица выступит на открытии 32-го концертного сезона Национального симфонического оркестра Башкирии в рамках абонемента №1 "Высшая лига". В программе Симфония №4 Густава Малера, включающая вокальную партию, которую и исполнит певица. Кроме того, на открытии сезона прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром №3 Сергея Рахманинова, где солировать будет московская пианистка Екатерина Мечетина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру