Дирижёр Башоперы Артём Макаров возглавил оркестр московского театра

Несколько лет музыкант проработал в театрах Турции

Артём Макаров, 13 лет занимавший пост главного дирижёра Башкирского театра оперы и балета, сегодня является приглашённым дирижёром Большого театра Беларуси. А на днях стало известно, что Макаров возглавил оркестр Московского детского музыкального театра имени Сац.

Несколько лет музыкант проработал в театрах Турции

Подвиги «Геракла»

Имя Артёма Макарова, 13 лет занимавшего пост главного дирижёра Башкирского театра оперы и балета, хорошо знакомо уфимским меломанам. 46-летний музыкант успел поработать не только в родной Уфе, но и в других российских театрах, а также за рубежом - он несколько лет проработал в театрах Турции: в Анкаре и Стамбуле, где поставил с десяток классических спектаклей. В настоящее время маэстро Макаров является приглашённым дирижёром Большого театра Беларуси. А на днях стало известно, что Макаров возглавил оркестр Московского детского музыкального театра имени Сац, где в последнее время также успешно работал в качестве приглашённого дирижёра.

- Я благодарен за приглашение худруку и главному режиссёру театра Георгию Исаакяну, с которым мы сделали несколько знаковых спектаклей для Башкирского оперного театра, - прокомментировал своё назначение Артём Макаров

Первой совместной постановкой Макарова с Исаакяном на уфимской сцене стала комическая опера Моцарта "Так поступают все женщины", затем были барочная опера Генделя "Геракл" и "Фауст" Гуно. За работу над "Гераклом" Макаров в 2017 году был удостоен театральной премии "Золотая маска". На сцене Детского музыкального театра уфимский музыкант ещё до назначения на пост главного дирижёра успел осуществить несколько амбициозных проектов.

- В последние годы театр имени Сац привлекает внимание неординарными, интересными постановками. На протяжении двух сезонов я в качестве приглашённого дирижёра имел возможность поработать со всем творческим коллективом театра - с оркестром, с хором, с оперной и балетной труппами, которые произвели на меня сильное впечатление своим высоким уровнем и профессионализмом, - отметил Артём Макаров. - Мы осуществили российскую премьеру оперы "Нуш-Нуши" Хиндемита, представили ораторию Генделя "О радости, печали и мудрости", балет "Жизель" Адана, кантаты французских композиторов - "Потоп" Сен-Санса и "Засуха" Пуленка. Есть планы на следующий сезон, их реализация связана с реконструкцией Большой сцены этого легендарного театра, которую все ждут.

Впервые поставленная на российской сцене экзотическая опера "Нуш-Нуши", написанная в 1920 году для театра бирманских марионеток, стала настоящим событием, ведь музыка яркого представителя немецкого импрессионизма Пауля Хиндемита практически не знакома в нашей стране.

- Исполнять музыку Пауля Хиндемита - задача экстраординарной сложности, и мало какой театр решается на такой художественный шаг, - рассказал режиссёр-постановщик Георгий Исаакян. - Ведь композитор предъявляет высочайшие требования в смысле мастерства, техники, понимания того, что есть современная музыка.

Всего по чуть-чуть

Стоит отметить, что, несмотря на наличие в названии театра слова "детский", там ставят спектакли не только для юного зрителя. Здесь звучит и очень серьёзная музыка классиков второй половины XX столетия, таких, например, как лидер немецкого авангарда Карлхайнц Штокхаузен или лидер американского минимализма Филип Гласс. Опера Хиндемита "Нуш-Нуши", как заявил дирижёр-постановщик, очень необычная.

- Это сатира, юмор, в какой-то степени пародия на оперный жанр, по мнению самого Хиндемита. То там, то тут мы слышим чуть-чуть Вагнера, чуть-чуть Штрауса, чуть-чуть Малера. Хиндемит немного иронизирует над композиторами, хотя, несомненно, вырос на их музыке, - отметил Артём Макаров.

Что касается сотрудничества с Башоперой, то имя Макарова по-прежнему находится на сайте театра в разделе "дирижёры". Как было заявлено, дирижёр "продолжит свои текущие постановки и концертные программы в Уфе", но, очевидно, что всё внимание маэстро теперь будет сосредоточено на московском театре.

К слову, в Башопере Макаров начал работать, ещё будучи студентом Уфимского института искусств в 1997 году. Начинал как концертмейстер, а, закончив аспирантуру Московской консерватории им. Чайковского (класс Геннадия Рождественского) в 2002-м, встал за дирижёрский пульт, заняв в 2010-м пост главного дирижёра и музыкального руководителя театра. За время работы в Уфе он поставил несколько десятков классических опер и балетов. Одна из его последних работ - оперетта "Герцогиня.G" Жака Оффенбаха - в 2021 году была удостоена премии "Музыкальное сердце театра" в номинации "Лучший дирижёр".

В новом статусе Артём Валентинович выйдет на московский сцену на открытии Большого зала Детского музыкального театра в октябре. А в первых числах сентября в рамках проекта "Большие гастроли" новинку сезона - классический балет "Жизель" в постановке Макарова - покажут на сцене Бурятского театра оперы и балета. Затем Макарову предстоит выступить в Минске: 10 и 15 сентября в Большом театре Беларуси маэстро будет дирижировать балетом "Жизель" Адана, 16 сентября - оперой "Кармен" Бизе, а 26 сентября - оперой "Аида" Верди.

- У каждого оркестра своя энергетика. Безусловно, у белорусского оркестра Большого театра она особенная, когда музыканты самого высокого уровня. С этим согласятся все мои коллеги, которым выпала честь работать в Минске. С самой нашей первой встречи я понял, что меня слышат, а это самое важное для дирижёра, - считает Артём Макаров.

Стоит отметить, что в дирижёрском сообществе маэстро Макаров пользуется заслуженным авторитетом, об этом свидетельствует тот факт, что в 2019-м и 2020 году музыкант был в составе жюри и вошёл в экспертный совет оперной премии "Онегин", а в этом году вместе с худруком Башоперы Аскаром Абдразаковым вошёл в жюри "Золотой маски".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру