Ильдар Абдразаков привезет свой фестиваль в шесть городов, но опять объедет Уфу

Башкирские меломаны пока могут увидеть знаменитого земляка только на телеэкране

Именной фестиваль знаменитого башкирского баса Ильдара Абдразакова, который в этом году пройдёт в шестой раз, продолжает расширять границы. Но родной город артиста – Уфа - второй год подряд в гастрольный тур не попадает.

Башкирские меломаны пока могут увидеть знаменитого земляка только на телеэкране
архив мк

В статусе международного

 

Заслуженному артисту России и народному артисту Башкирии Ильдару Абдразакову исполнилось 47 лет. В Санкт-Петербурге прошел именной фестиваль артиста, который впервые открылся в Северной столице. Статус международного фестивалю удалось сохранить благодаря визиту именитого Рамона Варгаса. 62-летнего мексиканского тенора, звезду Венской оперы, Метрополитен-опера и Ла Скала с хозяином фестиваля связывают давние профессиональные и дружеские отношения.

В свой предыдущий визит в Россию в 2021 году маэстро Варгас назвал Ильдара Абдразакова "потрясающим певцом и хорошим другом". Вообще-то мексиканец и прежде часто выступал в нашей стране, причём не только в столицах, но в этот раз он ограничился единственным выступлением на открытии фестиваля с оркестром Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. В других городах концерты пройдут с участием Ильдара Абдразакова и солистов Мариинского театра, среди которых, кстати, двое уроженцев Башкирии - Станислав Трофимов и Кирилл Белов.

27 сентября фестиваль принимал Архангельск, 28 сентября - Мурманск, 30 сентября - Петрозаводск, 2 октября - Самара, а завершится фестиваль 4 октября в Казани. Уфа - родной город Ильдара Абдразакова, где фестиваль впервые стартовал в 2018 году, - второй год подряд в число фестивальных городов не попал. В прошлом году в рамках фестивальной программы в башкирской столице планировалось концертное исполнение оперы "Борис Годунов", которое в итоге так и не состоялось. Пресс-служба фестиваля тогда объяснила несостоявшийся показ отсутствием финансирования, заявив, что "регион не выделил средства на его проведение". В этом году, как сообщает музыкальный журнал Opera Wire, организатор Abdrazakov Fest - Фонд Ильдара Абдразакова - получил на его проведение грант в 15,5 миллиона рублей от министерства культуры России. Кроме того, среди спонсоров фестиваля заявлены несколько крупных российских банков. Но, башкирские меломаны, увы, пока своего знаменитого земляка не услышат.

Гастрольный график артиста, несмотря на ряд аннулированных зарубежных контрактов, остаётся очень насыщенным, ему хватает работы и на российской сцене. Через несколько дней после фестиваля, 8 октября, башкирский бас даст сольный концерт в московском «Крокус Сити Холле», где выступит в сопровождении оркестра "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета. А в конце октября выйдет на сцену Большого театра, где исполнит одну из своих коронных партий - короля Филиппа II в опере "Дон Карлос" Верди.

 

Камерные программы и финал с оркестром

 

Кроме Санкт-Петербурга и Казани, где артисты выступают в сопровождении Госоркестра Татарстана, в остальных городах концерты были камерными, под рояль. Кроме солистов Мариинского театра в концертах принимают участие и молодые исполнители, участники образовательной программы Фонда Ильдара Абдразакова и мастер-классов, которые традиционно проходят в рамках фестивальной программы.

- В этом году мы получили около 450 заявок на участие в мастер-классах. Мы с нашим концертмейстером Евгением Сергеевым очень долго их слушали, переслушивали - было сложно выбрать, - признаётся Ильдар Абдразаков. - Мы отбирали не потому, насколько человек готов профессионально петь в опере или концертном зале. Мы отбирали тех, с кем нам хотелось бы поработать и показать другим, какие могут быть нюансы в трактовке произведения. Что касается голоса, туда мы старались не лезть - понятно, что за 30 минут или даже час ничего не изменится, над этим работают годами с педагогом.

Сам знаменитый бас, который, как известно, кроме артистической карьеры активно занимается педагогической деятельностью, являясь худруком Международной академию музыки им. Елены Образцовой, считает занятия с молодыми исполнителями полезными и для себя.

- Занимаясь педагогической деятельностью, я на самом деле и сам учусь, потому что понимаю, что у молодых, начинающих певцов что-то где-то не получается, и мы вместе начинаем разбираться и находить причины. Я перевожу это на себя - у меня ведь тоже периодически что-то не получается, - говорит Ильдар. - Голос - это такой инструмент, который всё время меняется в каком-то направлении: он может расти вверх, может вниз или в ширь... И надо обязательно очень чётко за этим следить. Вот для этого есть прекрасные педагоги, коучи, которые вовремя подскажут что и как нужно делать. Я с молодыми занимаюсь и бывает думаю: а вот это интересно, дай-ка я тоже так попробую. Ну, в другом произведении. И мы совместно находим эту линию, которая может помочь певцу раскрыться: где-то добавить слов, где-то эмоций, а может, и убавить. Ведь есть композиторы, как Беллини, которые в принципе не предполагают произносить чётко слова.

 

Ждут в Европе и на российском ТВ

 

Кстати, международная карьера самого Ильдара Абдразакова как раз началась с Беллини: на сцене легендарного миланского Ла Скала он дебютировал с партией Родольфа в опере "Сомнамбула" в 2001 году. А через три года состоялся его дебют на сцене нью-йоркского Метрополитен-опера в главной партии оперы "Дон Жуан". Сегодня контракты и с первым, и со вторым театром поставлены на паузу. Хотя сезон российский певец триумфально открывал титульной партией в опере "Борис Годунов" в Ла Скала, но уже через несколько месяцев ему пришлось отказаться от участия в премьерной постановке "Сказок Гофмана" Оффенбаха. Ещё раньше отменились его выступления в Метрополитен-опера, а также в Бостоне, где он должен был солировать в опере Шостаковича "Бабий Яр", и нью-йоркском Карнеги-холле. Причиной всех этих отмен стали обвинения певца в лояльности российским властям, его участие в правительственных концертах и использование бюджетных средств для организации своего фестиваля.

Тем не менее совсем без зарубежных гастролей бас всё-таки не останется: в ноябре он будет выступать в Монако. 2 ноября на сцене Оперы Монте-Карло прозвучит "Реквиеме" Верди с его участием, а 22, 24 и 26 ноября будет петь партию короля Филиппа II в опере "Дон Карлос". Новый год артист и вовсе будет встречать в Швейцарии: 31 декабря он выйдет на сцену Цюрихской оперы в партии Мустафы в "Итальянке в Алжире", а затем со 2 по 9 января будет петь ещё в четырёх спектаклях.

А вот башкирские меломаны пока могут увидеть своего знаменитого земляка только на телеэкране - в ноябре состоится премьера седьмого сезона конкурса "Большая опера" на «Культуре», где Ильдар Абдразаков вместе с женой Марикой выступят в качестве ведущих. Но в одном из выпусков - "Дуэты" - бас также выступит и в привычном для себя амплуа: споёт вместе с победительницей первого сезона Вероникой Джиоевой.

- Нам с Вероникой даже репетировать не надо - мы чувствуем друг друга с полувзгляда. Наш дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы Моцарта это продемонстрировал. Быть с Вероникой на одной сцене - это счастье, - заявил Ильдар.

 

Чтобы петь Верди, нужно пройти огромную школу

 

Кстати, как выяснилось, среди участников конкурса оказался ещё один уроженец Уфы - бас-баритон Елисей Лаптев, выпускник Московского института музыки им. Шнитке. Молодой певец ещё не работает ни в одном театре и надеется, что участие в проекте поможет ему найти своё место на сцене. Один из семи выпусков будет полностью посвящён музыке Джузеппе Верди, а это, по словам ведущего "Большой оперы", очень серьёзное испытание для неопытных исполнителей.

- Чтобы петь Верди, нужно пройти огромную школу, именно вокальную, - отметил Ильдар Абдразаков, имеющий репутацию одного из лучших в мире исполнителей вердиевского репертуара. - И для того, чтобы исполнять произведения Верди, нужно иметь огромное дыхание, потому что линия бельканто, линия того, что написал композитор, - это большое дыхание и большой смысл, именно музыкальный и драматургический.

На сегодняшний день башкирский бас чаще всего появляется на сцене в двух партиях - Бориса Годунова и короля Филиппа II. В этом сезоне он исполнял обе партии и в Большом, и Мариинском театрах. В декабре итальянский дирижёр Риккардо Мути пригласил Ильдара принять участие в гала-концерте Gala Verdiano фестиваля, посвящённого Верди, который ежегодно проходит в Равенне. В следующем году Абдразаков вновь порадует европейских меломанов вердиевским репертуаром: в феврале споёт "Реквием" в Риме, а в июне планируется его участие в "Набукко" в Венской опере, где ему предстоит петь партию Закарии.

Главным же событием сезона 2023/2024 должен стать майский дебют Ильдара Абдразакова в титульной партии в опере "Дон Кихот" Массне на сцене парижского театра Opera Bastille, где он с успехом пел ранее в русских операх "Князь Игорь" и "Борис Годунов". Вообще-то, стоит отметить, что в настоящее время на официальном сайте артиста кроме фестивальной программы, сольного концерта в «Крокус Сити Холле», гастролей в Монако и Швейцарии других выступлений нет. Но вот на сайте парижской оперы имя Абдразакова, как и ещё одного российского музыканта - дирижёра-постановщика оперы Михаила Татарникова, указано. Вероятно, Ильдар опасается каких-нибудь непредвиденных обстоятельств, которые помешают ему дебютировать на парижской сцене с партией, которой давно хотел пополнить свой репертуар. Ну, что же - в этом случае он вполне сможет дебютировать с ней на родине - спеть Дон Кихота на сцене Башкирской оперы, где оперу Массне поставил худрук театра, его старший брат Аскар.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру