Библиотекарь Андрей Дроздов: «Башкирский эпос может стать потрясающим комиксом»

Самый знаменитый книголюб Москвы имеет в коллекции сборники уфимской «Мухи»

Андрей Дроздов, пожалуй, самый известный библиотекарь России. Трудно поверить, но молодой человек действительно уже несколько лет работает в библиотеке и, кроме того, занимается популяризацией комиксов. О них он может рассказывать часами. В столицу Башкирии книголюб приехал как раз для того, чтобы поделиться с уфимцами историей создания комиксов о русских поэтах и встретиться с коллегами - местными библиотекарями.

Самый знаменитый книголюб Москвы имеет в коллекции сборники уфимской «Мухи»
личный архив

«Самое затратное в комиксах - это художник»

Интересно, что это уже третий приезд Дроздова в Уфу. Поскольку Андрей коллекционирует комиксы, домой он уехал не с пустыми руками. Молодому человеку презентовали комиксы-перевертыши на двух языках - русском и башкирском - от студии "Муха". Издания посвящены генералу Шаймуратову.

- Получилось очень символично, ведь наша встреча проходит как раз около памятника Шаймуратову на Советской площади, - заметил Андрей. - Я восхитился этим ансамблем, потому что очень редко в современной архитектуре и зодчестве ансамбль новых памятников совпадает с площадью. Мне очень понравилось.

Андрей имеет экономическое образование и долгое время работал по профессии в сфере таможенного регулирования. В его копилке дипломы Плехановского университета и Сельскохозяйственной академии. Однако книгами и в особенности комиксами Дроздов увлекается с детства. Теперь девушки приходят в Smart библиотеку имени Анны Ахматовой и заводят читательский билет только ради того, чтобы посмотреть на самого привлекательного библиотекаря Москвы. Однако пока главной любовью Андрея остаются комиксы.

- Я очень люблю поэтов Серебряного века. Так получилось, что я устроился на работу в библиотеку имени Ахматовой как раз в 130-летие ее жизненного пути. И в связи с этим мы с коллегами решили выпустить комикс. А как это сделать? Представьте, вы пришли на работу и совершенно не знаете, с чего начать такой большой проект.

- Разве это реально - сделать книгу комиксов, не имея никакого опыта?

- Конечно. У вас в голове есть идея, а концепция - это прописанная идея, маршрут в достижении вашей цели. Для начала нужно определиться с идеей, потом замутить концепт. Главное - не уйти в дебри безумных планов о создании собственных вселенных марвелов. Все просто: создайте маленькую, емкую историю про муху, которая села на булку и ее пришлепнули тапком. Создать и написать историю о том, что маленькая жизнь может родить маленькую трагедию, гораздо сложнее, чем придумать себе героев, которые спасают мир от инопланетян с нашивкой на рукаве.

- А как быть с бюджетом на будущее гениальное произведение?

- Скажу сразу, что самое затратное в создании комикса - художник. Затем идет сценарист. Я год учился сценарному искусству и теперь могу сам писать сценарии. До этого отдавал все сценарии своему другу и партнеру по созданию комиксов. Понимаете, сценарии должны писать профессионалы, потому что только они пропишут качественно диалоги и все остальное. Ваш бюджет - это оплата художника, сценариста, верстки и печатной мастерской, логистики, продажи и распространения вашего комикса. Лучше, конечно, сотрудничать с каким-то издательством. На данный момент я выпустил не очень много - четыре книги комиксов на общую сумму примерно 2,5 млн рублей. Плюс самостоятельно собрал библиотеку комиксов стоимостью примерно в 5 млн рублей. Если у вас есть дядя, который может вам помочь, это круто, но никогда не рассчитывайте на дядю, а рассчитывайте только на свои силы и связи. И не бойтесь звонить и общаться с людьми, которые, по вашему мнению, поспособствуют созданию книги.

«Издание книги – самый несправедливый процесс»

- Что самое сложное в создании комиксов?

- Издание комикса - для меня это самый сложный процесс, потому что очень часто несправедливый. Приходя в издательство, вы услышите: у нас есть несколько форм договора. Одна из них - роялти. Это значит, что вам платят роялти с каждой проданной книги. Чаще всего это 5-10 процентов. Но права на все дополнительные тиражи книги издательство оставляет себе, а ты получаешь три копейки. Еще очень сложно найти пути распространения, потому что небольшому автору трудно выйти на крупные сети магазинов.

- Не было желания сдаться и бросить все?

- До сих пор! С чего все началось-то? Я открыл в нашей библиотеке "отдел" комиксов. Собирали деньги на это всем миром - сейчас в нем свыше 6 тысяч экземпляров. И вдруг приходят люди, которые говорят, мол, "это что такое, это не наше, это не про нас, это нельзя". Ты вкладываешь душу, собираешь деньги, отдаешь книги подросткам, детям и взрослым, читающим комиксы, а тебе говорят, что это все не нужно. Но чуть позже я проводил экскурсию по нашей библиотеке и смотрю, сидит очень взрослая наша посетительница, которой 86 лет, и читает комикс "Собор Парижской Богоматери" на французском языке. Она подходит ко мне и говорит: "Андрей, я и не знала, что мой любимый роман можно изобразить в такой прекрасной невероятной форме". И у меня сразу выросли крылья за спиной! Так что да, был миллион случаев, когда я хотел все прекратить. Когда мы выпустили "Маяковского", случилась очень неприятная вещь. Я не мог понять, где мне искать на него деньги. Я столкнулся с огромным финансовым кризисом. Несмотря на то, что 80 художников работали бесплатно, сценаристы писали за деньги. Основной художник-гений Аскольд Акишин, на которого я молюсь, тоже рисует за деньги, ведь ему нужно на что-то жить и работа должна оплачиваться. А я запустил процесс и у меня не было денег.

Тогда Андрей загремел в больницу на два месяца из-за нервного срыва.

- Когда меня выписали, думал, что все плохо, что жизнь закончилась и я больше не буду заниматься комиксами. Мне было стыдно общаться с Аскольдом, потому что я не мог найти деньги. И вот вдруг мне звонит друг и спрашивает, что случилось и куда я пропал. Уточняет, сколько мне необходимо денег, и в этот же момент переводит нужную сумму. Понимаете, в этом мире даже если у тебя опускаются руки, кто-то может подойти сзади и поднять их тебе. Сегодня друг рассказал мне одну вещь. Выходя из дома, нужно сказать: "Ангел мой, будь со мной. Ты впереди, я за тобой". Вроде бы незначительная, маленькая фраза, но она поможет вам быть немного более уверенными в себе. Хорошие вещи случаются. Негатива меньше в этом мире, но он воняет гораздо сильнее, чем хорошие вещи. Ребят, понимаете, цветов на земле больше, чем каках.

«Придумывайте для читателя невероятные фишки»

- Когда выходили ваши комиксы, о них была информация практически везде. Как же вы добились этого?

- Когда мы выпустили первые две книги, на телевидении было 24 упоминания о моих комиксах. Это и "Культура", и "Пятница", и даже новости на "Первом", и "Вечерний Ургант", и многое другое. И это все делал я сам - звонил людям и просил рассказать о нашей книге. И телеканалы рассказывали. Так что не ждите от издательства, что оно за вас что-то сделает. Для вас никто ничего не сделает. Только вы сами есть у себя. Вы молодые, красивые и талантливые, у вас есть ноги и руки, и вы можете все делать сами, решать многие вопросы. Андрей заходил в соцсети и всем писал деловые предложения, организовывал встречи, чтобы люди рассказали о том, что мы делаем комиксы о поэтах Серебряного века. Одним словом, никогда не ждите у моря погоды.

Андрей советует продвигать комикс «самыми необычными путями».

- Придумывайте невероятные фишки и детали, которые заставят читателя купить их. Над комиксом "Маяковский. Как делать стихи" работали 82 художника. То есть один художник - Аскольд Акишин - рисовал книгу, но 82 художника со всего мира от Японии до Южной Америки согласились нарисовать совершенно бесплатно обложки для "Маяковского". Андрюша сидел и обзванивал этих художников день и ночь в течение пяти дней. Я спал по три часа, потому что разница во времени в этих странах большая. Но я обзвонил всех и получил их работы. Эти обложки сейчас выставляются на выставках в Италии, Мексике, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. И, конечно, очень важно придумывать всякие штуки, чтобы заинтересовать читателя открыть эту книгу. Например, комикс "Маяковский. Как делать стихи" - это не только отношения поэта с Лилией Брик, но и стихи, проза, трагедия, отношения с отцом, паническая боязнь заразиться болезнями и многое другое.

- Почему для создания комиксов выбрали именно поэтов Серебряного века? И есть ли у вас среди них фавориты?

- Безусловно, фавориты есть. Это Даниил Хармс, Корней Чуковский, Марина Цветаева. Я отвечу на вопрос, почему именно они. Хармс был безумным и невероятно сложным человеком, которого непросто полюбить. Да все они были упертые и невероятно талантливые люди. Марина Цветаева - незаслуженно оскорбленная людьми за то, что выбрала путь спасения своих детей таким образом. Корней Чуковский - просто потому, что это Корней Чуковский. Почему я полюбил поэтов Серебряного века? Во-первых, комикс нужно было создать к юбилею Ахматовой. Мне ничего не оставалось делать, и я начал изучать эту тему. Сейчас у меня уже есть мечта написать сценарий по Северянину. Во-вторых, в школе нам не преподавали поэтов Серебряного века. Так что это такое самообразование, самообучение.

«Мама купила мне на пенсию шампунь «Бэтмен»

- Как вы пришли к творчеству?

- Граница, западная Германия, Польша, маленький Андрюша не хочет уезжать, и мама покупает ему комикс. Я не понимаю, о чем это, но на обложке написано "Бэтмен". Этот комикс у Андрюши в итоге украли в детском саду в Туле. Следующий этап: Андрюша уже 11-летний, весь такой крутой. На тот момент моя мама очень сильно заболела и ей стали выплачивать пенсию. А вы знаете, как в 90-е годы платили пенсию? Могли, например, раз в четыре месяца заплатить - люди ждали этих денег, сидя у подъезда. И вот мама получила пенсию и принесла мне, здоровому 11-летнему лбу, флакон шампуня "Бэтмен". Это была рекламная кампания к сериалу 1992 года. Фирменный флакон! Он стоил 15 рублей, а пенсия мамы - 38 рублей. С этого все и началось. Уже тогда я понял, насколько ценна была для мамы моя любовь к персонажу этого комикса.

- Как появилась идея для вашего первого комикса?

- Я вышел после работы из библиотеки и думал над тем, что можно сделать на 130 лет Анны Андреевны Ахматовой. С коллегами мы обсуждали разные идеи, мол, давайте сделаем что-нибудь для Анны Андреевны, пусть у нас Ахматова будет супергероиней. Я, конечно, люблю супергероев, но к чему такие клише? Увы, у меня в школе не преподавали творчество поэтов Серебряного века. Я не люблю творчество Ахматовой, Цветаева, мне кажется, гораздо лучше. Но я влюбился в Ахматову как в женщину, как в сильного, кремнеподобного, гранитно-монолитного человека, который через всю жизнь пронес такие испытания и трагедии, что она без плаща и трусов поверх колготок стала супергероем. Вспомните, она пришла к Булгакову и не побоялась попросить его написать письмо Сталину в защиту своего сына. Да, она, может быть, выживала ненужных, как ей тогда казалось, поэтесс или поэтов. Да, она осталась одной женщиной из плеяды поэтов Серебряного века, которая выжила и оставила огромный след.

- Что решили отразить в комиксе?

- Решил выделить шесть историй из жизни Ахматовой, начиная с ее младенчества. Лунная болезнь, потеря сестры, стихотворение "Мужество" - это знаковые вехи до 60-х годов, пока она не превратилась в икону стиля. Я решил рассказать простым языком шесть маленьких рассказиков, над которыми должны были работать шесть сценаристов и шесть художников. Вспоминая это, я всегда говорю, что, как только вы придумали идею, не создавайте из нее что-то безумное. Делайте что-то скромное, маленькое и камерное. Скромность - сестра таланта. И вот мы выпустили комикс "Ахматова. 6 историй". Я очень боялся, что закоренелые искусствоведы, культурологи воспримут это все в штыки и начнут меня пинать. Но за три месяца комикс был распродан, и я слышал только хвалебные комментарии. Я перекрестился 48 раз и сказал: "Дальше делаем Гумилева". Расслабился, но Гумилев так и не продался, потому что начался ковид. Возможно, конечно, что просто я хочу винить ковид в этом. В комиксе "Есенин", над которым мы работаем, художник будет рисовать есенинскую Москву. Один из лучших экскурсоводов России будет начитывать текст о ключевых московских местах. Послушать и почитать можно будет с помощью телефона и QR-кода.

- Что вы чувствовали, когда создавали первый комикс?

- Эффект и синдром самозванца, что я человек, который занимает не свое место. Я был очень не уверен в себе, комплексовал, боялся, что нас "опрокинут". Ну а потом видите, во что я превратился? Сейчас я - прям дискотека.

«Конечно, в моей коллекции есть комиксы «Мухи»

- В 90-е годы уфимская студия "Муха" выпускала очень популярные комиксы. Есть ли они у вас в коллекции?

- Знаете, почему я полюбил комиксы творческого объединения "Муха"? Потому что первый комикс "Мухи" был с рекламой группы "Алиса", на задней обложке - Костя Кинчев. А я был фанатом "Алисы". Конечно, в моей коллекции есть "Муха", причем и старые, и современные комиксы.

- Вы не первый раз в Уфе. Возможно, когда приезжаете в наш город, у вас всплывают какие-то сюжеты, герои комиксов?

- Я третий раз в Уфе. Мы сегодня как раз разговаривали с представителями библиотек о комиксах. Посещайте ваши библиотеки, ходите туда, поддержите их, потому что они делают важную работу. Мы говорили о том, что молодежи интересно создание новых историй, новых вселенных и персонажей. А уже такие старички, как мы, ратуем за популяризацию культурных ценностей, выдающихся деятелей. Но ведь сколько в Башкирии эпосов, из которых можно сделать потрясающие графические истории. Сколько былин, сказок, потрясающих персонажей, из которых можно создать истории похлеще греческих мифологических боев. Я всегда ратую за это, потому что одна из моих любимых книг "Морфология волшебной сказки" Владимира Проппа.

- Комиксы - это искусство?

- Комиксы - это девятый вид искусства. Не надо стесняться говорить слово "комикс", потому что комикс - это комичный, а комичный - это сатира, проявление каких-то явлений в обществе. Так что комикс - это верное направление развития любой мысли в искусстве и культуре.

- Вы согласны с высказыванием, что книжка без картинок не имеет смысла?

- Любая книга имеет смысл, любая иллюстрация несет смысл. Что такое житийные иконы - это история, которая с помощью иллюстраций доносит до нас смысл. Смысл жертвоприношения, отречения, победы над своими демонами, над самим собой и миром вокруг себя. Так что нет, не согласен.

- Куда пойти учиться, чтобы работать в сфере комиксов?

- Руководитель первого комикс-центра в России в Российской государственной библиотеке для молодежи ведет телеграм-канал "Создание комиксов в XXI веке". Там есть целая статья, в которой указаны все виды учебных заведений, где преподают графическую индустрию. Очень много учебных заведений сейчас есть, причем разного толка, связанных с этой индустрией.

«Самый популярный стиль в России - это манга»

- Почему в некоторых странах комиксы не заходят, а в некоторых очень популярны?

- Комиксы в России появились в то же самое время, что и в Европе - во Франции, Бельгии, Швейцарии, Англии и Германии. Но потом наступил 1917 год, и все, что производилось до этого времени, было уничтожено и забыто, потому что начали создавать что-то новое. В 1920-х годах в СССР появляется своя комикс-школа в виде журналов "Чиж", "Ёж", "Сверчок". В 1937 году опять все, что выпускали до этого времени, стирают из памяти. А дальше война, не до комиксов. Затем Никита Хрущев едет в Америку, возвращается и говорит, мол, негоже, что в стране советов только один журнал для детей "Мурзилка". И на пленуме ЦК КПСС принимается решение о создании детского журнала "Веселые картинки". В 1957 году журнал выходит и целый год выпускается исключительно в формате комиксов. Редакция публикует итальянские, французские комиксы. Затем наступает эпоха Брежнева и уже не до комиксов. После случается чехарда с правителями, перестройка, 90-е годы, и теперь уже вообще всем не до комиксов. И все же вновь ринувшая свобода 90-х рождает на свет огромное количество комикс-школ, издательств и изданий. После нового кризиса нулевых они все разоряются. У нас в стране очень волнообразное развитие истории комиксов, и мы никак не можем привыкнуть к этому явлению. То экономика, то какие-то события, не связанные с нашими желаниями, то еще что-то случается. Тем не менее на сегодняшний день люди уже привыкли к этому, и комиксы становятся все более реальными и нормальными, долго держатся на вершине.

- На ваш взгляд, какие комиксы сейчас наиболее актуальны?

- Манга - огромные глаза, маленькие носики, длинные ноги. Ничего не поймешь, что происходит на странице, но все рисуем манга. Человеки-пауки и Бэтмены, безусловно, интересны, но самый популярный комикс-стиль в России - это манга. Еще с 90-х годов по объемам продаж он долбит всех этих человеков-пауков. Рисуйте и не проиграете. Но имейте в виду, что манга манге рознь. Желтая манга - хорошая, а красная - нет.

- Marvel или DC Comics?

- DC Comics, потому что они первые все придумали.

- Если бы вы могли работать в любом издательстве в любой период времени, что бы выбрали?

- Я бы хотел работать с Венди и Ричардом Пини, которые создали сагу "Эльфквест". Они работали и с Marvel, и с DC Comics, и с другими компаниями. Венди Пини должна была нарисовать обложку для "Маяковского", но очень сильно заболела и в итоге рисовал ее друг Джо Филипс. Но Венди мне обещала нарисовать обложку для комикса о Цветаевой. С Венди Пини я бы хотел поработать над конкретными сериями, но не целиком на издательство.

«Я экономист, а работаю в библиотеке»

- Как ваше финансовое, экономическое образование влияет на творческую составляющую?

- Никак абсолютно. Я специалист по внешнеэкономической деятельности и связям предприятий на международной арене. Проработал долгое время на таможне - валютные операции, государственный таможенный контроль и прочее. По другому диплому я бухгалтер-аудитор и химик-технолог, а работаю с комиксами в библиотеке. Так что не связано вообще никак. Это все чутье. Вы знаете очень крутую студию комиксов Bubble? Она убыточная, не приносит прибыль, но хозяин может себе позволить содержать ее.

- Вас часто называют популяризатором комиксов.

- Когда мы повезли комиксы на фестиваль "Нашествие" в специальный библиошатер, нам все говорили, мол, вы зачем туда едете с библиотекой, там же только пиво покупают. Но за день в нашем библиошатре побывали 1800 человек. Локация заняла второе место по популярности. На первом месте был один очень крупный банк. Понимаете, я всегда выступаю за разные коллаборации, стили и направления.

- А есть у вас любимая серия комиксов?

- "Эльфквест". Почему именно эта? Представьте себе мое детство: Тула, комиксы существуют, но в магазинах продаются только религиозные комиксы "Адвентистов седьмого дня". Я обманывал маму, мы с друзьями садились утром на электричку, чтобы поехать в Москву. Ехали на "Горбушку" и покупали все, что там было. Там мы и познакомились с "Эльфквест". Господи, там такие девушки, эльфини-богини. Погуглите, посмотрите, какие они там все секасные, хорошенькие. Комикс очень интересный. Знаете, про что? Про страх человека перед инаковостью. Некий магический скачок заставляет верховных эльфов появится на нашей планете, населенной первобытными людьми. Это комикс про защиту своих интересов, про любовь. И мне очень хочется, чтобы именно такие истории про защиту инаковости, защиту другого взгляда на мир были популярны у всех.

- Что вы думаете о художнике Херлуфе Бидструпе?

- Гений! Но по сегодняшним меркам он очень политкорректен. Есть еще один художник, которого бы я посоветовал посмотреть. Это французский художник Жан Эффель, который сделал "Адам и Ева", "Господь создает мир". Знаете, почему в Советском союзе не было американских комиксов? Дело в том, что в СССР были европейские комиксы коммунистических партий Европы. Кто знает комиксы "Пиф и Геркулес"? Они выпускались при поддержке коммунистической партии Франции в Париже. Эффель и Бидструп тоже были членами коммунистической партии. Вы же, наверняка, знаете про кукольный театр Образцова? Вот он как раз вдохновился творчеством Жана Эффеля, его комиксами.  

- Как относитесь к использованию комиксов в рекламе?

- Это бессмертный вопрос и бессмертная практика, поэтому пусть будет. И в интернет-рекламе, и в печатных изданиях. Смотрите, Marvel и DC Comics создают целые коллаборации с огромными компаниями и рекламируют все. У меня есть комикс 70-х годов, где супермен встречается с кроликом Квики и они спасают остров от вулкана, который должен извергаться. Кролик, как супермен, камнем затыкает этот вулкан. Есть комикс, где с помощью шуруповерта побеждают какого-то суперзлодея. Эти коллаборации имеют право быть. К тому же это позволяет художникам заработать деньги.

«На коллекцию оформил завещание, потому что старенький»

- Всегда ли в комиксе нужна длинная история?

- Нет. Можно создать историю о мухе, которая села на хлеб и ее пришибли тапком. И в этом комиксе будет страсть, желание и смерть. Чем вам не Шекспир? Здесь и смерть, и трагедия, и драма.

- Возможно ли в одной картинке нарисовать целую историю?

- Конечно! "Наташа, Наташа, мы все уронили". В одной картинке можно отрисовать все сразу. Вы Босха видели или Кандинского? Или Петрова-Водкина?

- Сколько у вас игрушек в коллекции супергероев?

- Я не коллекционирую сознательно фигурки. У меня есть Бэтмены разные, Человек-паук, еще кое-что. Давайте так: я скажу, сколько у меня комиксов дореволюционной России. С 1865 года начинается моя коллекция и заканчивается 1937 годом. В этой коллекции свыше 400 печатных изданий с автографами Гиляровского, Шехтеля, Чехова, Левитана, Врубеля, Немировича-Данченко, Родченко, Маяковского, Белого. Они все занимались тем, что создавали контент для графических романов, для комиксов. Шехтель рисовал комиксы, Чехов писал сюжеты, по которым потом создавали комиксы и графические истории на разворотах для журналов "Будильник", "Стрекоза" и других. Вот это главная часть моей коллекции, а игрушки - так себе. Их немного, штук 40-50, включая мишку олимпийского. Кстати, на коллекцию комиксов уже оформлено завещание, потому что я же старенький. Она перейдет в дар Русскому музею в Петербурге, потому что у них большая коллекция периодики. Недавно из Италии вернулась одна из частей моей коллекции, где выставлялась почти два года. Если честно, я думал, что она не вернется никогда, но все-таки приехала.

- Что вы сейчас читаете?

- Анна Козлова "F 20", рассказы Чехова, биографии Чайковского и Петрова-Водкина. Перечитываю сразу несколько книг Акунина, "Мелкие боги" Терри Пратчетта и еще где-то три книги у меня лежат. Я научился читать по 18 книг в месяц. Когда у нас была программа на канале "Пятница", мне приходилось читать по 16 книг в месяц, чтобы делать обзоры, поскольку одна съемка включала в себя обзор на четыре книги сразу. А мне нужно было знать, о чем я рассказываю.

- Какие сериалы и фильмы вам нравятся?

- "Постучись в мою дверь", "Стужа", "Зимородок" - я могу продолжать перечислять названия турецких сериалов. А знаете почему? Потому что на стриминговых площадках больше ничего нет. Я вчера с мамой сидел, листал - ничего нет. Недавно купил всю коллекцию японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. Представляете, какой я "шмоточник". Просто потом вы его официально не посмотрите и не купите нигде. А вообще если говорить про сериалы, то мне нравится "Игра престолов", "Декстер", "Отчаянные домохозяйки". А вот корейские сериалы не смотрю.

- Кому бы доверили создание комикса о своей жизни?

- Себе. Я уже даже все расписал. Комикс называется "Дрозды прилетели". Но это чересчур личная история, о ней знают только мои самые близкие друзья. Она связана с выживанием, с жизнью в 90-х. Пока я не готов ее издавать. Я поговорил с родителями об этой истории, и они сказали, чтобы я пожалел их. Именно поэтому она пока лежит, хотя полностью нарисована.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру