«Опера продолжает жить»
Премия вручается уже десять лет и за это время сумела зарекомендовать себя, пожалуй, как самая престижная награда в оперном мире. Не зря её часто называют оперным "Оскаром". Номинанты, вошедшие в шорт-лист, представляли 26 стран мира, а в жюри вошли музыкальные критики, интенданты, художественные руководители театров и выдающиеся артисты из двадцати стран. Возглавил жюри главный редактор журнала Opera Джон Эллисон.
- Наши выдающиеся победители и прекрасный шорт-лист обретают поистине космополитическую природу, - отметил Джон Эллисон. - Этот вид искусства - опера - показывает, что, продолжает жить, несмотря на проблемы, с которыми оперные труппы сталкиваются практически повсюду
Церемония награждения прошла в варшавском Театре Вельки. Меломаны всего мира смогли узнать имена лучших оперных певцов, музыкантов и коллективов этого года.
Российская меццо-сопрано Айгуль Ахметшина стала победительницей в номинации "Певица года". Конкурентки, надо заметить, у неё были серьёзные - опытные певицы со всего мира, причём значительно старше 27-летней россиянки. Среди соперниц оказалась ещё одна меццо-сопрано - 47-летняя Элина Гаранча из Литвы и четыре сопрано: итальянка Элеонора Буратто, албанка Эрмонела Яхо, американка Коринн Винтерс и Голда Шульц из ЮАР.
К слову, в 2019 году среди претендентов на награду в номинации "Певец года" оказался еще один уроженец Башкирии, знаменитый бас Ильдар Абдразаков, но тогда его обошёл американский тенор, солист Metropolitan Opera Чарльз Кастроново. Вообще-то, российских музыкантов всегда было достаточно среди претендентов на премию International Opera Awards. Так, к примеру, в 2021 году победителями конкурса стали сразу четверо россиян: режиссёр Дмитрий Черняков, дирижёры Кирилл Петренко и Максим Емельянычев, а также сопрано Василиса Бержанская.
Но в этом году в шорт-лист попали лишь двое: Айгуль Ахметшина и режиссёр Василий Бархатов, уступивший в итоге премию австралийцу Барри Коски - одному из самых востребованных режиссёров мира. Напомню, накануне пандемии коронавируса Барри Коски поставил в Парижской национальной опере нашумевшую постановку "Князь Игорь" Бородина с Ильдаром Абдразаковым в титульной партии. Ну, а что касается Айгуль Ахметшиной, то она ещё семь лет назад спела Кармен в постановке Коски на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден в Лондоне.
50 оттенков Кармен
Партия Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе давно стала коронной партией певицы. Оперные театры всего мира жаждут видеть в партии знойной сексуальной цыганки именно россиянку, а критики отмечают её "чувственный, чарующий голос, неповторимую манеру держаться на сцене и поразительную внешность". Сезон 2022-2023 проходит как раз под знаком Кармен: Ахметшина пела эту партию в Ковент-Гарден, Баварской государственной опере, Берлинской опере, а сейчас готовится исполнить Кармен в Metropolitan Opera, где она в начале сезона дебютировала в партии Маддалены в опере "Риголетто".
- Считаю дни до возвращения в Metropolitan Opera и погружения в дикий мир Кармен, - признаётся Айгуль Ахметшина. - Это будет совсем другая Кармен, но я всегда открыта к экспериментам, если есть логика и идея.
Ставить новую "Кармен" в Нью-Йорк пригласили британского режиссёра Кэрри Крэкнелл, дирижировать будет итальянец Даниэле Рустиони, а главную мужскую партию Дона Хосе споёт польский тенор Пётр Бечала. Вот такой интернациональный состав, где Ахметшина - единственная россиянка. Критики предрекают молодой певице успешную карьеру на нью-йоркской сцене.
- Айгуль - исключительный талант, у неё будет необыкновенная платформа в Metropolitan Opera, - заявил в интервью гендиректор театра Питер Гелб.
Поговаривают, что мистера Гелба так впечатлил дебют Ахметшиной, что он дал ей карт-бланш на исполнение любых партий, какие она пожелает. Контракты певицы расписаны аж до 2031 года - её ждут на лучших сценах мира. А вот выступлений на родине пока в планах нет. Стоит отметить, что в России Айгуль не была уже три года. Летом она устроила себе небольшие каникулы в Турции, где встретилась с родными и любимым уфимским педагогом по вокалу Наилёй Юсуповой.
А недавно в Уфе скончался её отец, о чём она узнала буквально за несколько минут до выхода на сцену в Ковент-Гарден, где пела в очередном спектакле Бизе. И, конечно, в этот вечер зрители увидели немного другую Кармен. О смерти отца певица сообщила в соцсетях. Как откровенно призналась артистка журналистам, у неё были довольно сложные отношения с отцом - он ушёл из семьи, когда она ещё была совсем юной, но тем не менее она опубликовала трогательный пост, посвящённый отцу:" Прощай, папа... Прости меня и я прощу тебя. Сегодня я прощаюсь с тобой и запомню только хорошее. Время не вернуть, но ты навсегда останешься частью моего сердца".
Грустные новости с родины тем не менее не могут помешать фантастически успешной карьере певицы на мировой оперной сцене. С 3 по 11 ноября Айгуль выходила на лондонскую сцену в образе ещё одной необычной Кармен: в спектакле "7 смертей Марии Каллас" о жизни знаменитой греческой оперной певицы. Ахметшина стала одной из семи певиц, каждая из которых представляла какую-то ипостась греческой дивы. Россиянка исполняла в спектакле знаменитую Хабанеру, а её партнёром стал известный английский актёр театра и кино Уильям Дефо.
- Предстоящий сезон 2023-2024 тоже пройдёт с Кармен. Я готовлюсь исследовать все её оттенки - от пламенной страсти до знойного обаяния, - говорит Айгуль, которая весной вернётся в Лондон, чтобы снова спеть свою главную на сегодняшний день партию в Ковент-Гарден, а затем будут новые Кармен в театрах "Реал" в Мадриде и «Сан-Карло» в Неаполе.