Вера Алентова: «Я пережила большое количество режиссёров»

В Уфе актриса рассказала, как дожила до ролей комических старух

81-летняя артистка стала главной звездой гастролей Московского драмтеатра имени Пушкина, представившего в Уфе две постановки. В рамках проекта "Большие гастроли" столичный театр показал на сцене Русской драмы бессмертного «Тартюфа» и комедию «Семейка Краузе», в которой Вера Алентова сыграла главную роль. Артистка рассказала, как ей удаётся более полувека хранить верность одной сцене.

В Уфе актриса рассказала, как дожила до ролей комических старух

«С Уфой связаны тёплые воспоминания»

Федеральный проект "Большие гастроли" уже несколько лет радует театралов башкирской столицы возможностью увидеть спектакли ведущих театров страны и встретиться с именитыми артистами, многие из которых уже находятся в весьма солидном возрасте и в кино не снимаются. Народная артистка России Вера Алентова, завоевавшая любовь публики после выхода советского кинохита "Москва слезам не верит", - одна из них.

В Пушкинский театр артистка пришла после окончания школы-студии МХАТ ещё в 1965 году и с тех пор не изменяла этой сцене, на которую выходит уже 58 лет. Театр Пушкина не впервые приехал в башкирскую столицу: в 1972 году гастроли столичной труппы в Уфе длились целый месяц. Вера Алентова - единственная из нынешней труппы, кто уже тогда играл в театре.

- С Уфой у меня связаны очень тёплые воспоминания о людях, с которыми я подружилась тогда, - отметила артистка. - Конечно, месяц - это очень мало, чтобы завести друзей, и тем не менее мне это удалось. У меня оказались здесь поклонники, очень простые люди, которые приходили практически на все спектакли. Хотя я плохо схожусь с людьми - я такой достаточно закрытый человек. Но так получилось, что мы с ними потом ещё долго переписывались. Это оказались очень тёплые люди. Конечно, на гастролях это редко случается, ведь театры сейчас по месяцу не гастролируют. Поэтому при упоминании Уфы у меня всплывают в памяти эти тёплые отношения и эти замечательные люди.

Вере Алентовой напомнили, что она была в Уфе не только в 1972 году, но позже приезжала вместе с мужем Владимиром Меньшовым. В 2001 году супруги представляли новый фильм режиссёра «Зависть богов», а в 2002-м сыграли на пару в антрепризном спектакле «Пизанская башня».

- Была? Может быть, могу и не вспомнить, я очень много где была и что представляла, - призналась артистка.

Сегодня у Веры Алентовой статус главной звезды театра, ведь больше в труппе нет ни одного актёра, кто бы мог сравниться с ней столь продолжительной карьерой на одной сцене. Имя Алентовой на афише - главная приманка для зрителя, гарантирующая аншлаг. Правда, сейчас в силу возраста ей приходится играть однотипные роли.

- Возраст, к сожалению, вещь неприятная, поэтому приходится играть роли комических старух - и это тоже надо уметь делать, - откровенно призналась Вера Валентиновна перед выходом на уфимскую сцену.

«Зритель меняется каждый день»

На сцене Русского драмтеатра артистка сыграла одну из главных ролей в детективной комедии "Семейка Краузе" по пьесе драматурга из Уфы Александра Коровкина. Спектакль непритязательный, на котором, по определению самой артистки, "не нужно думать".

- Моя героиня в "Семейке Краузе" мне очень близка - я на неё очень похожа, надеюсь. Вообще мне все героини близки. У скрипача есть скрипка, у пианиста – пианино, а у нас, актеров, - ничего: вот все, что вы видите, то и есть. Потому из себя героев и лепим. Потому что в каждом человеке заложены все качества – и хорошие, и плохие, вплоть до убийцы. Только какие-то спят, которые не нужны, а которые нужны – просыпаются. В школе-студии нас учат взращивать в себе те качества, которые нужны. Поэтому мне все героини близки, у меня не было такого, чтобы какую-то героиню я сильно не любила. Потому что, когда что-то не очень любишь, – не надо выходить на сцену.

Вера Валентиновна призналась, что любит «роли разные, когда острохарактерные героини».

- Просто я очень люблю, когда людям весело. Жить трудно, в разные времена всегда было трудно, а комедия как-то расслабляет зал, и мы с ним объединяемся. Особенно такая, на которой можно просто отдыхать, - отметила актриса. - Когда я приглашаю на спектакль «Семейка Краузе», то говорю, что там практически никаких проблем нет, ну, разве что одна маленькая – у сестер хотят дом отобрать. А так можно просто сидеть, ни о чём не думать, а просто наслаждаться замечательным текстом и игрой актёров.

У Алентовой спросили, замечает ли она, что зритель со временем меняется.

- Зритель меняется каждый день. Более того, скажем, если мы играем комедию, есть какие-то вещи, на которые мы знаем, какая будет реакция: смешно это или нет. Но иногда реакции нет вообще - и это настораживает. Может, мы не так ярко играем? Непонятно, почему. Смеются совершенно в другой сцене. Сказать, что что-то поменялось в принципе, - я не могу. Люди делятся на тех, кто любит кино или театр. И это не всегда совпадает. Есть театралы, но реакция зала, как правило, ожидаема. Особенно, если мы играем спектакль много лет.

Вера Валентиновна даже вспомнила конкретный пример, когда зрительская реакция ее удивила - в спектакле "Девичник club", поставленном по чёрной комедии "Кладбищенский клуб" Айвона Менчелла.

- Играли Аронова, Ларочка Голубкина и я. Там речь идёт о трёх вдовах, а перед занавесом были выставлены кладбищенские макеты. Но тем не менее это комедия. У нас был набор фраз, которые обязательно вызывают смех. А тут - никакого смеха. Мы не поняли, в чём дело. А потом выяснилось, что в зал пригласили Дом престарелых, поэтому, естественно, никакой ожидаемой реакции и не было. Вот, когда ты не знаешь, в чём дело, играть очень тяжело. Это было и трагично, и смешно.

«Актёр должен уметь ждать»

Актриса уверена, что ее известность, как киноактрисы, в театре ей только помогает.

- Почему же это должно мешать? Да, люди иногда хотят посмотреть на человека, который полюбился им по сериалу, поближе, и они приходят. Это реклама большая для театра. Когда я была молодая, у нас был режиссер Борис Равенских, который не любил, когда актеры снимались и не отпускал актеров на съемки. А ведь это реклама для театра. И это плохо для диплома «артист театра и кино». Вот на Западе другая история: после моей поездки на кинофестиваль в Бельгию с фильмом «Москва слезам не верит» я уже была занята в другом проекте - волос у меня уже были светлые, и меня встречающий не узнал. На Западе привычка – если ты вышел в каком-то образе, то ты его застолбить должен и практически не менять внешность. У нас абсолютно все наоборот: чем удивительнее и разнообразнее будут твои образы, одежда, прическа – тем лучше.

Сегодня артистка занята в Пушкинском театре в трёх спектаклях, где у неё главные роли. Но было время, когда у неё был творческий простой и роли ей не предлагали. Она даже подумывала перейти в другой театр, но так этого и не сделала.

- В принципе, я вообще однолюб, видимо, по природе. А во-вторых, знаете, там, где хорошо, зачем это менять? Я пережила большое количество режиссёров. Но неудачных лет было гораздо меньше, чем удачных. Был момент, когда я хотела уйти из театра. Я была уже взрослой, сложившейся актрисой - и был период, когда ожидание роли затягивалось: не всегда складывается сезон так, что тебе всё время кланяются и подают замечательные роли. Актёр должен уметь ждать.

Этому важному для артиста качеству - суметь дождаться своей роли - Вера Алентова учит своих студентов во ВГИКе, где преподаёт с 2009 года.

- Я сейчас преподаю и говорю ребятам об этом: надо уметь ждать. Это не значит капризничать, нужно думать, в принципе, о том, как устраивается репертуар, но когда это ожидание затягивается, то тогда надо спросить себя: "Как долго ты способен ждать?" - считает Алентова. - И когда я поняла, что долго ждать я не могу, решила уйти из театра. Но не ушла, потому что была привязана уже к этой сцене, к этим людям - это имеет большое значение. И я уже к тому времени поняла, что свободных мест не бывает. Если я приду в другой театр, я должна кого-то подвинуть. Все места заняты, как и в нашем театре, у каждого есть своё место. Несмотря на то, что я не играла какое-то количество времени новых ролей, но место у меня было плотное, своё, - и меня нельзя было с него сдвинуть. И никого нельзя сдвинуть. Значит, если бы я пришла в другой театр, я должна была кого-то сдвинуть, но у меня таких сил и способностей нет. В-третьих, я просто любила этих людей, с которыми я прожила много лет, любила эту сцену, эту атмосферу... Я еще помню живую Коонен. Она никогда не ходила на спектакли, но дружила с нашим гримером. И всё это уже стало настолько моим, что бросать это было как-то странно. Ну, я потерпела немного - и правильно сделала, потому что мне дали сразу две главных роли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру