Владимир Гарцунов: «Пацанов мне играть уже не совсем комильфо»

Актер родом из Башкирии стремится сломать амплуа гопника на районе

Актер Владимир Гарцунов представил в Уфе фильм «Крецул» о легендарном слепом дзюдоисте. Интересно, что премьера, которую организовал «Ростелеком», для столицы Башкирии стала не рядовым явлением. Выяснилось, что паралимпиец Олег Крецул несколько лет жил и тренировался в Уфе, завоевав для республики серебро на Паралимпиаде в Афинах и золото в Пекине. А актер Владимир Гарцунов и вовсе оказался уроженцем башкирского Межгорья, откуда уехал покорять Москву.

Актер родом из Башкирии стремится сломать амплуа гопника на районе

«Трудные подростки» оставили большой след в моей жизни»

30-летний актер прославился ролью в сериале "Трудные подростки". Зрителям запал в душу его Платон, и теперь Гарцунов - настоящая звезда. Актер признается, что порой не может появиться в людном месте без капюшона, натянутого на глаза. Прохожие моментально его узнают и готовы общаться всегда и при любых обстоятельствах. Молодой человек, безусловно, рад такой популярности, ведь еще совсем недавно парень из башкирского Межгорье уехал в Москву за мечтой, но его путь в кинематограф был долгим. Работал барменом, выдавал заказы маркетплейса, пережил звонки коллекторов и все прелести съемной квартиры с соседями-таксистами. А в выходные отправлялся по кастингам в массовку сериалов.

Именно так прошли пять лет Владимира в Москве. Но звезды сошлись, когда Гарцунов попал в сериал "Трудные подростки". Это и стало отправной точкой в карьере актера. Буквально перед вылетом в Уфу Владимир узнал, что получил приз за лучшую мужскую роль за сериал "Трудные подростки" на кинофестивале в Бразилии.

- Прикиньте, какая крутая штука жизнь. Пять лет назад я отдавал людям вещи на пункте выдачи заказов. А вчера узнал, что получил главную мужскую награду на международном фестивале в Рио-де-Жанейро. Представляете, вот такая история, - скромно заметил Гарцунов.

- Ваша судьба - настоящий сценарий для фильма. Хотели, чтобы про вас сняли кино?

- Не знаю даже. Я бы, наверное, не согласился. Не думаю, что это будет кому-то интересно. Я просто выдавал вещи людям, - улыбается Владимир. - Никто мою судьбу не знает и никому это неинтересно. И это нормально.

На уфимской премьере среди зрителей было и много друзей детства Владимира. В этот день внимание к актеру просто зашкаливало. Актер был нарасхват - дал восемь интервью, пообщался со зрителями и еще по ходу дела раздавал автографы и успевал фотографироваться с поклонниками.  

- Такая активность впервые, - улыбается Владимир. - Хотя меня везде хорошо встречают. Все-таки "Трудные подростки" оставили большой след и отпечаток в моей жизни. Но, безусловно, волнительно и приятно, что все это происходит на родине, в Башкирии. После ошеломительного успеха "Трудных подростков" я побывал в Уфе всего около двух раз, поэтому сегодня, конечно, очень приятные впечатления.

- Пять лет ожидания успеха - вы именно такого признания хотели или чего-то большего?

- Безусловно, я бы солгал, если бы сказал, что я этого не хотел. За то небольшое время, что я в профессии, понял, что внимание - это очень приятно. Но это, наверное, действительно не то, за чем мне бы стоило гнаться в целом. Тем не менее, я понимаю, что чем я популярнее, тем больше у меня будет работы. А я свою работу очень люблю, и я бы не хотел ничем другим заниматься в этой жизни. Стараюсь не акцентировать свое внимание на том, насколько я популярен. Не считаю подписчиков и так далее. Мне кажется, это не так важно.

- Какая ваша аудитория? Много ли хейта?

- У меня вообще нет хейта, мне очень повезло с моим персонажем Платоном из "Трудных подростков". За пять лет хейтеров я встречал может раза два. Видимо, мой герой настолько сильно полюбился, что по большей части все подписчики очень адекватные. Негативных отзывов я точно не получал, все в основном положительные.

- Но подписчиков, наверное, больше, чем жителей в вашем родном Межгорье?

- В десять раз.

- Замечаете перемены в Межгорье и Уфе?

- Десять лет не был в Межгорье, в Уфе тоже бываю редко, но все же иногда приезжаю. Гуляю около Телецентра, бываю на проспекте Октября, где "Фирма Мир". Вообще люблю гулять по Уфе в теплое время года. Здорово, что в Уфе появился "Арт-Квадрат" - интересное место. Мне нравится, что для молодежи появилось что-то классное для самовыражения. Это круто, когда ты просто можешь сесть за пианино и что-то сыграть.  

«Меня привыкли видеть в амплуа районного парня»

- Вы закончили Уфимский институт искусств. Этого образования хватает для работы в кино?

- Помимо института, я прошел очень много курсов в Москве, мне повезло в этом плане. Стараюсь постоянно посещать тренинги для актеров, потому что надо быть постоянно в процессе, как мне кажется.

- Как получилось, что после выдачи заказов вы попали в полнометражное кино?

- Я всю жизнь хотел сниматься в кино. Еще в 15 лет это решил, когда попал в театральную студию. Просто мой путь был долгим. Так вышло, что я все пять лет в Москве работал на обычной работе, периодически ходил сниматься в массовке и небольших эпизодах. Начиная с 2016-го по 2019 год у меня не было никаких предложений. Я просто работал, меня перестали брать даже в массовку. Я все равно продолжал ходить на кастинги, когда у меня были выходные, но так и не получал долгожданного звонка. Как-то раз в июне до меня не мог дозвониться кастинг-директор Александр Корытов и в итоге написал мне в мессенджер в 12 ночи. Он попросил, чтобы я записал самопробы для сериала с рабочим названием "Трудные люди". У меня до сих пор в телефоне осталась переписка с Александром. Я в непонятном ощущении и тумане на следующее утро все записал и отправил, а через полчаса получил ответ, что меня утвердили на роль. Я еще не понимал, куда именно, и думал, что это эпизод на парочку дней. Оказалось, что у меня 21 съемочный день и надо все решить с договором. Я подумал, какой 21 день, если у меня график работы на пункте выдачи – два на два. В итоге на следующий день я написал заявление об увольнении без отработки двух недель. Вот так все и вышло.

- Пять лет в Москве на пути к успеху были непростыми. Что они вам дали, какой опыт?

- По прошествии пяти лет я, конечно, понимаю, что были и положительные вещи. Это все-таки дало мне стержень и уверенность в том, что я делаю. Умение не отступать от своих желаний и целей. Порой у меня и сейчас возникают некоторые проблемы. Например, нехватка работы. Все-таки с моим фейсом сложновато в кино. Плюс меня привыкли видеть в одном амплуа, и я потихоньку это меняю, отказываюсь от некоторых предложений. Это даже не проблемы, скажем так, неприятности. Если сейчас иногда я, как мне кажется, сижу в луже, то понимаю, что если я в то время вылез, то сегодня точно не имею права сдаться.

- Что почувствовали, когда первый раз увидели себя на экране?

- Думал, что я крутой.

- От чего отказываетесь и на что способны ради роли?

- Когда ко мне поступил сценарий фильма "Крецул", я пошел на понижение своего гонорара в два с половиной раза, чтобы поучаствовать в этой картине. Сценарий был классный и нужный мне. Он пришел мне в руки в нужный момент, и я был готов сниматься за очень маленькие деньги. Я знал, что это вложение в мое будущее, в мою внутреннюю составляющую. Это был определенный вызов, с которым я должен был справиться. Отказываюсь от некоторых ролей, потому что меня привыкли видеть в амплуа районного парня, пацана. Пацанов играть уже не совсем комильфо, потому что мне 30 лет. Плюс подросла смена других молодых актеров. Я, конечно, могу сыграть пацана, но зачастую отказываюсь. И еще отказываюсь от сценариев, которые мне не нравятся.

- Вы говорите, что из-за внешности бывают неприятности в работе, но разве изначально заметили не вашу яркую внешность?

- Мне всю карьеру сложно из-за внешности. Из-за нее и заметили, да. Но так или иначе моя внешность и плюс, и минус одновременно. Это правда.

«Стыдно, что даже не слышал об уфимских режиссерах»

- Что больше всего нравится в вашей работе?

- Вообще в актерском дне? Обед нравится, - смеется Владимир. - На самом деле все нравится. От самого начала - прочтения сценария, когда он только попадает тебе в руки, до момента первого съемочного дня. Это долгий процесс. После проб и утверждения ты начинаешь придумывать для своего героя какие-то исходные события, в которых он был до этого и придумываешь ему какую-то психофизику. Возможно, походку или говор, или грим, еще что-то. Это такой процесс составления конструктора из человека. Пишешь это все тетрадочке или в заметках, как я. Потом прихожу к режиссерам со своими предложениями и говорю, как все вижу и что хочу. А они отвечают: "Нет". И все это мне очень интересно. И даже сопротивление с режиссерами в плане идей и видения тоже интересно, потому что у нас могут быть разные мнения, в чем-то мы сходимся, в чем-то - нет. Так что нравится абсолютно все, начиная от получения сценария и первого съемочного дня.

- Вы снимались в фильме "Самая большая луна" с актрисой из Уфы Софьей Ская. Как вам работалось в этом проекте с Филиппом Янковским?

- С Янковским - прекрасно. Его харизма - это что-то совершенно завораживающее. Ты словно находишься в куполе его харизмы. Команда в фильме была прекрасная. Скажу по-простому: мы все рубились ради одной идеи, которую в нас всех вселил Алексей Попогребский, и это было прелестно.  

- Непредвиденные ситуации бывают на съемках?

- Ну, например, я планировал сделать родимое пятно на шее в фильме "Крецул", а гример сказал - на лице. Почему - не могу ответить. У меня есть актерская привычка в плане наблюдений. Иногда с разрешения, иногда втихую фотографирую родимые пятна у людей, если они классные. Как бы странно это ни звучало, возможно, даже по-маньячески, но у меня есть папка в телефоне с фотографиями шрамов и родимых пятен. Эту копилку я достаю, когда работаю над ролями, нахожу и предлагаю что-то гримерам. У меня тоже есть пятно на локте - скопление веснушек.  

- Удается ли в процессе работы над ролью разделить себя и героя? Или ваша жизнь отчасти находится под влиянием работы?

- Скорее второй вариант - я отчасти под влиянием героев. Один раз я для персонажа придумал хромоту на левую ногу. Так я репетировал пару месяцев и потом еще года полтора прихрамывал на одну ногу. То есть настолько это прилипло и уже немного деформировало меня. В какой-то степени это классно, но в какой-то степени немного мешает в жизни.

- На кого вам хочется ориентироваться?

- Конечно, это Дэниела Дей-Льюиса - на него мне бы хотелось быть похожим в плане подготовки к ролям. Адам Драйвер, потому что он очень точен в своих работах. Дензел Вашингтон, Том Хэнкс. В России - Олег и Филипп Янковские, Федор Добронравов. Бурунов очень нравится - он как будто свой человек. Еще в данный момент для меня в топе Юра Борисов. Многие его знают по фильмам "Бык", "Кентавр", "Купе №6", "Капитан Волконогов бежал". Очень много у Юры классных работ. Он мне нравится, как человек: как он мыслит, о чем он думает, о чем говорит, как готовится к роли. Нравится, что он не появляется почти ни на каких мероприятиях. Юра закрытый в этом плане человек - у него семья, дети, все классно.

- Хотели бы поработать с уфимскими режиссерами?

- Пока не работал с уфимцами, предложений не поступало. Мне в какой-то степени даже стыдно, что о некоторых уфимских режиссерах я услышал сегодня впервые. Но зато знаю про фильм Айнура Аскарова "Из Уфы с любовью".

- Не задумывались о работе в театре?

- Мне интересно, возможно, я бы взял какую-то антрепризу. Но в труппу, наверное, не пошел бы. С моим графиком съемок в кино работать в театре постоянно было бы сложно.

«На большом экране и мои уши в два раза больше»

- Когда вы видите себя на большом экране, возникают вопросы?

- Постоянно. Я думаю о том, что у меня уши в два-три раза больше стали на таком экране, - смеется Владимир. - На самом деле, я сразу начинаю смотреть все с профессиональной точки зрения. Приглядываюсь - не разошлись ли татуировка и грим. Я смотрю «Крецула» уже четвертый раз и начинаю улавливать какие-то мелкие детали. Еще раз похвалю грим, потому что он был безупречный в таких суперполевых условиях.

- Как оцениваете свою работу в фильме "Крецул"?

- Для меня было все в этой работе по-новому, потому что это авторское высказывание. У фильма другой темпоритм, не тот, к которому я привык, и это тоже было новым. Чувства, которые я внес в картину и которые, надеюсь, вызову у зрителей после просмотра, для меня очень важны. К съемкам готовился, пересматривая хроники, изучая то, что нам предоставила режиссер. У нас была своя группа в телеграме, где мы делились материалом, постоянно что-то обсуждали, репетировали молдавский акцент, пытались найти какую-то психофизику для моего героя и как он будет существовать. Дело в том, что способы существования для героев Сергея Волкова и Никиты Волкова были перед глазами. Это Олег Крецул и его друг Виталий Глигор. Для Сергея и Никиты было чуть проще в плане поисков материала, но им было сложнее воспроизвести психофизику, манеру жизни героев картины - реальных прототипов. Мне же проще, потому что я сам мог что-то придумать. Но мне все равно было важно понимать, как их третий друг существовал, что он делал, его историю, его исходные обстоятельства.

- Стоит ли перед фильмом прочитать историю Олега Крецула?

- У фильма странный темпоритм, привыкнуть к нему тяжело. Я понимаю, что идет сложная последовательность событий. Думаю, необязательно углубляться, но прочитать «Википедию», возможно, стоит. Как мне кажется, здесь и так все понятно. Подробностей в фильме мало, но, думаю, люди и так все поймут. Все же поняли, что когда мы вышли из машины, я говорю про смерть жены, хотя слов в сцене нет. Мне, кстати, обидно, что этот момент вырезан, потому что я приготовил там целую тираду, расплакался. В самом кино оставили гораздо меньше, еще и звук убавили и получилось, что зрители видят в основном только наши руки. А я там полчаса плакал так, что мама не горюй.

Жизнь талантливого спортсмена Олега Крецула из Молдавии резко изменилась после автокатастрофы, в которой он потерял жену и лишился зрение. Создатели отмечают, что фильм "Крецул" не о спорте, а о мужской дружбе.

- Мы снимали картину в 2021 году, очень долго ждали ее выхода. К сожалению, в зале нет моих друзей Сергея и Никиты Волковых, с которыми мне посчастливилось работать. Я многому научился у ребят. Это была тяжелая история для нас в тот момент, мы долго боролись за фильм, чтобы он вышел на экраны. Мне кажется, история Олега Крецула важная для всех людей. Она про мужскую дружбу, при всем том, что снимала ее очень сильная женщина - режиссер Александра Лихачева. Не ждите от фильма спортивного байопика вроде "Легенды №17" или "Движения вверх". Здесь история о другом, спорт в этом фильме на втором месте, а на первом - человеческие отношения, качества и сомнения всех героев. Зрителям будет весело и грустно. И моментами может быть даже дискомфортно.

- Сложно ли было выучиться говорить с молдавским акцентом?

- Молдаване очень быстро разговаривают - у них немножко гуляет язык, как, например, скачет звуковая линия. Примерно так они разговаривают. Было тяжело, но над фильмом работали прекрасные молдавские артисты. Мы общались с ними около двух недель, я закрепил этот акцент и все получилось. Конечно, я не могу говорить так, как молдаване, но чуть-чуть получается.

«Я настоял на том, чтобы Слона не стало»

- История Олега очень жизнеутверждающая. Такие роли помогают верить в себя?

- Я не переставал верить в себя. Для меня эта история немножко о другом. Не о подвигах Олега в большей степени. Это история о дружбе, а не картина о спорте по факту. Спорт там на втором месте. Это история о дружбе, об обстоятельствах, которые возникли перед мужской дружбой. О выборе мужчин, которые пытаются так или иначе друг друга поддержать. Настоящая мужская дружба трех друзей, которые пытаются сделать правильный выбор в непростых обстоятельствах.

- Почему вашего героя зовут Слон?

- Просто так придумали, потому что третий друг Олега Крецула, к сожалению, не захотел принимать участие в съемках и написании сценария. Он отказался, и нам пришлось придумывать псевдоним.

- Как эта роль повлияла на вас?

- Для меня это был большой вызов в плане внутреннего диалога. Все-таки внешне мы видим в Слоне, возможно, все того же бандита, который вызывает страх. Но благодаря его поступкам и переживаниям, решениям мы видим его абсолютно "голым", открытым и ранимым. Я еще не играл таких оголенных внутренне людей, которые принимают сложные решения. Мне было важно передать, что даже у такого человека, как Слон, есть определенная внутренняя грань, из-за которой он становится слабым.

- Не боялись играть Слона, ведь финал у героя трагический?

- Ну и класс, в такой истории это было важно. В какой-то момент мы не хотели, чтобы он умирал, такой вариант рассматривался. Но я настоял на том, чтобы Слона не стало. Это придает ситуации еще более сложное решение в финале. Как мы видим в фильме, благодаря деньгам Слона, Крецул приехал на первые отборочные соревнования. Если бы не Слон, Крецул бы не попал на соревнования, потому что денег Олег с Виталием не собрали. А дальше - придумайте сами исходные события, где Слон взял деньги и почему он потом умер. Это вам актерская задачка.

- Почему режиссер выбрал формат хоум-видео? Почти нет музыки, сплошные интершумы.

- Это правила повествования Александры Лихачевой, ее высказывание. Когда мы с Сашей обсуждали съемки, я сам много раз задавался такими вопросами. Не сразу догадался, потому что обращал внимание на другие вещи. История так показана, чтобы немного существовать "в качелях" со зрителем. Мне кажется, что режиссер оставляет тебе выбор, с какими мыслями ты уйдешь, с какими останешься. Ты вроде как рядом с героями, но при все при этом не с ними, а на каком-то трамплине и подглядываешь. И именно поэтому камера так работает. И еще вариант - чтобы мы увидели некоторые кадры глазами Олега. Как он держится за плечо друга и идет вперед. У главного героя нет зрения, но мы можем видеть за него. Нас эти вещи не смутили, мы доверялись оператору Мариусу Пандуру. Все-таки он румынский кинооператор и нотки румынского авторского кино в "Крецуле" есть.

- И еще все очень документально.

- Расскажу одну историю про Мариуса. Снимаем сцену огромной свадьбы. Собрали молдаван, которые объяснили все традиции, нас загримировали. Заходим в гримерку и видим там Мариуса в джинсовой жилетке с усами и в очках. Спрашиваем, мол, ты просто примеряешь? А он отвечает, что будет работать вместе с актерами. И этот человек взял настоящую VHS-камеру и как настоящий свадебный оператор снимал всю свадьбу. У нас было два дубля, каждый по 40 минут. То есть в это время мы танцевали и просто жили. В один момент Мариус поставил камеру на стол и начал перед ней танцевать как настоящий оператор. Кстати, есть настоящее видео со свадьбы Олега, благодаря которому мы все смогли подготовиться, а я подготовил танцы. Кстати, на этой съемке можно заметить и настоящего Слона. В фильме мы пытались воссоздать настоящую свадьбу.

«Моя подростковая жизнь была отвратительной»

- Сколько времени ушло на съемки?

- Полных съемочных дней было около 32, у меня чуть меньше. То есть мы все сделали очень быстро, в темпе. На самом деле все было достаточно просто и понятно. Режиссер собирала нас, рассказывала историю, какая у нее идея, объясняла все. У нас был переводчик, потому что Мариусу проще все было понять на румынском языке. Александра, конечно, очень переживала, потому что это ее режиссерский дебют. Это действительно мужская картина, как многие подметили и, конечно, режиссеру-женщине было сложновато. Саша всегда нас подлавливала: мы играем, слово "стоп" не звучит, и мы продолжаем что-то играть. Сцена, в которой я признаюсь Олегу, что его жена погибла, одна из самых сложных. Все происходит молча - зрители ничего не слышат. Саша дала нам полную свободу - что мне, что Сергею.

- Дружите с актерами фильма?

- Конечно. У нас есть чаты, мы обмениваемся новостями, скидываем что-то друг другу. Стараемся раз в месяц видеться.

- Замечаете качественный скачок российского кинематографа в последнее время?

- Не могу не сказать о "Слове пацана". Безусловно, крутой сериал, хотя, возможно, его пиар-компания - это уже перебор. В этом проекте сложилось все: очень крепкий сценарий, классный режиссер и крутой кастинг. Я до сих пор в недоумении, почему меня не взяли, но, безусловно, кастинг офигенный. Я безумно рад за всех моих знакомых из этого сериала, а в особенности за моего хорошего приятеля Славу Копейкина. Из последних фильмов понравились "Звоните ДиКаприо!", "Нулевой пациент", "Юззз", "Лада Голд". Мне кажется, большой толчок нашей индустрии дали платформы. Именно с появлением платформ все пошло вверх.

- Сегодня кто те герои, о которых стоит снимать фильмы?

- Не могу точно ответить на этот вопрос. С учетом успеха сериала "Слово пацана" есть ощущение, что эти герои - уличные пацаны. Но эти герои - не пример для подражания. Я, взрослый человек, понимаю, о чем эта история. Фильм о том, чтобы больше не повторить такого, показать, как это было и как не надо жить сейчас. Но подростки не совсем это распознают, не совсем понимают, где урок, а где призыв к действию. Героями в одно время была "Бригада" и Саша Белый, тот же "Бандитский Петербург". Но это наша история и поэтому нам это интересно. Никакой романтизации в таких фильмах я не вижу. Как можно говорить о романтизации в таких историях? Для меня это странно.

- Какой была ваша подростковая жизнь?

- Сложно сказать - она была отвратительной. Это все, что я могу ответить. Я не любил учиться, подвергался как это сейчас модно говорить буллингу. Все просто на самом деле.

- Буллинг по поводу ушей?

- Не только, причин было много. У меня, во-первых, брат медалист, умный, засранец. Меня постоянно сравнивали с ним, но он не виноват, понятное дело, что хорошо учился. Хотя я до сих пор ему предъявляю за это. Во-вторых, из-за того, что у меня неполноценная семья. Плюс я был хулиганистый, такой сорванец. Прикольно было только играть с пацанами в футбол, прятки, в зомби и всякую такую ересь и еще на стройке бегать. Всю мою жизнь я играл в футбол. В зале сегодня - мои друзья, с которыми мы в 6-7 лет гоняли мяч в коробке в Межгорье. А в 15 лет у меня появилась театральная студия.

- Что бы вы сказали самому себе 15-летнему?

- Я бы себе сказал: не перечь маме, иди есть борщ.

- Если вдруг слава в одночасье закончится, чем бы занялись?

- Если сейчас об этом думать, в моменте, то ничем. Я попытаюсь сделать все, чтобы моя карьера в кино не закончилась.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру